Лыжнику        16.08.2023   

Национальная одежда народов Якутии. Обзор цен: сколько стоит якутский национальный костюм Как нарисовать якутский национальный костюм

Численность населения Якутии составляет 955,6 тыс. человек, из которых около половины представлена коренными жителями. Большую часть составляют якуты, остальную малочисленные народы. Вашему вниманию предлагается подборка одежды некоторых малочисленных народов Якутии.

Для северян олень — не только основное ездовое животное и источник еды, но и ценный «поставщик» материалов для одежды. Издавна зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги (выделанной оленьей кожи). Сейчас традиционную одежду в основном носят либо во время праздников, либо комбинируют с современной одеждой.

Еще следует указать на то, что сегодняшняя национальная одежда северных народов сильно отличается от традиционной. Это связано не только с появлением в обиходе новых материалов, но и с усилением межэтнических контактов, в результате которого произошел взаимообмен деталями одежды. Например, эвены-оленеводы сейчас предпочитают либо глухую верхнюю одежду (как у чукчей или коряков), либо меховые куртки с карманами и отложными воротниками (как у якутов).

По данным Евдокии Боковой — эвенской поэтессы, мелодиста и собирателя эвенского фольклора, «не так давно мужская и женская одежда эвенов была одинакова и разница заключалась в основном в количестве и характере украшений». Мужские передники украшались скромно, женские же, украшались ровдужной бахромой, меховыми кисточками, металлическими подвесками и т.д.

Носитель эвенской культуры, уроженец Аллаиховского улуса Максим Дуткин.

Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.

Самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые декоративные элементы служили чем-то вроде календарей. Было в украшениях и ритуальное значение — считалось, что звон металлических подвесок отпугивает злых духов и защищает владельца.

«…неумолкаемый звон побрякушек сопровождает каждое движение ламутской девушки…»

Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи, её экономического состояния

и быта населения. — СПб.: Типография императорской АН, 1896. — С. 135.

Как и у всех народов, каждый орнамент имеет свое значение. Одним из самых известных узоров является «шахматный». Он означает оленьи тропы. В основе узоров используют также изображения рогов снежного барана или оленя, следы различных зверей и т.д.

Долганская делегация на слете оленеводов (Якутск, 2013)

Долганская народность сложилась в XIX — начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган — небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края». В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

«Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы - самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая - в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи - князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров». Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке».

Красочные русские платки с советских времен здесь пользуются большой популярностью и очень даже гармонично смотрятся на фоне северных орнаментов.

Чукчи Якутии демонстрируют свои наряды.

Для окраски выделанной кожи применяют различные природные красители. Например, настой ольховой коры или труху.

Эвенкийка Дуткина Вера Александровна. Родом она из Томской области и приехала в Якутию еще в 70-х годах. Вера Александровна рассказала, что передник, который она показывает, принадлежал еще её бабушке.

Одним из наиболее распространенных у коренных народов Севера способов украшения одежды, обуви, головных уборов, предметов домашнего обихода является меховая мозаика. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур.

Традиционная летняя одежда шьется из ровдуги, но так как выделка шкур занятие достаточно трудоемкое, да и весят они немало, в настоящее время во многих танцевальных коллективах вместо выделанной кожи используют либо ткань, либо заводскую замшу.

Эвенкийская певица Синильга

Ысыах невозможно представить без традиционной одежды. Накануне якутского праздника ЯСИА решило вспомнить историю платья халадаай — одного из главных составляющих женского костюма.

Корни

Халадаай – традиционное якутское платье. Вместе с безрукавкой — кэhиэччик – и серебряными украшениями составляет праздничный женский костюм, надеваемый на главный летний праздник — Ысыах. В гардеробе якутов появилось несколько веков назад и, скорее всего, было заимствовано у жителей соседних регионов Сибири.

Праздничный сибирский халадай из дабы, XIX век.

Холодай, холодайка - верхняя женская одежда для весны и осени, распространенная в Курской, Орловской и некоторых других губерниях юга Европейской России, а также на Дону. В южнорусских губерниях холодайку шили из черной ткани фабричного производства на вате с подкладкой. Это была распашная однобортная одежда с цельной, расширяющейся книзу спинкой и такими же полами, без воротника, с круглым по шее воротом, длинными узкими рукавами. Холодайка обычно не имела застежки, по вороту, подолу ее украшали цветной машинной строчкой. Холодайка в первой четверти XX века считалась очень модной одеждой. Женское платье объемной формы у бурятов тоже называется халадайха, сшитое из шёлковых тканей оно является выходной одеждой в Прибайкалье. Одежда, схожая по фасону и крою, была распространена у алтайцев и татар («Русский традиционный костюм», 2001).

Появление халадаая у якутов исследователи относят к периоду христианизации Якутии в середине XVII века. В это время активно развивались новые торговые связи, появились промышленные товары, в том числе мануфактурные ткани. В целом отмечается сильное влияние русской культуры на якутскую, которое коснулось и одежды.


М. Носов. Якуты XVII века. Ысыах.

В старину на Ысыах и другие праздники люди надевали одежду, сшитую из традиционных материалов – меха, ровдуги, кожи. Женский праздничный наряд, например, состоял из натазников с ноговицей, ровдужной рубахи с меховой опушкой и бисерной отделкой, нарядной безрукавки, шубы – тангалай, нарядной обуви из ровдуги или камусов. Головными уборами служили: зимой — капор с меховой подкладкой или зимняя шапка с рожками, летом — теплый капор, начельник бастынга с задними подвесками, девушки надевали шапку ураа . Обязательными были металлические украшения из латуни или серебра. При этом все элементы одежды и декор имели символическое значение, и их использование строго регламентировалось — по наряду можно было узнать возраст, социальный статус и материальное положение владельца. Традиция демонстрировать через одежду свое благосостояние — одна из причин того, что на Ысыах надевали меховую одежду и головные уборы.

М. Носов. Портрет якутской девушки.

В середине XVII века традиционные материалы стали вытеснять ткани мануфактурного производства. Появились новые виды одежды, в их числе – халадаай. Праздничный женский наряд в этот период включал пальто — сон , платье халадаай , безрукавку-кэhиэччик , головной убор — дьабака , нарядную обувь из кожи, украшенную вышивкой, бисером или металлическими бляшками, рукавицы и серебряные украшения.

К концу XIX — началу XX века халадаай прочно вошел в быт якутов – его носили как дома, так и на праздники. Домашние халадааи шили из простых тканей, для праздничных выбирали нарядные и дорогие. На Ысыах женщины наряжались в праздничный халадай с безрукавкой — кэhиэччик, на головы повязывали шалевые платки или надевали шляпы. Этот вариант праздничного наряда с небольшими вариациями сохранился по сей день.

Ткани

Для пошива халадааев, и мужских, и женских, выбирали легкие, хорошо драпирующиеся ткани. Повседневные халадааи шились из ситца, дабы, полотна, тика. Они были преимущественно спокойных цветов и не отличались богатой отделкой. Для выходных платьев выбирали более дорогие ткани – атлас, парчу, тафту, шелк. Традиционную отделку из бисера и металлических бляшек со временем стали заменять более доступными: тесьмой, стеклярусом, шелковой нитью, сутажем. Ими декорировались ворот, подол платья, манжеты.


Полный выходной костюм из нарядного халадаая и безрукавки (по рисунку М.Носова)

Обязательную пару праздничному халадааю составляла безрукавка – кэhиэччик, ее шили из ярких тканей и богато декорировали сначала бисером, ровдугой и мехом, позже – пайетками, стразами, тесьмой.

Цвет

Первоначально цвет не играл большой роли в традиционной одежде, так как последняя шилась из натуральных материалов, не отличавшихся богатой цветовой палитрой. Исключение составлял бисер, которым декорировалась одежда. В якутском костюме, как правило, использовались белый, синий и черный цвета. По мере распространения тканей цвет стал одним из главных средств выразительности костюма.

В якутской одежде цвет имел как символическое, так и утилитарное значение. Прежде всего он зависел от сезонного назначения изделия. Повседневные вещи были преимущественно нейтральных, темных тонов, праздничные костюмы отличались яркостью красок, сочетаниями контрастных цветов.

Символическое значение цвета во многом определялось его воплощениями в природе. Красный цвет — цвет крови — олицетворял душу, жизненную силу. Зеленый – цвет травы, пробуждающейся природы — символизировал молодость, расцвет жизни, бессмертие. Голубой — небесный цвет, символ Салгын-кут (небесной души) — знак развития, расцвета жизни. Жёлтый и белый – цвета солнечных лучей, снега — являются символом жизни, счастья, положительных сил природы, всего самого хорошего. Черный , темно-серый , коричневый — цвета матери Земли, земной души – Буор-кут.

Крой

В старинной одежде якутов, как и у других северных народов, преобладал преимущественно прямой крой, это объяснялось особенностями исходного материала – шкур животных. Он был более рациональным, к тому же прямая одежда лучше защищала от холода. С появлением мануфактурных тканей и под влиянием европейской культуры в традиционной якутской одежде закрепился трапециевидный силуэт, появились крой «оноолоох, бууктаах» (со складками, оборчатым рукавом) и дополнительные элементы: воротник, манжеты.


Старинная женская рубаха-халадаай (рисунок М. Носова)

По мнению художника и этнографа Михаила Носова , прообразом современного халадаая является одноименная рубаха-платье. Ее шили из дабы или простой материи, самые старые образцы, датированные серединой XVII века, имели спереди и сзади легкие сборки у ворота. Воротник, как правило, заменяла легкая ровдужная или кожаная окантовка, таким же образом обрабатывались края рукавов и разрез у горловины. В более позднее время сборки стали делать в области груди и по низу рукавов.


Женское платье халадаай второй половины XIX — начала XX века.

В начале XX века силуэт платья окончательно сформировался: якутский халадаай имел кокетку с застежкой спереди и большой отложной воротник. По линии груди пришивалась широкая прямоугольная оборка — фалда и фалбора, а иногда и две. Верхняя часть рукава сильно присбаривалась по окату, по низу притачивались узкие манжеты. Получившийся буф подчеркивал состоятельность владельца – чем богаче человек, тем пышнее рукав. По линии соединения фалборы и по низу манжет иногда пришивали тонкое черное кружево или кружево в тон платью. Мужской халадаай имел аналогичный крой, за тем лишь исключением, что был короче женского и декорировался более скромно. В таком виде халадаай дожил до середины XX века, когда под влиянием модных тенденций силуэт стал изящнее – появились приталенные платья, жилеты, пальто. Декор стал более простым, украшения из серебра сменили украшения из бисера. Традиционные элементы праздничного наряда сохранялись в отдаленных наслегах, где не так сильно сказывалось влияние городской культуры.

В первом десятилетии XXI века интерес к национальной одежде и украшениям начал возрождаться – надевать их на Ысыах становится повсеместной традицией. Однако, как отмечают исследователи якутского костюма, зачастую дизайнеры, стараясь осовременить наряд, не стремятся следовать традиционному крою, используя лишь некоторые его особенности. В результате одежда становится все более стилизованной, а незнание символики декора приводит к ошибкам в оформлении костюма. Так, например, мужскую праздничную одежду украшают растительным орнаментом, издревле характерным для женской одежды, головные украшения — бастынга и шапку-ураа , которые традиционно носили молодые женщины и девушки, сегодня можно увидеть и на пожилых женщинах.

В статье использованы данные из монографии С. Петровой и З. Заболоцкой «Народный костюм якутов» и исследований М.Носова «Одежда и украшения якутов XVII-XX веков».

Одежда изготавливалась из натуральных материалов (шкура, кожа, мех), лишь в редких случаях использовались мануфактурные хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обменянные на скот.

И женщины и мужчины носили шубы из сукна или замши, подбитые беличьим мехом (заячьим у бедняков). Без складок и карманов, с разрезом сзади и узкими рукавами, отороченная по подолу мехом выдры или бобра, шуба доходила до колен. Середняки шили нарядные шубы саныйах чаще всего из волчьего меха, бедняки – шкур молодых лошадей и оленьих, богачи могли позволить себе собольи.Саныйах шире и длиннее, чем истээх сон.

Верхнюю женскую одежду – длинную шубу саныйах – шили из росомашьей, волчьей, лисьей, собольей шкур, мехом наружу. Шуба (с меховой вставкой в виде крыльев птицы на спинке) обязательно входила в состав свадебной одежды невесты. По всей видимости, шуба была мужской промысловой одеждой, т.к. сзади имелся разрез, делавшийся для удобства верховой езды. После изменения фасона охотничьей одежды, длиннополая шуба с орлом стала исключительно женской одеждой.

Поверх мехового пальто (в) носили шубу (г) или доху из волчьего, лисьего, рысьего или оленьего меха. Нательную плечевую одежду (рубаху) изготовляли из ткани или ровдуги (замша из оленьей шкуры).

Одежда ниже пояса представляла собой штаны или заменяющие их меховые натазники и ноговицы (наколенники) волосяным покровом наружу.




Танцевальный костюм

Источником танцевальных костюмов послужила старинная якутская обрядовая одежда. Костюм состоит из платья, топика, шорт и ноговиц. Костюм дополняет головной убор с ушками и перьями. Платье выполнено из шифона голубого цвета. Топик, шорты и ноговицы выполнены из натуральной замши. Рукав топика - из меха горностая. Костюм богато вышит бисером, украшен бусами и мельхиоровыми бляшками.


Представительская модель одежды "Туйарыма".


Представительская модель одежды "Айыы Куо".

Источником послужила мифологическая героиня олонхо. Костюм состоит из жакета со шлейфом, юбки и головного убора. Наряд дополняет головной убор с ушками и перьями. Жакет комбинированный, выполнен из золотистой и серебристой парчи. Рукав жакета оформлен двойным меховым рукавом из песца. Края низа изделия окантованы полоской меха. Перед, спинка, рукава, шлейф изделия богато орнаментированы бисером, бусами, стразами. Юбка объемной формы выполнен из органзы.



Обувь

Унты и торбаса.





Традиционная зимняя обувь, унты из камуса оленя - «Тыс этэрбэс» , предназначенную для суровой якутской зимы, где температура воздуха опускается до -50 градусов и более. Это уникальная обувь, сшитая из оленьих лап (камусов) . Непременной частью женских унтов является «билэ» , расшитое мелким бисером, вышивкой нитью, меховой мозаикой. Подошва унтов подшита войлоком. Унты отличаются высоким качеством и индивидуальностью. Унты разнообразны в своей цветовой гамме: белоснежные, светло-серые, серые, коричневые, элитные темно-коричневые. Разработано более 40 разнообразных узоров для билэ с бисером и более 30 для вышивки нитью, а если учесть, разнообразие цветов бисера и нитки, то сложно найти совершенно одинаковые унты. Они шьются согласно народным традициям.



Торбаза




Весь уклад жизни и хозяйство деятельности якутов были тесно связаны с Матушкой – Природой. Поэтому – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и простотой. Пробуждение природы лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – всё это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, чёрный, синий, голубой, зелёный и красные цвета.

Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье. В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. Излюбленными узорами- знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: прямая линия, двусторонний зигзагообразный мотив, небесный мотив орнамента, стреловидный мотив, сердцевидный мотив, круг, оберегающие знаки.


Ысыах Туймаады - 2017. Глава города Якутска в 2017 Айсен Николаев (в центре) на священной земле Ус-Хатын.

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

На прошлой неделе я написала про , на этой неделе очередь Якутского.

А вы знаете, что весной 2015 года руководители Верхневилюйского улуса (района) республики Саха (Якутия) начали один раз в неделю - по понедельникам - приходить на работу в национальных якутских сюртуках, заявив, что этническая одежда дисциплинирует, повышает культуру общения, а также сплачивает коллектив?


P уководители Верхневилюйского улуса в национальных якутских сюртуках

"Сегодня руководители отделов пришли в национальной одежде. Обычно люди надевают национальную одежду только на Ысыах. А ведь эта одежда - красивая и удобная. Мы решили сшить более официальный вариант и носить его на работе по понедельникам. В будущем на официальные мероприятия также планируем приходить в национальной одежде"", - рассказал заместитель главы и управляющий делами администрации Верневилюйского улуса Спиридон Борбуев.

Якуты действительно любят надевают национальную одежду на Ысыах, в 2017 году они дажe побили очередной мировой рекорд Гиннесса массовым появлением в традиционной одежде.

Ысыах — это якутский праздник лета, традиционно он праздновался в день летнего солнцестояния, но после Второй Мировой войны из-за скорбной даты стал проводиться в период между 10 июня и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.




27 Июня 2015 года в местности Ус Хатын близ города Якутска Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов и Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко приняли участие в торжественном открытии традиционного народного праздника "Ысыах Туймаады".


Ысыах Туймаады - 2017
Слева: Министр охраны природы Республики Саха (Якутия) Сахамин АФАНАСЬЕВ с дочерью
Справа: Депутат Ил Тумэна Александр СУСОЕВ с супругой


16 626 человек в национальной одежде на Ысыахе Туймаады - 2017 побили очередной мировой Ги н несса

А какая она, традиционная якутская одежда и что мы о ней знаем?

******************
Национальная одежда разных народностей зачастую имеет четкий отпечаток не только быта, способа жизни, но и климатических условий. Якутский национальный костюм создавался специально для сложных климатических условий Севера. Конечно, в нем также присутствует определенное количество элементов, позаимствованных у других народов, но это вовсе не создает отрицательного впечатления о костюме якутов.

Историческая справка

Якуты, как национальная община, на сегодняшний день наиболее сконцентрированы в Якутии и Красноярском крае. Небольшую численность людей этой национальности можно встретить в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях.

Самыми ранними образцами национальной одежды якутов принято считать костюмы, возникшие еще в XIII веке. В основном, это — верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм национальный якутский того времени создавался из меха разношерстных животных, грубых сукна и шелка, кожи.

Уже в христианскую эпоху (17-18 века) традиционный набор верхней одежды изготавливался из шкуры и меха домашних животных, поскольку основным видом деятельности якутов было коне- и скотоводство. Особую популярность получили замша, кожа и мех короткошерстных домашних животных. Для дополнительного утепления в особо морозные периоды, якутские умельцы использовали шкуры зверей с пушистым, длинношерстным мехом. Этот вариант выглядел больше как декоративное украшение классического национального костюма: меховые полоски нашивались по периметру верхней одежды, в качестве манжетов на рукава, а также — широкие теплые воротники.

Особенности кроя

В основе каждой народной одежды зачастую лежит прямой силуэт с такими же рукавами. Традиционный костюм якутов не является исключением.

Однако, и в его «дизайне» существует несколько вариаций:


Якутский национальный костюм «бууктаах сон»

оноолох, бууктаах . Якутские умельцы, без лишнего стеснения, положили в основу этого типа кроя особенности пошива одежды для российских военных и заядлых путешественников. Конечно, не обошлось без исключительно национальных вкраплений. Названием такой крой обязан наличию складок на спинке — «оноо» и оригинальной модели рукава — «буук» (буфообразный). Верхнюю одежду (чаще всего пальто), сшитую по этому принципу, носили одинаково и мужчины, и женщины. Основными материалами для изготовления якутских национальных костюмов этого кроя были: кожа и даба (китайская бумажная ткань) — для мужчин; мех и замша (в зависимости от сезона) — для женщин. Отделкой служили бархатные полоски на воротнике и манжетах;


Женская одежда "кытыылаах сон"

кытыылаах . Появился в обиходе якутов гораздо позднее первого типа кроя и отличается от него лишь некоторыми деталями. Например, двойная широкая суконная полоса, которая размещалась по краю борта верхней национальной одежды.

Главной особенностью женского летнего пальто, выполненного с использованием кроя кытыылаах, является наличие нитей красного цвета в орнаменте, который украшает периметр одежды и рукава. В мужских моделях, сроенных по этому же принципу, присутствуют более строгие и тусклые цвета;



таналай. Один из самых древних типов кроя. Традиционная зимняя якутская одежда, которая выполнялась из ровдуги (оленья или лосиная замша) с использованием меха пушных зверей. Особенности этого кроя заключаются в наличии мехового наплечника, который располагался на стыке рукава и проймы. Разрезы по бокам, украшения из блестящего металла в виде подвесок в районе талии. Некоторые историки настаивают на том, что данный вид кроя был характерен для свадебных нарядов.


Женская одежда "таҥалай сон"

В основном, женский национальный костюм якутов не особо отличался от мужского. Главными различиями можно назвать цветовое исполнение, наличие дополнительного декора, использование различных материалов.

Женский якутский костюм

Костюм "хассыат, халадаай"

Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии:

повседневные — практичные и прочные ситец и сатин;

праздничные — дорогие, красивые и блестящие шелк и атлас;

верхняя одежда — мех, замша с искусным добавлением кусков шелка или меховых национальных орнаментов.


Национальная шуба взрослой якутянки носит название саныйах , шьется из шкур диких животных: соболь, волк, росомаха или лиса. Это — один из самых главных предметов свадебного наряда невесты. На спине шкурка выкладывалась таким образом, чтобы из меха получался узор в виде расправленных крыльев.

Вообще, классический якутский свадебный гардероб женщины состоял из основных элементов:


  1. Аннах — особый кусок ткани, закрывающий лицо.

  2. Нательная рубаха из грубого ровдуга.

  3. Кожаные панталоны, прикрывающие, в основном, тазовую часть невесты.

  4. Ноговицы — специальные гетры, выполненные из кожи дикого животного, которые напоминали сапоги, но заканчивались в районе щиколотки, не имели ступневой части.

  5. Меховая доха — теплая пушистая шуба.

  6. Традиционный головной убор, который своим кроем и видом напоминал военный шлем.

  7. Большое количество украшений. Этот элемент у якутов считался одним из самых главных в женской одежде. При этом, украшалось все: одежда, обувь, голова, грудь, руки. Особой популярностью по сей день пользуется якутское бисероплетение. Его основы передаются от матери к дочери.



Костюм якутяночки в точности повторял костюм взрослой женщины. Для девочки было характерно использование опушка по периметру шапочки.




Национальный якутский костюм для мужчин

Конечно, одежда для мужчин отличалась от женской особой скромностью. Главной особенностью считалось наличие меховой отделки на рукавах и воротнике.


Мужской кафтан

Высота ворса у такой отделки могла достигать самых максимальных показателей. Головной убор также обязательно напоминает по своей форме шлем, изготавливался из натурального меха и закрывал от морозов уши, скулы и немного подбородочную зону. На конце такой якутской шапки обычно красовались полная луна или солнце, что знаменовало продолжение рода.

Мальчики-якуты с детства носили национальную одежду, полностью повторявшую, по своему крою и отделке, одежду взрослых мужчин.

Костюмы коренных якутов сегодня

В современном мире для изготовления национальной одежды используется больший спектр тканей, фактур и украшений.

Сегодня они представляют собой народное достояние и практически особый предмет гордости и национального искусства, достойного музеев и выставок. Это всегда дорогие качественные ткани и меха, сшитые и отделанные в лучших якутских традициях. Конечно, современные дизайнеры достаточно далеко отошли от древнего наследия, постоянно внося свои коррективы, свое видение и свое творчество.




Отсюда

**************************************** ***

Как уже было упомянуто, якуты надевают национальную якутскую одежду на традиционный праздник Ысыах в июне.

Но помимо это у них есть еще один новый праздник, придуманный совсем недавно, в 2012 году - День народного мастера, посвящённый мастерам народного промысла республики. Всего в Якутии насчитывается свыше 200 обладателей звания "народный мастер" и более 350 мастеров народных художественных промыслов.



День народного мастера празднуется 5 марта, когда в Якутии еще зима и много снега, и в этот день организуется очень красивое шествие мастеров в зимней национальной одежде народа саха и коренных малочисленных народов Севера, в котором представлены все 22 улуса республики.

Еще в Якутии есть бренд Сахабулт с фирменным магазином.

Вот так вот в Якутии сейчас возрождают и продвигают свой национальный костюм.

Ну и как вы относитесь к подобным этно-инициативам и праздникам в Якутии?

Государственный костюм во многом определяется такими факторами, как обстановка, история, культура. Например, в холодных странах в качестве деталей используются натуральные мягкое золото. Часто присутствуют вышитые на ткани национальные орнаменты неужто религиозная символика. В настоящие время в национальный костюм облачаются кайфовый время народных праздников и гуляний и для исполнения национальных танцев и песен.

Республика Саха: территориальное расположение, климат, история, культура

На данный срок она входит в состав Российской Федерации, в Дальневосточный федеральный дистрикт. Климат там суровый, северный, с коротким летом и длинной в зимнее время, во время которой температура воздуха может опускаться раньше 50 градусов ниже нуля. Этот фактор объясняет пользование меха и кожи в костюме. Как народность якуты (они но саха или сахалар) произошли от тунгусцев, палеоазиатов, монголо- и тюркоязычных кочевых племен. Объединение этой причине в деталях национального костюма присутствуют традиционные начатки одежды и других народностей. В древности якуты исповедовали религию подина названием Айыы. Даже сейчас в их традициях отмечать триумф Ысыах, где прославляются Боги Айыы, присутствуют шаманы и используется горловое рулада.

Образцы первых национальных костюмов

Считается, что история традиционной одежды Саха начинается в XIII веке. Раз уж на то пошло для тепла использовались меха и кожа животных и грубое сермяга. Украшалось одеяние национальным орнаментом, который наносился на материал путем вышивки. Когда якуты освоили скотоводство, основным материалом стал хорек домашних животных. Им же и декорировался костюм, например, нашивались рукавчики или воротники. Помимо этого, одежа украшалась еще и бархатом. Одним изо самых древних считается костюм тангалай. Представлял он лицом изделие из сыромятной кожи с меховыми вставками в верхней части рукава. Грация была декорирована металлическими украшениями, по бокам присутствовали разрезы. Бери данный момент такой костюм уже не носят.

Современные намерение кроя

В якутском национальном костюме есть несколько традиционных элементов пошива. Особо популярный крой называется«оноолоох, бууктаах», и заключает в себя следующие элементы:

  1. Рукав «буук». Пышный, свободный, время от времени со сборками.
  2. «Оноо». Это складки на спинке костюма.

До сей поры один крой «кытыылаах». Его особенностью является наличие широких полос с суконного материала на бортах костюма. Часто при декорировании используется кумачный цвет.

Национальный костюм для взрослых

При пошиве одежды к женщин используются практичные и натуральные ткани, такие как, вот хоть, сатин и ситец. Для создания праздничных одеяний используется шелк и тетрадь. Женский национальный костюм подразумевает декорирование вышивкой, бисером и меховыми орнаментами.

Традиционно представительницы прекрасного пола носили большое нажин украшений. На голову надевались металлические или бисерные обручи с ниспадающими повдоль лица звеньями. Украшались и волосы — накосник носил название сухуох другими словами киистэ и крепился с помощью ремешков из сыромятной кожи. Знаменитое нагрудное предмет гордости — подвеска кэбихэр илисурэх, по форме напоминающая крест. Близ изготовлении использовались такие техники, как чернение и золочение. Большим в количестве украшений выражалось уважение к женщине как к продолжательнице рода, окр того, некоторые из них играли роль оберегов и талисманов.


Женская шерсть называется саныйах. Изготавливается она из меха лисы, соболя и волка. Венчальный вариант украшается меховым узором в виде крыльев птицы.

Завершенный костюм для бракосочетания включал в себя следующие элементы: фата на лицо — аннах, рубаха из сыромятной кожи, натазники — брюки, ноговицы — гетры от колена до щиколотки, доха — меховая одежда с узором крыльев, дьабака — головной убор с выступом на макушке, небольшую) толику напоминающий военный шлем. Конечно же, к свадебному одеянию прилагалось большое объем украшений: на голову, шею, руки.


Якутский дельный национальный костюм выглядел намного скромнее женского. Обязательно присутствовала меховая опушка на воротнике и манжетах. Отличалась она объемом и высотой ворса. Числом краю подола, рукава, а также вдоль бортов шуб и накидок вышивались традиционные узоры, чаще (за синего, бежевого или коричневого цвета. Головной убор мужской пол по форме напоминал военный шлем. Он делался изо натурального меха. Благодаря завязкам, шея и уши были убедительно защищены от ветра и морозов. Некоторые головные уборы украшались ушками, что-то символизировало связь с космосом и Вселенной. Другой элемент декора — полная полумесяц или солнце, что означало продолжение рода. Также шапки по временам украшались пышными меховыми хвостами на макушке.

Подобно как надевали на ноги

Обувь как для мужчин, круглым счетом и для женщин представляла собой унты — тыс этэрбес. Они изготавливались с шкуры голени оленя — камуса, и прошивались войлоком. В такой обуви только и можно было комфортно чувствовать себя в мороз до 50 градусов вверх нуля. Еще один вариант — торбаза. Такая обувь делалась с сукна и кожи и подшивалась войлоком и шерстью. Отделывалась мехом рыжей лисы, чернобурки возможно ли бобра. Наиболее популярные цвета обуви: серый, бежевый, каштановый, черный. Конечно же, женский вариант украшался бисером, вышивкой, узорами изо меха.

Летняя обувь называлась тэрэхэ и представляла из себя укороченные ботинки.

Якутский детский национальный костюм

Почти до конца копировал одежду взрослых. Якутский национальный костюм для девочки представлял с лица уменьшенную копию одежды взрослой якутки. Дети также носили неодинаковые украшения из металла, бисера и меха.

Якутский общенациональный костюм для мальчика тоже ничем не отличался с одеяния взрослого мужчины. Меховая оторочка и скромная вышивка — вона составные части костюма маленького якута.

Ритуальная одежда

Ради связь с духами у якутов отвечал особый человек — шаман. Его одежа отличалось от костюмов обычных людей, и некоторые его детали могли надевать особый ритуальный смысл. Так, например, многие костюмы украшались бахромой, напоминающей оперенье, вдоль рукавов и на спине. Такое оформление символизировало птицу. Надевая таковой костюм, шаман получал возможность «летать» и связываться с потусторонними мирами. За вычетом бахромы для отождествления себя с птицей их изображения наносились держи само одеяние и использовались в качестве подвесок. В основном это были гагара, журавушка, орел и утка. Основным материалом для пошива была вымогатель жеребца шерстью наружу. Отдельного внимания заслуживает головной повой шамана. Материалом служила шкура с головы жеребца, на которой оставляли ушки и гриву. Такой головной убор никак не украшался, обычные слуги носить его не могли.


Якутский народный костюм в наши дни

В традиционную одежду якуты облачаются в житье национальных праздников. Образцы повседневной и праздничной традиционной одежды равным образом можно увидеть в исторических музеях. Фото якутского национального костюма только и остается увидеть и в нашей статье. На сегодняшний день используется намного больший ассортимент тканей и разнообразных фасонов. Однако часто позволяется встретить и традиционные элементы национального костюма: например, современное свадебное одежа и головной убор дьабаха. По всему миру знамениты понты из Якутии как из драгоценных металлов, так и с бисера (техника работы с последним в некоторых семьях передается с матери к дочери). Современные якутские дизайнеры часто вдохновляются элементами национального костюма и используют их подле создании современных моделей.