Эстония        13.12.2023   

Летчик осипович сбил боинг. Подполковник авиации осипович рассказал, как сбил гражданский боинг. "Преступление против человечества"

Жизнь в авиации минус один день

Летчик-истребитель Геннадий Николаевич Осипович

Владислав МАРТИАНОВ Краснодар

Подполковник Г.Н. Осипович. Майкоп, середина 1980-х гг.

Курсанты 1-го курса Армавирского ВВАУЛ. 1963 г. Курсант Осипович – первый слева

В истребительной авиации слава к летчику обычно приходит после длинного списка воздушных побед. Так вошли в историю братья Рихтгофен, Жорж Гинемер, Эрих Хартман, Александр Покрышкин, Джозеф Макконнелл, Стив Ричи и сотни их коллег. Но есть в истории и иные примеры – истребитель становился известен после одной-единственной победы. В истории отечественной авиации таких летчиков автору припоминается четыре. С тремя из них – Петром Нестеровым, Виктором Талалихиным (хоть он и имел на боевом счету побед больше, чем одна, прославил его лишь один из его сбитых самолетов) и Геннадием Елисеевым уже не поговоришь…

Особый случаи – летчики ПВО. После 1945 года были и на их счету одиночные воздушные победы, но Николай Докии, Анатолий Кропотов, Виталий Иванников, Федор Зиновьев, Юрий Поляков, Валерий Шкиндер (на счету последнего – даже два сбитых) и многие другие, в отличие от Геннадия Осиповича столь знаменитыми так и не стали – уж больно много шума наделала та воздушная победа…

Иной раз за одним-единственным днем человеческой жизни не видно остальных, хоть частенько не стоило бы забывать и о них. День 1 сентябри 1983 года заслонил от любителей истории авиации всю остальную авиационную жизнь подполковника Осиповича. Хотелось бы попытатъея закрыть этот пробел. С этой мыслью и направился я в теплый январский денек (юг!) на маленький хутор, затерявшийся среди предгорий Кавказа. Поначалу возникли опасения – не так давно минула двадцатая годовщина самой знаменитой в 80-х воздушной победы, хозяина могли просто достать журналисты 1* и как бы не пришлось прямиком с этого хутора отправляться па какой другой бабочек ловить. Но страхи оказались напрасными…

Геннадий Николаевич Осипович родился 25 сентября 1944 года в г. Кемерово. После окончания в 1963 году 11-ти классов тогдашней «политехнической» (с обучением на токаря) школы он поступил в местный аэроклуб, где прошел обучение на Як-18У.

«В военкомате после школы нас собрали. Спрашивают: -Кто хочет летать?» Все прижухли. Только он начал: «В армию не пойдете… » – и все руки подняли – 26 человек. Уточнил: «Кто пройдет медкомиссию – тот не пойдет в армию, а кто не пройдет – тот пойдет». И прошло из нас два человека».

В том же году Геннадий стал курсантом Армавирского летного училища. В это время в Армавире в течение нескольких лет проводился эксперимент – курсанты, не тратя время на самолеты первоначального обучения, осваивали МиГ-15УТИ, а в дальнейшем сразу пересаживались па МиГ-17. Набор 1963 года оказался последним из учившихся по этой программе – со следующего года в обучение младших курсов вклинился L-29.

В 1967 году последовал выпуск из училища. Геннадий, выпущенный со вторым классом, сразу попросился на Дальний Восток – -хоть мимо дома проеду, да и поближе оттуда», и его просьба была удовлетворена. По прибытии молодых лейтенантов на место назначения перед ними выступил командующий 10-й армией ПВО дважды Герой Советского Союза А.Е. Боровых, и началось распределение. Лейтенант Осипович был направлен в 530 ИАП ПВО (аэродром Чугуевка близ Владивостока 2*). Полк, которым командовал полковник А.С. Саакян. был типичной авиационной частью «второй линии» – в такие полки свежеиспеченных летчиков-истребителей обычно посылали для прохождения первого года службы и поднятия классности (тому способствовали и местные погодные условия, изобилующие «сложняком»), после чего уже направляли в боевые части.

В октябре 1968 года Геннадий, уже имея первый класс, был переведен в ИАП, базировавшийся на аэродроме Унаши (ныне Золотая Долина 3*) близ Находки, где продолжил летать на МиГ-17 до весны 1970 года. Из ярких событий, произошедших здесь, запомнилась кампания по строительству капониров. Толчком к ней послужила Шестидневная война, случившаяся еще в июне 1967-го. В этот момент руководство ВВС и ПВО по печальному опыту египетских друзей вдруг осознало, что привычка расставлять самолеты ровными рядами может иметь весьма печальные последствия (как будто было мало 1941 года!) и забило тревогу. На строительство капониров для авиационной техники были брошены все силы сперва в западных округах, а к 1969 году эта волна докатилась и до Дальнего Востока.

1* Вернее сказать, уже достали. Практически все фотографии из личного архива Г.Н. Осиповича, где он запечатлен рядом с самолетами, в свое время были растащены представителями прессы. Ни один снимок назад не вернулся (при этом бесследно исчезла и летная книжка с записью о ТОМ САМОМ боевом вылете). По этой причине автор просит прощения у читателей за скудность прилагающегося к статье фотоматериала (все опубликованные здесь фотографии Геннадию Николаевичу уже возвращены).

2* Впоследствии полк перевооружили на МиГ-25П. Именно отсюда в сентябре 1976 года сделает себе «перевод на Запад» старший лейтенант Беленко.

3* Переименование было произведено в 1973 году в рамках компании по изничтожению на картах советского Дальнего Востока корейских и китайских названий.

Ст.лейтенант Осипович Г.Н. – лётчик в/ч 65333, аэродром Унаши. Снимок апреля 1970 г.

Но субботнике: майор Осипович и капитан Устюжанин (справа). Моршанск, середина 70-х годов.

Как, к сожалению, слишком многое строилось и строится в нашей армии, капониры эти, имея на руках категорический приказ начальства и почти не имея стройматериалов, пришлось возводить «хапспособом». Изыскивать недостающее приходилось, проявляя чудеса изобретательности, но это было еще полдела. Поскольку с рабочей силой у местных авиаторов было туговато, то для засылки землей уже возведенных бетонных укрытий были экстренно привлечены жены и дети летчиков. Последних для этой цели даже снимали с уроков в школе. Особая морока была с воротами укрытий. По проекту в толстенные стальные створки требовалось засыпать керамзит, но его так и не нашли. В одном укрытии попытались заменить керамзит морским песком, но масса конструкции выросла настолько, что стальные колесики, на которых створки должны были перемещаться, просто ушли в бетон. В итоге ворота так и оставили пустотелыми.

Иногда более опытные летчики полка привлекались к перехвату разведывательных аэростатов, которые время от времени заносило на нашу территорию. Дело это было непростое – шары-разведчики и так шли на пределе высотности МиГ-17, но шар при опасности перехвата мог освободиться от балласта и прибавить высоты, куда советский истребитель добраться уже не мог.

Но был у дальневосточной ПВО противник и посерьезнее. Время от времени по всему Дальнему Востоку объявляли тревогу: со стороны острова Гуам приближался SR-71. Достать идущий на тридцатикилометровой высоте трехмаховый разведчик не мог никто, но тем не менее все полки, включая и те, что летали на МиГ-17, приводились в состояние боеготовности. Конечно, на перехват не взлетали, но приказ есть приказ… «Все сели в самолеты, и неважно – хоть в Ли-2 – все сидят по SR-у». Такие ночные посиделки в кабинах порой случались до трех – четырех раз в месяц, особенно после смены частот в ПВО. Полеты американского гостя (или гостей – в зависимости от того, один борт летал или несколько) прекратились в 1972 году – то ли потому, что на боевое дежурство начали ставить ЗРК С-200, то ли в связи с визитом Ричарда Никсона в СССР и началом эпохи разрядки. Все эти нарушения границ огласки не получали по той же причине, по которой не оглашались во второй половине 50-х годов нахальные полеты в советское воздушное пространство другого детища Кларенса Джонсона 4* – U-2: просто не хотелось позориться…

Пришлось в это время полку побывать и в обстановке, еще более приближенной к боевой – в марте 1969 года во время боев на острове Даманский на случай всяких неожиданностей ИАП перебрасывался на аэродром Ласточка близ Спасск- Дальнегов 14 километрах от границы. Поскольку с той стороны изрядную часть воздушных сил «великого кормчего» составляли J-5, то МиГ-17 здесь были вполне к месту и даже имели преимущества в силу более высокой квалификации своих пилотов. не испытавших на себе, в отличие от своих китайских коллег, бремени «культурной революции». Впрочем, сравнивать боевые качества авторского и лицензионного МиГ-17, а также подготовку советских и китайских пилотов не пришлось – обошлось без применения авиации.

Весной 1970 года ИАП начал переучивание на перехватчик Су-15. Вместе со всеми переучивался в Саваслейке и Геннадий Осипович, предварительно полетав немного и на Су-7У, который оставил о себе не слишком приятные впечатления, особенно на посадке. С конца года началась перегонка самолетов в полк.

Су-15 первых серий были прозваны в полку «мустангами» за высокую посадочную скорость. Позднее в полку появились и самолеты, оснащенные системой УПС («с наплывом»), а в 1973 году пришли и Су-15ТМ. Старший лейтенант Осипович успел полетать и на этих машинах, но в конце года перед заменой командир полка П.А. Филь практически на месяц отправил его в дежурное звено («Я заменялся, ну зачем на меня керосин тратить, готовить меня? Езжай, говорит, туда- там научат»).

В этот период Геннадию Николаевичу пришлось несколько раз вылетать на сопровождение ходившего (или ходивших) вдоль советской границы RB-66. В 1971 году во время одного из таких сопровождений его Су-15 был по указаниям с земли выведен на цель столь точно, что… летчик ничего не увидел. Ситуация прояснилась лишь тогда, когда он решил поднять, голову – прямо над перехватчиком заслоняло половину неба пузище «Дестройера». Однако такие встречи всегда заканчивались мирно – дело-то происходило над ничейной территорией…

На следующие три года капитан, а затем майор Г.Н. Осипович попал служить в 153 ИАП ПВО, дислоцированный в Моршанске. Полк этот также занимался в основном обкаткой только что выпущенных лейтенантов для полков Московского округа. В это время на перспективного командира эскадрильи с первым классом положил глаз политотдел.

«Вызывают в корпус. Еду как начальник штаба. Рассаживают: ты – командир звена, ты комэска… А мне говорят – иди к начальнику политотдела, ты замполитом записан. Так и стал замполитом».

Однако этим не ограничились. Летчика стали упорно проталкивать поступать в академию. «Заставляли силком. Так если б в гагаринскую -я б пошел, а то заставляли в политическую. Я один раз туда приехал, на заочное, сказал, пойду, и не готовился. В приемной комиссии мне майор говорит: ты, моя, уже тут. Первый класс здесь ценился – политические летают-то мало. Я говорю: на следующий год приеду, не готов, а мне уже три балла ставят. Не поступил тогда. На следующий год вызывают в дивизию и справку дают, что у меня эскадрилья отличная. Это значит -и с тройками примут. Да что же за напасть какая-то! Дорожку выкладывали-выкладывали, а я взял да убежал. Друг у меня в Генштабе был, он звонит: лучше уходи, мол, оттуда, генерал на тебя злой. Я говорю: делай мне перевод на Север или на Сахалин».

Так после трехлетнего перерыва в 1976 году майор Г.Н. Осипович вновь оказался на Дальнем Востоке. Новым местом его службы стал 777 («пьяный» – кличка была дана в честь знаменитого портвейна «Три семерки») НЛП ПВО, дислоцировавшийся на аэродроме Сокол близ Южно-Сахалинска, Командиром полка, а затем 40 НАД ПВО был полковник А.М. Корнуков – будущий Главком ВВС России. На вооружении полка находились Су-15 ранних модификаций, уже успевшие послужить в других частях и переданные сюда в связи с поступлением в те полки новой техники.

Служба в полку была весьма специфической – вероятный противник, не пересекая границу, провоцировал советскую ПВО реагировать на свое появление, заставляя поднимать в небо истребители и активизировать радиолокационные средства, что, собственно, и являлось его целью. Так продолжалось вплоть до последнего летнего дня 1983 года…

Служба Геннадия Осиповича продолжалась тем временем своим чередом. Он, избавившись от политработы, послужил в должности командира эскадрильи, а затем стал заместителем командира полка по летной работе, нося уже звание подполковника. В этот период в его летной практике имело место чрезвычайное происшествие в январе 1982 или 1983 года – срыв фонаря кабины на пробеге. Причиной этого стало ослабление пружины на ручке, фиксирующей фонарь в закрытом положении снаружи. В итоге при касании ВПП сдвижная часть фонаря по инерции пошла вперед, а потом свободно ушла назад («никогда не думал, что в кабине столько пыли – все глаза запорошила»), 777 ИАП ПВО уже стоял в очереди на оснащение новой техникой – во второй половине лета 1983 года его 2-я АЭ убыла переучиваться на МиГ-23. Остальным эскадрильям посулили МиГ-31, и обещание это впоследствии было выполнено даже раньше, чем ожидалось. Побывав в июле того года в отпуске, Геннадий Николаевич уже настраивался на освоение нового перехватчика («сидел, ждал и дождался…»), когда около 6 часов утра по местному времени 1 сентября (по Москве было еще 31 августа) он был поднят в воздух с боевого дежурства. Поначалу ничто не вызвало тревоги – такие подъемы с целью тренировки бывали и раньше («Ту 16 идет – не включает «свой-чужой»»), но прозвучавшая вскоре после взлета команда проверить оружие (две Р-98 и подвесную пушку) заставила насторожиться. Наводимый с земли, «мустанг» 5* с красным номером 17 устремился навстречу нарушителю…

4* Раз уж упомянулось это имя, то хотелось бы сказать вот что, В англоговорящих странах (глядя на нынешнее поведение на международной арене США и Англии, впору переименовывать их в НАГЛОговорящие) есть привычка даже в официальной литературе превращать полные имена в уменьшительные – возможно, для компенсации отсутствия уменьшительно-ласкательных суффиксов. Так стараниями британцев в историю уже вписаны их королевы Лиззи, Энни и Вики. Вот и американцы Кларенса Джонсона превратили в Келли (вместе с Эйбом Линкольном и Джимми Картером). Что ж, их право. Но мы-то с вами читаем, говорим и пишем по-русски! А раз так, то пусть в русских переводах Кэлвин останется Кэлвином, а Джеймс – Джеймсом. Мы же не говорим – «Ту-95 создан Андрейкой Туполевым»!

5* Это означает, что машина относилась к промежутку от 1 -й до 10-й серии выпуска включительно. В ряде авиационных изданий утверждается, что перехват выполнялся на Су-15ТМ, но в это время на вооружении 777 ИАП находились лишь более ранние версии Су-15 (информация Г.Н. Осиповича).

Очистка снега на аэродроме Сокол, 777-й ИАП

Что случилось в остаток той ночи, широко известно. Об этом уже немало написано, и автор не считает нужным повторять то, что было. Хотелось бы лишь уточнить, чего не было.

Вопреки получившей распространение в некоторых средствах массовой информации версии, что «Боииг« шел только с включенными проблесковыми огнями, необходимо сказать, что самолет был освещен («я когда выскочил на одну высоту – огни в два ряда» 6*), о чем летчик и доложил на землю. Из-за возникшей заминки лайнер и перехватчик пересекли южную оконечность Сахалина, и уже над Японским морем с земли поступила команда на уничтожение нарушителя.

Еще одно распространившееся заблуждение – сбитие той ночью сразу нескольких самолетов. Согласно этой версии подполковник Г.Н. Осипович (позывной 805) уничтожил RC-135, а пассажирскую машину сбили сами американцы или даже японцы. Французский исследователь Мишель Брюн разыскал даже свидетелей падения в Японское море SR-71, кусок обшивки которого вроде бы выловили японские рыбаки. В подтверждение этой версии обычно приводят слова пилота МиГ-23 майора Литвина (позывной 163), поднятого с аэродрома Смирных 7* вслед за Су-15. Осипович: «Я как разе «воронке» оказался, и меня с земли не видели. У него запрашивают – он в 14-ти километрах находился – что он видит, а он: «Наблюдаю воздушный бой!». Я услышал и передаю ему: «Молчи, что ты болтаешь!», а он все воевать хотел – пацан молодой. Уж так он потом переживал, что не ему этот «Боинг» достался,..».

Еще одно распространившееся ныне мнение, которое должно было подтвердить тезис о целом ряде воздушных схваток в ту ночь – два вылета Г.Н. Осиповича в iy ночь, которые якобы имели место. На деле вылет был лишь один.

Не подтверждаются и сведения о том, что в ту ночь в небо поднимались только что прибывшие МиГ-31. Четыре машины этого типа действительно поступили в 777 ИАП, но это произошло вечером 7 сентября («как обычно – почесать там, где укололи») 8* . Помимо МиГ-23, с материка (аэродром Постовая) к месту инцидента направлялось звено МиГ-21, но их вскоре завернули обратно. Кроме того, с Сокола подняли Су-15, который пилотировал командир 1-й АЭ 777 ИАП майор Сергей Тарасов (позывной 121), а вслед за ним – еще два «ферзя» 9* . Больше истребителей в ту ночь в районе нарушения границы в воздухе не было.

И. наконец, хотелось бы опровергнуть возникшую уже в 1983 году версию о том, что командир сбитого «Боинга-747-230В» (з/н 20559, регистрация HL7442) был таким опытным, ну таким опытным, что ну никак не мог ошибиться. В подтверждение этой версии был даже пущен слух, что командир лайнера до 1980 года был шеф-пилотом тогдашнего диктатора Южной Кореи Пак Чжон Хи. Увы, в биографиях командира корабля Чун Бюн Ин, второго пилота Сон Дун Хви (оба в свое время летали в ВВС) на F-86) и бортинженера Ким Ю Дун, как установила уже в 1992-1993 годах международная комиссия, таких фактов не прослеживается.

Итак, Су-15, как это принято было писать в художественной литературе, устало притерся к ВПП и зарулил на стоянку. С этого момента у его пилота началась совсем иная жизнь…

Целые сутки летчик пребывал в непонятном положении – им никто не интересовался и никуда не вызывал. В ночь на 2 сентября в полк позвонили из Южно-Сахалинска и потребовали немедленной явки подполковника Осиповича пред грозны очи командующего Дальневосточной ставкой генерал-лейтенанта Цоколаева. Перед этим он уже успел побывать на аэродроме Елизово (Камчатка), и, поскольку тамошние авиаторы нарушителя упустили, «папахи к ушам попришивал» 10* . Так как ни самолета, ни машины прислать за Осиповичем не удосужились, летчику пришлось садиться в свою «шестерку» и гнать сорок километров до города.

В последующие дни Геннадию Николаевичу неоднократно пришлось повторять описание своих действий перед целой чередой больших авиационных начальников, Ошибок в его действиях, в общем, не углядели, но кое-кто все же высказывался в том духе, что летчик мог бы и еще разок на всякий случай запросить землю («партсобрание провести»).

6* Характерный признак «Боинга-747» – двухпалубный салон в носовой части фюзеляжа.

7* Поселок, близ которого был расположен аэродром, был назван в честь Героя Советского Союза Л.В. Смирных, командира пехотного батальона, погибшего в этих местах 16 августа 1945 года.

8* Уточнить это обстоятельство удалось благодаря тому, что временно поселить экипажи-перегонщики собрались в трехкомнатной квартире, которую и освобождал Г. Н. Осипович в связи с переводом. Уже с утра 7 сентября торопить семью лично прилетел начальник штаба воздушной армии, который и сообщил, что сюда летит звено МиГ- 31 и надо поспешать с упаковкой вещей.

9* Так на жаргоне летчиков ПВО называют самолеты, в случае необходимости поднимаемые о воздух для усиления уже взлетевших штатных дежурных истребителей.

10* По информации Г.Н. Осиповича, в числе летчиков, которые поднимались на перехват в ту ночь с Камчатки, был и А.И. Босов, который, служа в 431 ИАП ПВО на Су-15ТМ, 20 апреля 1 978 года подбил над Карелией южнокорейский же «Боинг-707», удивительнейшим образом допустивший погрешность в курсе более чем на 180 градусов. Однако же повторно.нанести материальный ущерб «Кореан Эрлайнс» летчику не удалось. В этот раз было поднято звено, но оно нарушителя не обнаружило – не сработало что-то из радиотехнических средств. Затем обнаружение все же произошло, но догнать его камчотским истребителям из-за выработки топлива ужо не удалось.

Прощание с Сахалином. Г.Н. Осипович (4-й слева) в кругу товарищей по 777-му ИАП возле постамента МиГ-17. Аэродром Сокол, 6 сентября 1983 г.

Вручение Г.Н. Осиповичу ордено Красной Звезды «за успехи в боевой и политической подготовке». Август 1984 г.

Помимо прочего, по приказу с Самого верха летчику пришлось переозвучить записи речевого накопителя. Теперь переговоры писались не на проволочный, а на обычный кассетный магнитофон (фоновые шумы имитировались с помощью… обыкновенной электробритвы). Согласно дополнительным указаниям нескольких полковников из Генштаба текст переговоров претерпел некоторую трансформацию. Упор теперь делался па то. что «Боинг-747» не был опознан летчиком как пассажирский самолет в связи с тем, что якобы на нем были включены лишь проблесковые маячки. Фраза о светящихся иллюминаторах в новую редакцию уже не попала. Так рождалась версия о том, что советская ПВО на самом деле сбила RC-135 11* (в темноте разве отличишь на глаз 747-й от 707-го?), а но поводу южнокорейского лайнера, мол, лучше поинтересоваться бы вам, господа хорошие, где-нибудь в другом месте, С этим вариантом записи начальник Генштаба и отправился на известную пресс-конференцию.

Не успела улечься вызванная перехватом суета, как начальство поинтересовалось у летчика, куда он хотел бы перевестись. «Мы, говорят, все равно убирать тебя отсюда будем. Говорю: В Майкоп». Они: «А где это?"».

На сборы семье дали предельно малое время («я ни машину не успел продать, ни мебель, все в два спичечных ящика поместилось»), а затем на специально присланном на Сокол Ан-24 летчик и его домочадцы 7 сентября во второй половине дня были перевезены в Хабаровск, где дальнейшую эстафету принял Ил-76. Вечером того же дня был сделан первый «привал» в Семипалатинске. Здесь, пожалуй, впервые Геннадий Николаевич осознал, насколько стал знаменит («я столовую пришли – повара из своих амбразур повысовывались»). Гак в сентябре 1983 года подполковник Г.Н, Осипович был назначен старшим штурманом входящего в состав Армавирского летного училища ПВО 761-го учебного ИАП, который дислоцировался на аэродроме Ханская близ столицы Адыгеи. Здесь он осваивает новый (для себя) МиГ-21 бис.

Служба в «санаторно-шашлычном» 12* округе протекала, в общем, нормально, хотя были и некоторые издержки, связанные, в основном, с в одночасье свалившейся известностью. Заезжее начальство частенько не упускало шанса послушать из первых рук подробности нашумевшего перехвата («каждый норовил за руку поздороваться»), и это начинало раздражать.

«Вечером зовут меня – генерал, мол, прилетел и тебя требует. Я прихожу, а он мне: «Чего это ты не на работе?». Я и не понял вначале, какая работа – семь часов вечера. Ну, – говорит, -рассказывай, как ты его сбил». Я говорю: «Не буду рассказывать. С утра на службе – пожалуйста, а сейчас не буду. И не стал».

Почти год спустя после произошедшего. в августе 1984 года, Геннадий Николаевич был награжден. Столь длительный срок между перехватом и награждением объяснялся тем, что начальство ломало голову, как быть: наградить – вызвать недовольство на Западе (а от этого инцидента требовалось уйти как можно скорее), а не награждать неудобно. На летчика были составлены и последовательно отклонены представления на ордена Ленина, а потом – Боевого Красного Знамени. В конце концов Геннадия Николаевича наградили в группе с другими офицерами орденом Красной Звезды г формулировкой «за успехи в боевой и политической подготовке».

Срок службы в армии постепенно подходил к концу – приближался 1989 год. а вместе с ним и сорокапятилетие. Однако летная биография Геннадия Николаевича неожиданно завершилась на три года раньше. В августе 1986 года он с группой летчиков полка отправился в Чирчик (Узбекистан) для перегонки в полк десяти прошедших ремонт МиГ-21бис. Взлет прошел нормально, и группа направилась к первому промежуточному пункту маршрута – аэродрому Мары-2. Ничто не предвещало беды, когда при прохождении третьего разворота перед посадкой у МиГа, который пилотировал Геннадий Николаевич, кончилось топливо. Самолет мгновенно потерял управляемость – перестали работать бустеры – и посыпался вниз. Не удалось даже вывести его из крена. В этой ситуации ничего, кроме катапультирования, уже не оставалось. МиГ-21, благополучно миновав приаэродромные постройки, даже не загоревшись, плашмя рухнул на хлопковое поле. Летчику, однако, не повезло – при приземлении он упал на глинобитную площадку – такыр («хуже бетона») и получил компрессионный перелом позвоночника. Ходить травма еще позволяла, а летать – уже нет. В результате подполковник Г.Н. Осипович, имея налет более 3400 часов, был списан с летной работы. Оставшееся до сорокапятилетия время он служил в должности штатного руководителя полетов, а 5 ноября 1989 года был издан соответствующий приказ, и Геннадий Николаевич окончательно покинул ряды Вооруженных Сил. После увольнения он небольшое время проработал сторожем на Майкопском редукторном заводе («я туда за запчастями для машины зашел – а там весь полк: зам, нач- штаба,..»). Однако длилась эта работа Лишь до 1990 года.

Жизнь на пенсии первые годы протекала спокойно, но с отменой в начале 90-х годов цензуры о покое пришлось забыть – в прессе возник интерес к «белым пятнам» недавней истории, и в Майкоп зачастили журналисты (одной из первых публикаций стала большая статья во многих номерах «Известий» в начале 1991 года). Пиком стал 1993 год – десятая годовщина перехвата. Фотографии Геннадия Николаевича снова стали появляться в газетах. Начали приезжать и зарубежные исследователи, настаивавшие на доскональных ответах на вопросы о том, что же все-таки произошло в ту ночь. Спрашивающие частенько просто не понимали, что такое полет на реактивном истребителе, тем более ночью, и продолжали ставить в тупик – таких подробностей того полета припомнить было решительно невозможно.

«Американец этот спрашивает меня через переводчика: «Сколько было до цели?» Я говорю: «Метров пятьсот». Он: «А точнее?» Я: «Четыреста девяносто семь с половиной!» Он доволен и записывает. Потом спрашиваю у переводчика (наш парень, майкопский): «Ты-то хоть лексику нашу авиационную по-английски понимать?», а он мне: «Я ее и по русски-то не понимаю».

После 1993 года настала некоторая передышка. Впрочем, в 1998-м и 2003-м наплыв гостей – правда, в меньших количествах, но на этот раз и с телеканала НТВ – повторялся. О тех событиях сняли документальный фильм, в котором свои комментарии случившемуся давал и Геннадий Николаевич. Все это, конечно, утомляло.

Впрочем, нет худа без добра. В 1993 году японские телевизионщики, снимая свой документальный фильм, свозили бывшего заместителя командира 777 ИАП на Сахалин, где он повидал прежнее место службы, а также свой Су-15 – по списании машину с красным номером 17 установили на постамент перед Домом офицеров в Южно-Сахалинске.

11* Удалось установить, что на траверзе Камчатки к «Боингу» действительно пристраивался самолет вроде RC-135, но затем произошло расхождение целей. Советская сторона упирало на то, что благодаря этой провокации (а она, несомненно, имела место) не удалось точно установить, какой же самолет отвалил в сторону, о какой продолжил полет в сторону Сахалина постепенно забирая все дальше на запад. Сообщение летчика о двух рядах иллюминаторов лишь испортило всю версию. Для этого и понадобилось редактирование записи радиопереговоров. Однако, как известно, запись одновременно вели и японцы, ток что эта хитрость лишь повредила репутации СССР.

12* Армейско-фольклорное «почетное наименование» Северокавказского военного округа. Подобные прозвища армейские острословы присваивали и другим округам.

Особенности самолета. Су-15, на котором Г.Н.Осипович осуществил перехват южно- корейского авиалайнера, имел стандартную для самолетов того типа серебристую окраску по всем поверхностям. Опознавательные знаки в шести стандартных позициях. Номер 17 красный наносился только на воздухозаборники и на киле не дублировался. Машина принадлежала 1-й АЭ полка, В 777 ИАП ПВО звено управления своих самолетов не имело и использовало те машины, которые на данный момент были готовы к вылету. Обтекатель РЛС и верхняя законцовка киля зеленого цвета. Ни ножах воздухозаборников желто-черной предупредительной «решетки» не наносить.

В статье использованы документы и фотографии из личного архива Г.Н. Осиповича.

Из книги Тени над Заполярьем [Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев] автора Зефиров Михаил Вадимович

Один длинный полярный день 5 июня 1943 г. произошло новое «воздушно-морское сражение», но теперь уже в Мотовском заливе. В 01.00 из Порт-Владимира в бухту Озерко вышли буксир № 21 с баржей С-1, на которой находились десять 122-мм орудий, и сторожевой катер № 11, перевозивший

Из книги Я дрался на истребителе [Принявшие первый удар, 1941–1942] автора Драбкин Артем Владимирович

ПРИКАЗ С ОБЪЯВЛЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЯ О НАГРАДАХ И ПРЕМИЯХ ДЛЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВВС КРАСНОЙ АРМИИ, АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ, ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ПВО И ВВС ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В целях дальнейшего повышения боеспособности Военно-Воздушных Сил Красной Армии, авиации

Из книги Оккультные тайны третьего рейха. Темные силы, освобожденные нацистами автора Роналд Пол

ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРАДАХ И ПРЕМИЯХ ДЛЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ, АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ, ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ПВО, ВВС ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ЗА БОЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОХРАНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ I. Истребительная авиация1. Летчики

Из книги Генерал армии Черняховский автора Карпов Владимир Васильевич

Один народ, один лидер, одна судьба «Удивительно, насколько сильно надо предать народ, чтобы править им».Адольф ГитлерКаждый из нас гордится своей неповторимой индивидуальностью. Но, как показала эра нацизма, любой может быть сметен вихрем коллективных эмоций, захвачен

Еще один критерий Нет, не убедил меня Андрей Морозов в том, что немцы действительно имели столько побед над нашими летчиками, сколько они себе приписывали в пропагандистских целях. Вообще-то даже иностранные историки видят, что в этих немецких победах что-то не то, но,

Из книги Техника и вооружение 2015 03 автора

Еще один «горемыка» На этот раз обидчиком оказалось ЦРУ. Как значится в сообщении из Еревана, там объявился бывший офицер КГБ Армении Норайр Григорян, жаждущий справедливости от ЦРУ. Это еще один предатель, «крот» ЦРУ, который был разоблачен в 1975 году и осужден на 12 лет

Из книги Рождение советской штурмовой авиации [История создания «летающих танков», 1926–1941] автора Жирохов Михаил Александрович

Один день на базе ОМОНа Денис Передриенко С 20 по 24 января 2015 г. на территории всей страны проводилась необычная акция – «Студенческий десант», организатором которой являлось Министерство внутренних дел Российской Федерации. Она преследовала несколько целей:

Из книги Казак на самоходке. «Заживо не сгорели» автора Дронов Александр

Взаимодействие штурмовой авиации с другими родами авиации и сухопутных войск Взгляды на организацию управления штурмовыми авиационными частями тесно переплетаются с положениями, касавшимися организации взаимодействия штурмовой авиации с другими родами авиации и

Из книги Донское казачество в войнах начала XX века автора Рыжкова Наталья Васильевна

Он один вернулся из боя – Расчет, смирно! Слушай боевой приказ! Противник контратакует, нам приказано поддержать артиллерийским огнем наступление первой роты на рощу Круглая. Быть готовыми к ближнему бою, иметь круговую оборону. Без приказа ни шагу назад. На случай

Из книги Стоп дуть! Легкомысленные воспоминания автора Ефремов Павел Борисович

ОДИН НА ПЯТЕРЫХ Во время войны с Японией Великий Сибирский путь охранялся особыми отрядами. Отряды эти выставляли часовых, посылали в обе стороны пути казачьи разъезды и сами находились в постоянной готовности, чтобы отразить неприятеля, который не раз пытался разрушить

Из книги Год решающих побед в воздухе автора Руденко Сергей Игнатьевич

Всего один день к тому же нам пора вставать, на вахту надобно опять. На ней, пока что с интересом следишь за ядерным процессом, Сгоняя прочь остатки сна и ждешь, чтоб кончилась она. Чтобы как в сказке про мочало, закончив день - начать сначала. Капитан 2 ранга А.

Из книги Рисунок на снегу автора Василевская Галина Ануфриевна

Дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Т. Хрюкин Некоторые вопросы действий авиации в Крыму Личный состав наших частей вырос и окреп в боях за Сталинград, Донбасс, Миус-фронт, Молочную. Имея в своих рядах лётчиков высокого класса, мы начали готовить

Из книги Перемирие между СССР и Третьим Рейхом, или «Мценская инициатива» Сталина автора Максимов Анатолий Борисович

Один Павел повернул лошадь, и скоро и саней и его не стало видно за деревьями. Тихон остался один. Он шёл теперь напрямик, по колени проваливаясь в глубокий снег. Раньше, до войны, он всегда радовался зиме, снегу. За селом ребятишки катались на салазках, играли в снежки,

Из книги автора

Глава 3 Один на один с агрессором Правительства нацистской Германии, фашистской Италии, Англии и Франции подписали мюнхенское соглашение… Франко-советский пакт – краеугольный камень коллективной безопасности в Европе – был похоронен… Перед гитлеровскими полчищами

Вторгшийся в воздушное пространство со шпионскими целями. Тайну этой запутанной истории приоткрывает генерал армии Анатолий Корнуков, который 20 лет назад непосредственно руководил пресечением полета самолета-нарушителя.
- Анатолий Михайлович , за 20 лет о пресечении полета "
Боинга - " написано столько, что не поймешь, где правда, а где ложь :

Да, издано много книг, появились тысячи публикаций и в России, и за рубежом. Некоторые издания храню в качестве сувениров, в том числе и те, что присылали мне из США, Англии, Японии. События того времени продолжают вызывать повышенный интерес и у специалистов, и у СМИ. Однако действительно в версиях много надуманного, а порой - полный вымысел.

- Как же происходило все на самом деле?

- В то время я был командиром 40-й истребительной авиационной дивизии на Дальнем Востоке. Соединение было достаточно большое: четыре истребительных авиационных полка, 14 батальонов, около 8 тысяч личного состава. Два полка - 528-й и 777-й, чьи экипажи непосредственно участвовали в пресечении полета, дислоцировались на Сахалине . Один полк, вооруженный МиГ-23 , располагался на Постовой, рядом с Советской Гаванью, четвертый, на МиГ-21 , - на Курильских островах. Несли ответственность за участок государственной границы почти в 5 тысяч км: побережье вдоль Татарского пролива, Сахалин , Курилы - все наше. Площадь, прикрываемая дивизией была около 1,5 млн. кв. км.

- Дивизия тогда подчинялась непосредственно командующему войсками Дальневосточного военного округа?

- Если быть точным, то командующему ВВС округа, куда и входила наша 40-я дивизия, сформированная в 1980 году. Все силы и средства ПВО, исключая истребительные полки, были включены в состав ПВО округа и также через своего командующего подчинялись командующему войсками округа генералу армии Ивану Моисеевичу Третьяку.

- Месяца за 4 до пресечения полета "Боинга" вы, знаю, ощутили на себе гнев этого военачальника:

- Да, было такое. Военно-политическая обстановка, предшествовавшая событиям, происшедшим в ночь с 31 августа на 1 сентября, была крайне напряженной. Шла, на мой взгляд, уже не "холодная", а "горячая" война. У наших границ беспрестанно курсировали боевые самолеты: разведчики - RС-135 , противолодочные - "Орионы". Прощупывали нашу оборону и стратегические скоростные разведчики SR-71 . Авианосные ударные группы ВМС США приближались на опасное расстояние к Курилам , бороздили Японское море, в том числе и неподалеку от Владивостока. Боевые корабли заходили даже в Охотское море, которое традиционно считается нашим внутренним. Такая обстановка заставляла держать в большом напряжении дежурные силы и средства.

В апреле того же, 1983, года, находясь в Тихом океане на удалении 300 км от Южных Курил , американская авиационная ударная группа, в составе которой был авианосец "Интерпрайз", проводила плановые полеты. 4 апреля звено палубных истребителей F-14 покинуло место базирования авианосца и направилось в сторону Южных Курил . Чуть позже оно нарушило государственную границу СССР, выполнив боевой разворот над так называемыми спорными территориями.

Наглый вызов произошел в зоне ответственности моей дивизии. Отреагировать мы тогда не смогли. Ответственно заявляю, что условий для выполнения боевой задачи тогда не было. На Буревестнике (это средняя часть Курил) базировались истребители МиГ-21 , не оборудованные системой посадки. Их можно было бы поднять. Однако погода тогда стояла мерзкая, и шансов возвратиться на свою базу или уйти на запасной аэродром у летчиков не было. Рисковать их жизнями?.. Я принял решение не поднимать истребители. Меня обвинили в нерешительности. Вот тут-то мне и досталось от Ивана Моисеевича Третьяка по полной программе. Состоялся приказ министра обороны, я был жестко наказан.

- Но справедливо?
- Когда страсти улеглись, мои действия признали целесообразными. Бессмысленно в тот момент было поднимать истребители. Аэродром находился на большом удалении от места нарушения госграницы, и наши самолеты просто не могли бы своевременно поспеть туда, так как американцы, сделав боевой заход над островами, быстро удалились. К тому же МиГ-21 и F-14 несравнимы по боевым характеристикам, и мы могли проиграть воздушный бой, если он, конечно, состоялся бы. На Сахалине базировались истребители
Су-15 . Они были бы подняты, если провокация продолжилась бы в сторону Сахалина .

Уроки извлекли серьезные. В упомянутом приказе министра обороны было проанализировано случившееся 4 апреля. А главное: после наглой выходки американцев руководство Вооруженных Сил приняло срочные меры по замене самолетов на более современные. Установили радионавигационное оборудование, позволяющее производить посадку в условиях жесткого минимума.

- 31 августа 1983-го был обычный день?

- По напряженности боевой работы - да. Необычность для меня заключалась в том, что 1 сентября моя дочь шла в первый класс, и я планировал в тот день утром доставить ее и сына в школу, которая находилась в 12 км от нашего городка. Но судьбе было угодно распорядиться так, чтобы я не попал туда ни 1 сентября, ни в последующие две недели.

В ночь с 31 августа на 1 сентября после четырех часов утра меня поднял звонок оперативного дежурного. Он с волнением доложил: "На Камчатке - нарушение государственной границы. Похоже, вторгся RС-135 . Поднимались истребители. Перехват не удался. Сейчас нарушитель находится над Охотским морем и направляется в нашу сторону. По распоряжению КП Дальневосточного военного округа дежурные силы приведены в готовность № 1: включены дополнительные средства, боевые расчеты вызваны на КП".

Я отдал соответствующие распоряжения, спросил, кто дежурит на аэродроме Сокол , над районом которого, видимо, пройдет самолет-нарушитель, и вызвал машину. Быстро оделся, вышел из квартиры. Но не зря говорят, что одна беда не ходит:

- Что же случилось?
- Я жил в доме, который еще не был сдан в эксплуатацию. Меня вселили раньше, чтобы приблизить комдива к командному пункту, к тому же с моей стороны требовался контроль за завершением строительства здания. Спускаюсь по лестнице и: Дверь в подъезде оказалась запертой. Дом находился под охраной строителей, и они на ночь закрывали подъезды. Слышу, что машина у подъезда, а открыть дверь не могу. Вышиб ее с шестой попытки, потеряв при этом 3-4 минуты. Выбежал, в машину - и на КП. Там уже находился весь боевой расчет штаба нашей дивизии и боевой расчет штаба 24-й дивизии ППО (старший по отношению к нашему в принятии решений) во главе с командиром генерал-майором Николаем Лукичом Кременчугом.

Общая картина была такой. Один наш истребитель выходил к восточному побережью Сахалина со стороны Охотского моря. В готовности № 1 на аэродроме Сокол - экипаж истребителя Су-15 , за штурвалом которого находился заместитель командира 777-го истребительного авиационного полка подполковник Геннадий Осипович . Мы привлекали к боевому дежурству и командование полков. Офицеры этого звена, как правило, выполняли 3 дежурства в месяц ночью, чтобы снять нагрузку с других летчиков. Осипович находился в готовности к вылету № 3. Су-15 был вооружен ракетами, к истребителю также были подвешены контейнеры с пушками.

Наблюдая за полетом нарушителя, все мы до момента открытия огня были убеждены, что в воздухе разведчик RС-135 . Он шел с огибанием мыса Терпения на удалении 100-120 км и, по нашим первоначальным расчетам, не собирался нарушать государственную границу в средней части острова. Мы решили, что он, видимо, проследует строго на юг и возможно пересечет госграницу на юге Сахалина или на юге Курил . Однако вскоре самолет-нарушитель повернул на юго-запад и последовал курсом 210-220 градусов. Прокладка маршрута показывала, что он нарушит границу в районе аэродрома Сокол с восточной стороны острова. Именно в тот момент последовала команда на подъем дежурного истребителя Су-15 , за штурвалом которого находился подполковник Осипович .

- Локаторщики сработали нормально?
- Та ночь была очень редкой с точки зрения возможностей по обнаружению и сопровождению целей для радиотехнических войск. Не было никакой рефракции - экраны абсолютно чистые, даже "местники" слабее наблюдались. А истребитель и цель были видны превосходно. Объективный контроль это потом подтвердил. Поставил задачу заместителю командира полка подполковнику Герасименко (комполка полковник Александр Балезин находился в отпуске), руководившему боевым расчетом КП полка, вывести истребитель для сопровождения нарушителя в район Охотского моря.

За 50 км до государственной границы, как это было предписано руководящими документами, приказами по организации боевого дежурства в войсках ПВО и, в частности, в истребительной авиации, была передана команда на КП полка: "Цель - боевой самолет-нарушитель RС-135 . При нарушении государственной границы - уничтожить!" Команду продублировали расчету КП, который управлял истребителем, и передали летчику. Подполковник Осипович задачу принял, продолжая следовать за самолетом-нарушителем.

- Связь с пилотом поддерживалась?

- В тот момент она была устойчивой. Получив информацию о том, что цель пересекла госграницу, я подтвердил приказ на уничтожение. Осипович был готов к поражению нарушителя, все условия для нанесения точного удара у него были. Он уже намеревался, как потом рассказывал мне, нажать боевую кнопку пуска. Однако немного помедлил, вспомнив старую поговорку, бытовавшую в войсках ПВО: "Подожди выполнять приказ - отменят". Пауза длилась 15 секунд. За это время с КП Дальневосточного военного округа от начальника штаба ПВО округа, который в то время возглавлял боевой расчет (командующий ПВО округа генерал-лейтенант Николай Иванович Чукарин находился в отпуске), на КП 24-й дивизии ПВО поступила новая команда: не уничтожать самолет-нарушитель, а принудить его к посадке. Осипович получил задачу: огня не открывать, сигналами показать экипажу RС-135 , что он является самолетом-нарушителем, принудить его к посадке на аэродром Сокол .
Личное дело

Корнуков Анатолий Михайлович

Родился в 1942 г. в городе Кадиевка Луганской области. В 1964 г. окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. Службу начал старшим летчиком. С 1974 г. - командир истребительного авиационного полка. После окончания в 1980 г. Военной командной академии противовоздушной обороны имени Г.К.Жукова командовал истребительной авиадивизией (ДВО) и истребительным авиакорпусом (ГСВГ). В 1988 г. после окончания Военной академии Генерального штаба назначен первым заместителем начальника авиации ПВО. С 1989 г. - первый заместитель командующего отдельной армией ПВО, командующий отдельной армией ПВО. С 1991 г. - командующий войсками Московского округа ПВО. В январе 1998 г. назначен главнокомандующим Военно-воздушными силами. С 2002 г. - советник генерального директора НПО "Алмаз" по вопросам военно-технической политики. Генерал армии (2001 г.).

- Если бы приказ не был изменен, то самолет уничтожили бы непосредственно над островом?

- В этом случае нарушитель упал бы на остров, подчеркну, на сушу, и "тайну " Боинга - " разгадали бы сразу. Но Осипович получил новую команду и приступил к ее выполнению. Летчик многократным миганием аэронавигационных огней и покачиванием самолета с крыла - на крыло (такой установлен порядок передачи сигнала о том, что самолет является нарушителем) показал ему, что рядом истребитель, но реакции - никакой. С наземной радиостанции в аварийном канале на борт нарушителя передается информация на английском языке, точнее, строгая фраза по английски: "Вы нарушили государственную границу". Повторюсь, реакции - ноль.

Вспомнили о том, что на борту истребителя находятся пушки. Передаю боевое распоряжение: "Открыть предупредительный пушечный огонь". Находясь с левой стороны от нарушителя, Осипович выпустил несколько очередей из пушки - около 200 снарядов. Стрелял параллельно курсу самолета бронебойными и осколочно-фугасными. Трассирующих на борту не было. Так было определено приказом министра обороны, чтобы не демаскировать самолет, ведущий огонь. Однако выхлоп пламени из четырех стволов всегда виден великолепно, причем даже днем. Скорострельность высочайшая - 5 тысяч выстрелов в минуту. Пламя было большим, как при включении форсажа, не заметить всполохи было просто невозможно. И вновь - никакой реакции.

- Да, вы просто-напросто охотились за целью

- Не все так просто было. Вскоре самолет-нарушитель зашел в так называемую мертвую воронку КП полка, т.е. находился непосредственно над командным пунктом. Каждая РЛС в зависимости от высоты имеет мертвую воронку, в которой она не видит цели. Диаметр на малой высоте небольшой, с ее увеличением он возрастает. На высоте, на которой шел нарушитель, это примерно 9 тысяч метров, она достигала 12-15 километров. Доклад офицера с КП об этом поверг в шок весь боевой расчет. Я сразу же задал вопрос: "Видит ли цель диспетчерский локатор (он контролировал обстановку в районе аэродрома и обеспечивал завод истребителя на посадку)?" "Да, видит". Отдал распоряжение руководителю посадки самолетов, чтобы он передал летчику команду: "Уничтожить цель ракетным огнем". Одновременно Осипович доложил, что самолет-нарушитель уменьшает скорость, а он не может держаться. Истребитель Су-15 - тяжелый, а крылья не очень большие, поэтому у него эволютивная скорость - 450 км/час. При меньшей скорости он начинал парашютировать, падать.

"Выхожу вперед", - передал Осипович . Это было уже в зоне видимости и управления КП дивизии. Летчику отдается новое распоряжение: разворот на форсаже с предельной перегрузкой и открытие огня. О нашем решении доложил первому заместителю ВВС округа генерал-лейтенанту Валерию Каменскому (командующий ВВС округа генерал-полковник Александр Закревский находился в отпуске). Совпадение произошло такое: один, командующий, в отпуске, второй, командир полка, в отпуске: Сообщаю, что отдал команду на открытие огня. Каменский говорит: "Сейчас доложу командующему войсками Дальневосточного военного округа генералу армии Ивану Моисеевичу Третьяку". В это время истребитель Су-15 , пилотируемый Геннадием Осиповичем , выполнил форсированный разворот, вышел в заднюю полусферу цели на дальность 1,8 км. И летчик произвел залпом пуск двух ракет: правой - с радиолокационной головкой, левой - с тепловой.

Через некоторое время - доклад: "Цель поражена". Правая ракета взорвалась в районе хвостового оперения. Левая вошла в крайний двигатель на левом крыле и отсекла часть его. Су-15 вышел из атаки. Большая машина с огромной несущей поверхностью после поражения ракетами планировала до воды примерно 7 минут.

Звонок от генерал-лейтенанта Каменского: "Анатолий Михайлович! Генерал армии Третьяк утвердил ваше решение". Отвечаю: "Поздно. Нарушитель падает". Каменский: "Что же будет?" Минутой позже дежурный генерал КП округа выходит со мной на связь и говорит: "Будете говорить с командующим войсками". Я представился и доложил: "Дежурный истребитель Су-15 произвел атаку и поразил самолет-нарушитель RС-135 над нашей территорией". Третьяк уточнил: "Вы сбили или не сбили?". Сердце у меня екнуло - на планшете нарушителя все еще вели, и все же твердо ответил: "Самолет сбит!" Через 15 секунд цель пропала с экрана - да, она поражена! Выдох облегчения.

Потом была напряженная и нервная работа по сбору объективной информации. Все мы понимали: случай исключительный. Всех посадили писать объяснительные, опечатали аппаратуру объективного контроля. И стали ждать государственной комиссии. На следующий день из СМИ узнали о том, что сбитый самолет - это, возможно, пассажирский самолет " Боинг - " рейса KAL-007 южнокорейской компании. В души вкралось смятение, и все же мы были уверены: уничтожили RС-135 . На всех локационных средствах нарушитель однозначно был идентифицирован как известный американский разведчик.

- По размерам, конфигурации, по другим характеристикам разве нельзя было определить, что летел "Боинг"?
- А вы выйдите на улицу 1 сентября в 5 утра. Темень. Как определишь?

- А летчик: Что видел летчик?

- Мы спрашивали Осиповича : "Видишь "мигалки"? "Мигалки" он видел. Но они на всех летательных аппаратах имеются. Другое дело, что над территорией противника аэронавигационные огни выключаются. Но в состоянии войны мы ни с кем не находились. Окошек Осипович не видел, в ночное время их зашторивали.

- И что определила комиссия?

- Ее возглавлял маршал авиации Петр Семенович Кирсанов, она была очень представительной и, конечно, отнимала у нас значительное время. Но главные наши силы уходили на другое. В районе падения "Боинга" в воздухе одновременно находились десятки самолетов - японских, американских и наших советских из разных ведомств. Истребители постоянно дежурили в воздухе. Мы были уверены, что провокации будут продолжаться, не исключались и непреднамеренные нарушения государственной границы. Были моменты, когда на экранах радаров светилось от 12 до 15 целей.

Комиссия завершила работу и убыла в Москву. Никаких претензий нам не предъявили. Мы получили небольшую возможность отдохнуть. Мне, правда, не пришлось. В одну из ночей, в 2-3 часа, звонок домой. Оперативный дежурный передает распоряжение: "Нужно срочно выехать на аэродром Сокол . Там вас ждет самолет Ан-26, вылетите в Хабаровск, где вас ожидает Ил-62. Вам приказано вместе с командиром 24-й дивизии ПВО убыть в Москву".

Сообщение озадачило: зачем летим в Москву? В столице нас встретили четко по-военному: "Товарищи генералы, вас ждет начальник Генштаба ". Маршал встретил радушно. Объяснил причину вызова: по решению Политбюро нам предстояло выступить в качестве экспертов на пресс-конференции, которую проводил Леонид . В последний момент нас решили, что называется, не показывать широкой публике, и пресс-конференцию мы смотрели по телевизору.

Проведенное расследование, в том числе и с участием специалистов ИКАО , признало правомерность наших действий. Много вопросов было к американской, японской и южнокорейской сторонам. Они остаются и сегодня.

- Вот как?

- И тогда, в 1983-м, и сегодня, 20 лет спустя , абсолютно убежден в том, что пассажиров в самолете не было. Был один экипаж. Не могли бесследно исчезнуть 269 человек. Никто не собирает на самолетах в одну связку паспорта: Я мог бы привести целый ряд и иных аргументов, но скажу другое. Сегодня проводятся серьезные расследования, и через полтора-два месяца мы узнаем многую неизвестную и запутанную информацию 20-летней давности.

2 СЕНТЯБРЯ 1983 г. все советские газеты опубликовали сообщение ТАСС: "В ночь с 31 августа на 1 сентября с. г. самолет неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошел в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство над о. Сахалин. Самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал". В это время в аэропорту Сеула метались люди, встречающие рейс KAL 007. Пассажирский "Боинг-747", летевший из Нью-Йорка через Анкоридж, в аэропорт назначения не прибыл. На его борту было 269 человек. Сначала было объявлено, что самолет сбился с курса и сел на Сахалине, позднее - что его сбил советский истребитель.

"Цель уничтожена"

ДЕНЬ 1 сентября 1983 года для подполковника Геннадия Николаевича Осип`овича начинался обычно - на ночном дежурстве. А утром его ждали в школе: дочка Оля шла в восьмой, а сын Олег - в первый класс. В войсках ПВО на Сахалине Осипович служил уже 8 лет.

Готовность номер один была объявлена в пятом часу утра. Опять же дело обычное. В 83-м году американские самолеты-разведчики часто залетали в наше воздушное пространство.

Геннадий Осипович и через 20 лет помнит все подробности этого полета и рассказывает о нем спокойно. Мы сидим с уже седым подполковником во дворе его дома под Майкопом. Сегодня его больше волнуют не события той ночи, а то, что на его хутор наконец-то проводят газ и надо срочно подправить стены дома.

- Я набрал 8,5 тысячи метров, - вспоминает Осипович, - вдруг команда: "Впереди самолет-нарушитель". На удалении 30 километров я увидел огни. Самолет мигал. Темно было, серая дымка кругом. Но я видел два светящихся ряда иллюминаторов. Меня запрашивали с земли: "Горит мигалка?" - "Горит". Мигалка бывает только на транспортных и пассажирских самолетах. Пересекли береговую границу, и мне дают команду: "Цель нарушила государственную границу, цель уничтожить". Вдруг новый приказ: "Отставить атаку. Принуди его к посадке". Я вышел на одну с ним высоту, чтобы он меня видел. Начал мигать бортовыми огнями - есть специальный международный код, который предупреждает, что самолет нарушил границу. Он не отвечает. Мне командуют: "Постреляй из пушки". Я сделал четыре очереди - никакой реакции. Мы уже подходили к Невельску, когда мне сказали: "Цель уничтожить". Пришлось повернуть самолет, зайти снизу. Ракеты ушли. Одна - тепловая - попала в двигатель, другая - радиолокационная - под хвост. Огни в самолете погасли. Я доложил: "Цель уничтожена".

На земле подполковника встречал весь полк, поздравляли. Не промахнулся, техника сработала хорошо - вот что на тот момент было для всех главным. А потом, когда начался международный скандал, летчик Осипович из героя вдруг в одночасье превратился в изгоя.

Советским властям пришлось оправдываться и хитрить. Было заявлено, что самолет шел без каких-либо огней, что летчик не мог определить, какой это самолет, что пытался связаться с ним, но на его запросы никто не ответил, что затем Осипович произвел предупредительные выстрелы светящимися трассирующими снарядами.

- Все это было шито белыми нитками, - говорит Геннадий Николаевич. Сейчас он уже может позволить себе вспоминать о тех событиях с легкой иронией. - Японцы писали все наши переговоры. И я докладывал на землю, что самолет шел с мигалкой. А на связь с ним я выйти не мог. У нас нет специальной частоты. Потом ко мне приехали ребята из Москвы, чтобы переделать мой радиообмен. Записали, что мигалка якобы не горела. А 3 сентября меня снимало телевидение. Мужики из Генштаба написали мне, что говорить.

С этого момента Геннадий Осипович из обычного летчика превратился в человека, "который сбил пассажирский "Боинг". И вот уже 20 лет подполковнику постоянно задают один и тот же вопрос: "А вы знали, что там были пассажиры?" Впервые он прозвучал еще в сентябре 1983 года.

- Меня вызвал генерал, - рассказывает Геннадий Осипович. - И говорит: "Вы же знали, что там люди". Я не мог знать, у меня времени не было анализировать. Похож он был на гражданский, очень похож, но ведь любой военный самолет можно закамуфлировать. Я и предположить не мог, что в самолете могут быть пассажиры. До сих пор уверен, что это был разведчик. А пассажиров, я считаю, там не было.

Где люди?

О ТОМ, что пассажиров в сбитом самолете не было, заговорили сразу. Дело в том, что тела погибших так и не были найдены. Находили на дне очень странные вещи: разбитые пудреницы, старую рваную одежду - как будто самолет был набит мусором, - и почти никаких человеческих останков. Один из участников секретной операции по поиску "Боинга" сделал о ней небольшой фильм. Съемки велись под водой. Пленку изъяли и тоже засекретили. Но Геннадий Николаевич рассказывает, что видел этот фильм:

- Нашли фрагменты нескольких тел. Как будто в самолете было человек 17. Сначала говорили, что тела могли съесть рыбы и рачки. Но это просто невозможно - там же должно было быть 269 человек! На дне нашли паспорта, связанные в стопку, связанные кеды. Ну разве когда-нибудь в самолетах складывают вместе паспорта пассажиров? Салон просто набили хламом. Я считаю, что "Боингов" было два. Один - пустой - пошел на Камчатку, потом на Сахалин, и тут я его сбил. А пассажирский самолет шел своим курсом и даже выходил потом на связь с японцами. Но и его завалили. Нельзя на таком самолете, как "Боинг", заблудиться и отклониться от курса почти на 600 миль. Эту ошибку должены были заметить и экипаж, и наземные службы.

Версии

В ТЕЧЕНИЕ 20 лет, прошедших со дня трагедии, версий выдвигалось множество. По одной из них, "Боинг" уничтожили возле берегов Японии то ли американцы, то ли японцы. По другой версии, СССР удалось спасти всех пассажиров. Их якобы отправили в лагеря, детей - в детдома. Чтобы истина, наконец, открылась, свои секретные документы нужно обнародовать не только России, но и США, и Японии. По какой-то причине власти этих стран молчат. Родственники пассажиров, летевших в тот день в Сеул, до сих пор не знают, что стало с их близкими. А подполковник Осипович до сих пор не знает, кого в ту сентябрьскую ночь поразили его ракеты.

Геннадий Николаевич и его жена Людмила вспоминают сейчас, что тогда, в сентябре 1983 года, друзья подполковника не осуждали. Люди военные понимали, что он выполнял приказ. Да и сам он "убийцей" себя не считал. Чувствовал только некоторую растерянность. Ожидать от родного государства в той ситуации можно было всего - даже тюрьмы. К тому же на Сахалине в то время жило 40 тысяч корейцев. Семье Осиповичей было приказано двери посторонним не открывать. Детей в школу провожала охрана. Но уже 7 сентября Осиповичу предложили уехать. Он выбрал город Майкоп - там учился, женился, там жила теща. На сборы, правда, дали всего один день. Переезд вспоминается сейчас, как пожар. Машину каким-то чудом удалось продать, все остальное покидали в контейнеры, мебель оставили. В Майкопе подполковника встречало все родное училище. Преподаватели гордились своим выпускником. А потом выступать перед людьми ему запретили. Вот и пойми - то ли ты герой, то ли убийца.

Подполковник (он так и остался в этом звании) уволился в запас в 1986 году. Пенсии, как водится, не хватает, поэтому, чтобы обустроить свое хозяйство, сначала вместе с женой выращивал на продажу клубнику, потом разводил нутрий, свиней. Правда, бизнесмен из него не вышел.

- В Америке человека, который сбил нарушителя, подняли бы на щит, - говорит подполковник. - А мне даже награду дали не за выполнение боевой задачи, а за "успехи в боевой и политической подготовке". Обидно. И еще непонятно, почему наша сторона молчит, почему не расскажет все, как было? Когда-нибудь все это всплывет, но меня уж, наверное, не будет.

Подполковник Геннадий Николаевич Осипович рассказал, как в 1983 году собственноручно уничтожил гражданский боинг, нарушивший границы СССР. Этот тот самый самолет, вокруг которого разразился скандал.

Информационное агентство ТАСС 2 сентября 1983 года сообщило ошеломительную новость: «В ночь с 31 августа на 1 сентября неопознанный самолет вошел в воздушное пространство СССР со стороны Тихого океана и был сбит как нарушитель над Сахалином». В это же самое время в Сеуле потеряли пассажирский «Боинг-747» рейса KAL 007, на котором находилось 269 человек. Сначала было объявлено, что самолет потерял курс, а потом поступила информация о его уничтожении советским истребителем. В те года разные страны выдвигали самые разнообразные версии. Существовало мнение, что самолет уничтожили ВВС США для того, чтобы устроить провокацию. Другие полагали, что это сделали японцы. Однако правду так вскрыть и не удалось, все государства, имеющие хоть какую-то информацию скрыли данные об инциденте.

Однако газете «Аргументы и Факты» интересное интервью дал подполковник Геннадий Николаевич Осипович. Это именно он сбил тот злосчастный самолет, которому не повезло оказаться в воздушном пространстве СССР.

Офицер рассказал, что в ту ночь он находился на боевом дежурстве в войсках ПВО на Сахалине. Неожиданная боевая тревога была поднята в пятом часу утра. Осипович не предал этому особого значения, так как в 1983 году разведчики США очень часто нарушали границы СССР.

Подполковник взлетел на своем самолет и набрал 8 500 метров. По радио передали, что спереди обнаружен самолет нарушитель. Осипович увидел огни летательного аппарата на удалении в 30 километров. Огни мигали, но это все равно было заметно в серой дымке ночного неба. Также были заметны два ряда светящихся иллюминаторов. Офицер утвердительно ответил на вопрос наземного оператора о том, горят ли мигалки. Пилоту сразу стало понятно, что перед ним либо транспортный самолет, либо пассажирский.

Оператор приказал Осиповичу принудить самолет к посадки из-за нарушения государственных границ. Летчик вышел на одну высоту с Боингом, чтобы другой пилот мог увидеть боевой истребитель рядом с собой, после чего подполковник начал мигать бортовыми огнями. Таким образом, он выполнил международные правила полета и дал специальный код, который предупреждает другой самолет о нарушениях границы. Однако никакой ответной реакции не последовали. После этого оператор приказал дать предупредительный залп из пушки. Осипович дал 4 очереди. Но и тут не последовало реакции. После этого поступил приказ на уничтожение цели. Два воздушных судна находились недалеко от Невельска.

Геннадий Осипович сделал обходной маневр и зашел на Боинг снизу. Было выпущено две ракеты: тепловая попала в двигатель, а радиолокационная – под хвост. После этого огни у Боинга погасли, а подполковник доложил об уничтоженной цели.

После это инцидента разразился международный скандал, в котором пилота пытались превратить в изгоя. И на протяжении 20 лет подполковнику задают один и от же вопрос: «А вы знали, что там были пассажиры». Осипович же придерживается другого мнения.

Подполковник заявил в интервью «Аргументы и Факты», что у него не было времени анализировать самолет на предмет наличия в нем пассажиров. Однако боевой летчик уверен, что это был закамуфлированный под гражданский Боинг разведчик. Его версию подтверждает тот факт, что 269 пассажиров после инцидента так и не смогли найти. Были странные находки вроде связи паспортов или связанных пар кед, но не людей. Осипович также заявил, что Боинга могло быть два. Один – пустой (но с гражданским мусором), и он нарушил границы СССР, а впоследствии оказался сбитым. Второй – пассажирский, летел своим курсом и, согласно имеющимся данным, даже выходил на связь с японцами. Однако его позже тоже сбили. В завершение подполковник отметил, что в действительности самолет самостоятельно не мог отклониться от курса почти на 600 миль. Эту ошибку должны были заметить и экипаж, и наземные службы.

Инцидент с корейским Боингом 1983г. - катастрофа 1 сентября 1983 года пассажирского самолета Боинг 747-230B компании Korean Air выполнявшего рейс KAL007 (перелет Нью-Йорк - Анкоридж - Сеул). По неясным причинам самолет сбился с курса и был уничтожен советским пилотом Осиповичем. Осипович Геннадий Николаевич преследовал Боинг на истребителе Су-15 и по приказанию советского военного командования выпустил по лайнеру две ракеты на поражение. Экипаж лайнера в составе 23 человек и 269 пассажиров погибли.

Виктор Сабанеев со слов Осиповича указывает, что Осипович специально указал командиру, что видит и навигационные огни, и светящиеся иллюминаторы лайнера, но командир дал команду на уничтожение, а потом советские представители утверждали, что лайнер специально летел без огней, прикидываясь военным самолетом-разведчиком . Анонимные публикации обычно предлагают несколько иные версии. . Отмечается недостаток топлива самолетов-перехватчиков; вероятно, после перелета Виктора Беленко , советские военные самолеты недозаправляли с тем, чтобы топлива не хватало на побег в Японию.

Судя по публикациям, военное командование СССР, обнаружив пассажирский самолет в неположенном месте, не предприняло никаких попыток связаться с аварийными службами Америки, Японии (над территорией которой должен был проходить полет) или Южной Кореи; и не попыталось вклиниться в разговор пилотов лайнера с диспетчером. Неприязни к советской стороне добавила также попытка советских представителей скрыть факт того, что лайнер летел с включенными огнями. Поэтому мировая общественность восприняла уничтожение лайнера как выражение тупой ярости теряющих свою силу варваров, садистов, уже неспособных сбивать военные цели и вымещающих свою звериную злобу на пассажирских самолетах, попавших в беду. Многие граждане выразили возмущение действиями советских ветеранов.

Ссылки

  1. http://zhurnal.lib.ru/editors/k/kuznecow_d_j/boeing1983tass.shtml Тасс про Боинг. (2 сентября 1983 - August 2011)
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инцидент_с_южнокорейским_Боингом_(1983)
  3. http://kp.ru/daily/23104/22963/ Виктор САБАНЕЕВ. Летчик Геннадий Осипович: Я не сбивал корейский «Боинг» с 269 пассажирами! - 29.08.2003 В понедельник, 1 сентября, исполнится ровно 20 лет с того дня, как в небе над Сахалином советский истребитель Су-15 сбил «Боинг-747», совершавший рейс Анкоридж - Сеул. Пассажирский самолет нарушил тогда границу СССР и углубился в наше воздушное пространство на 650 км от международной трассы, а параллельно с ним, но в безопасной зоне, как написали позже, шел самолет-разведчик. Получив команду с земли, летчик Геннадий Осипович выпустил по лайнеру-нарушителю две ракеты. «Мне сказали завалить, я и завалил!» Маленький хуторок «17 лет Октября» под Майкопом. Симпатичный бело-зеленый домик. Здесь живет с супругой Людмилой подполковник в отставке Геннадий Николаевич Осипович. В следующем году ему исполнится 60 лет. - Определить, что это именно «Боинг», я сначала не мог, - вспоминает Геннадий Николаевич. - Он далеко шел. А когда я приблизился, то увидел, что горят два ряда иллюминаторов. Людей я в салоне не видел. Особо не увидишь с трехсот метров. Потом мы корректировали запись нашего с землей радиообмена. Сделали так, будто я доложил: «Мигалка» не горит». Чтобы убедить мир, будто мы не знали, что самолет гражданский. (Гражданские самолеты обязаны всегда идти с «мигалками» - включенными навигационными огнями. А военные - нет. - Прим. ред.) Хотя я честно докладывал, что «мигалка» горит. Чтобы на земле поняли, что это гражданский. Я считаю, на сбитом самолете был только экипаж. И, очевидно, разведчики. Они думали, что включатся наши наземные средства ПВО и они все их зафиксируют. Я ведь говорю то, что знаю. Я - исполнитель. Мне сказали: «Хорек!» Я и не буду говорить, что это суслик. Сказали: «Завалить!» - завалил. … Из последних минут радиообмена корейских пилотов с японским диспетчером следует, что на борту, возможно, полная паника, шум, возгласы: «Дым... Разгерметизация! Не получается!» Многократно повторяется фраза: «Экстренное снижение, застегните ремни, наденьте маски».
  4. http://www.veltain.ru/run_stat.php?id=31 СССР сбил корейский пассажирский самолет. Холодная война шла на убыль. Казалось, что Соединенные Штаты и Советский Союз готовы обсудить свои разногласия. Неожиданно советские истребители сбили корейский гражданский авиалайнер. Что это было - ошибка, провокация или же логическое завершение параноидальной политики? Теперь я попробую ракетой, прозвучал сквозь помехи радиоэфира спокойный голос. - Я приближаюсь к цели... Я произвел пуск. Цель уничтожена. В 6.47 утра 1 сентября 1983 года пилот советского сверхзвукового истребителя «Су-15» убедился, что цель поражена: «Боинг 747-200Б» начал снижаться по спирали по направлению к ледяным водам Японского моря. Охотник поразил свою жертву с помощью двух оружейных систем - тепловой ракеты, которая вывела из строя двигатель, и радиолокационной самонаводящейся ракеты, вероятно попавшей в фюзеляж. «Кориэн Эйр 007...» - успел выкрикнуть в радиоэфир пилот авиалайнера. Потом тишина. В течение 14 минут огромный самолет падал с высоты 11 000 метров в море.. ..Согласно записям, советский летчик-истребитель наблюдал корейский авиалайнер, который в полтора раза больше RC-135. Он дважды сообщал, что он видит навигационные и проблесковые огни.. ..Президент Южной Кореи Чон Ду Хван раздраженно отверг объяснение маршала Огаркова: «Никто в мире, кроме советских властей, не поверит, что 70-летнему старику или четырехлетнему ребенку позволили бы лететь на гражданском самолете, задачей которого было нарушение советского воздушного пространства в шпионских целях».. ..На пресс-конференции 9 сентября 1983 года начальник советского Генерального штаба Николай Огарков рассказал о параллельных курсах, по которым летели «КАЛ 007» и американский самолет RC-135, выполнявший разведывательную миссию. Он объяснил, что это послужило причиной того, что корейский лайнер был сбит. По всему миру прошли демонстрации протеста против действий СССР; вверху - возмущенные корейцы, на демонстрации в Токио. Одна опасность грозила пилотам перехватчиков - нехватка топлива. Все самолеты могли находиться в воздухе чуть менее часа, даже с дополнительными баками. Пилот под номером 805, сделавший роковой ракетный залп, сбросил свои пустые баки через несколько секунд после обнаружения «КАЛ-007». У него оставалось всего лишь 35 минут, чтобы выполнить задание и благополучно вернуться на базу. Подлетев сзади и захватив ничего не подозревавшую цель, 805-й передал на авиалайнер сигнал «свой или чужой» (IFF) с целью идентифицировать его. Однако только советский самолет смог бы принять этот сигнал на той частоте, которую использовал истребитель.. Пилот 805-го сказал, что он видит, как вспыхивают проблесковые огни корейского авиалайнера. Находившийся примерно в 11 километрах пилот одного из «Миг-23» сообщил, что он видит и перехватчик, и его цель. По оценкам западных экспертов, в ту ночь видимость на высоте более 10 000 метров должна была быть хорошей. Более того, от советских пилотов, так же как и от пилотов США и других западных стран, требуется умение различать силуэты самолетов. Горбатый «Боинг-747», который называют «баклажан», ни с чем не перепутаешь. Окрашенный в белый цвет реактивный лайнер летел над облаками, освещенный полумесяцем. К тому же специалисты разведки сходятся на том, что операторы советских радарных станций ведут журнал, куда заносятся сведения обо всех коммерческих рейсах, чьи маршруты проходят рядом с границей. Потом пилот 805-го утверждал, что он якобы сделал 120 предупредительных выстрелов трассирующими снарядами. Лента с записью его переговоров эту версию не подтверждает. Как только «КАЛ-007» достиг точки, откуда до международного воздушного пространства оставалось 90 секунд лета - примерно 19 километров, - «Су-15», топливные баки которого пустели с ужасающей быстротой, произвел залп и лишь ненадолго задержался, чтобы увидеть результаты.. ответные меры Соединенных Штатов, такие, как просьба к другим странам прекратить на два месяца воздушное сообщение с Советским Союзом, были взвешенными. 11 западных государств согласились на не столь продолжительные санкции.// «Цель уничтожена»// Приблизительно через четыре часа после вылета из Анкориджа «КАЛ-007» установил на высокой частоте радиоконтакт с Токио и доложил о своем продвижении к Сеулу, как если бы он все еще шел по курсу. В 17.07 (5.07 вечера, по Гринвичу, 5.07 утра на Сахалине) с авиалайнера сообщили, что он только что миновал контрольную точку NIPPI, тогда как на самом деле он пролетал над российским полуостровом Камчатка, направляясь к Сахалину. В 18.15 корейский лайнер попросил у Токио разрешения подняться на высоту 11 000 метров. Разрешение было дано, и в Токио получили подтверждение того, что маневр завершен. Через несколько минут в Токио услышали последнее, незаконченное сообщение: «Корнан Эйр 007...» Тем временем происходил другой разговор между землей и бортом самолета. Это был разговор пилота 805-го с командным пунктом советской ПВО на Сахалине. В Японии магнитофоны записали эти переговоры. Вот их отрывки: 18.12:10 - Я наблюдаю его визуально и на экране (радара). 18.13:05 - Я захватил цель. 18.13:26 - Цель не отвечает на запрос. 18.13:40 - Оружие включил. 18.19:02 - Иду на сближение с целью. 18.19:08 - Они меня не видят. 18.20:49 - Веду огонь из пушки. 18.23:37 - Теперь попробую ракетами. 18.26:20 - Произвел пуск. 18.26:22 - Цель уничтожена.