Горнолыжные        26.08.2023   

Интересные факты об иерихоне. Иерихон (Jericho, Палестина) — самый древний город на Земле и Гора Искушения Как сейчас называется город иерихон

Основной источник воды в городе – Айн ас-Султан (источник Елисея) неподалеку от руин древнего города Тель-ас-Султан. Древний город поднимается на 21 м и занимает территорию 40 тыс. м². Здесь можно почувствовать, насколько древней является эта земля - археологи насчитали 23 отдельных культурных слоя, включая останки города эпохи неолита. Стены города были воздвигнуты еще в 7000 г. до н. э. и известны тем, что пали при звуке труб армии Иисуса Навина.

Дворец Хишама VIII в. в 3 км от центра города – чудесный пример исламской архитектуры с великолепно сохранившимися мозаиками. Дворец строился как зимняя резиденция халифа Хишама. Судя по обилию во дворце разнообразных водоемов, можно сделать вывод, чему отдавали предпочтение правители - хотя, говорят, бассейны нередко наполняли вином.

К северу от источника Айн ас-Султан расположена улица, засаженная кипарисами; она тянется к византийской синагоге. Чудесный мозаичный пол украшен центральным медальоном с надписью «Шалом аль-Израиль» («Мир Израилю»). А в пустыне за пределами города стоит мечеть Наби Муса – исламская святыня, посвященная Моисею.

Иерихон – популярный среди туристов город, несмотря на политическое напряжение в регионе. Центр Иерихона просторен и отличается дружелюбной атмосферой.

Когда приехать

Не пропустите

  • Тулул Абу эль-Алайк - зимний дворец царя Ирода в 2,5 км западнее Иерихона.
  • Греческий православный монастырь Св. Георгия - вытесанный в скалах в пустынном каньоне, окруженный великолепнейшим садом.
  • Греческий монастырь Искушения и виды с вершины Джебель Курун-тул, где Иисус постился и видел дьявола.
  • Мозаики синагоги Нааран IV в.
  • Монастырь ессеев в 20 км южнее Иерихона - место, где были найдены кумранские рукописи.

Следует знать

Западный берег реки Иордан в 8 км восточнее Иерихона - закрытая военная зона. Не удивляйтесь, что в результате интифады Иерихон оказался полузабытым местом.

Город взлетов и падений, славы и позора, смерти и возрождения. Оазис посреди пустыни. Самый древний город на планете Земля находится в Израиле - Иерихон .

10 тысяч лет на месте, близком к впадению в Мертвое море, у подножья Иудейских гор, живут люди. Мы знаем об их существовании в этих местах, начиная с Бронзового века. Но как знать, может быть река истории тянется еще дальше и глубже.

Первый археологический памятник Иерихона датируется 8 веком нашей эры. Именно столько лет ученые насчитали древней крепости, которую откопали на Иерихонском холме. А самое древнее письменно упоминание относится к периоду .

Эта библейская притча, которая неразрывно связана и с историей религий, и с историей израильского народа, и с историей самого Иерихона, имела большое влияние на потомков и последователей. Это влияние было настолько сильным, что ученые-археологи, которые начали раскопки на месте древнего города, даже пытались подогнать найденные артефакты под известную притчу из Библии.

Как вы, наверняка, помните, после смерти Моисея Иисусу Навину в пустыне явился Бог и позвал его повести за собой израильский народ через Иордан. И пообещал, что там, за Иорданом, куда бы ни ступила нога израильтян, земля будет принадлежать им. И Иисус послушался Бога и повел армию Израиля за собой.

Когда они подошли к Иордану, очень близко к месту впадения реки, она неожиданно пересохла, и евреи пересекли реку фактически по суши, по ее дну. А когда последний еврей ступил на берег Земли обетованной, якобы вода постепенно снова начала прибывать.

Подойдя к стенам Иерихона, евреи осаждают его, а Иисус решает отправить в укрепленный город двоих своих разведчиков.

Те вошли в поселение и зашли в дом к местной блуднице Рааве. Разгадав цель визита в Иерихон посланцев, Раава попросила сохранить жизнь ей и ее семье за помощь в укрытии. И евреи сдержали слово. Остальных жителей Иерихона они убили, а город разрушили и сожгли. Причем Иисус якобы наложил проклятие, которым запрещал восстанавливать город. И когда спустя много лет некий Ахиил начал город отстраивать, он потерял всех своих сыновей. Но город таки возродился.

Любопытно, что с разрушением Иерихона связана тоже своя легенда. Когда разведчики вернулись в лагерь, Иисус решил, что пора атаковать город. И он послал свою армию семь раз обойти вокруг укрепленных городских стен. И у осажденных жителей создавалось впечатление, что армия Израилева - бесконечна. Так что когда заиграли семь труб, люди стали кричать в панике и ужасе. И от этого сильнейшего звука рухнули стены Иерихона - внешняя наружу, а внутренняя - в противоположную сторону. Так и родилось выражение "иерихонские трубы".

К слову, остатки этих рухнувших стену далось раскопать археологам и даже доказать, что, как минимум, одна из них, внешняя, действительно упала. А вот остальных свидетельств захвата Иерихона израильтянами не сохранилось.

Интересно, что сами раскопки Древнего Иерихона были начаты еще в XIХ веке. Трижды ученые из разных стран пытались отыскать под слоем эпох остатки древнего города. И все было тщетно, пока в 1899 году археолог из Германии Зеллин возле маленького поселка Эриха (а название Иерихона произошло либо от слова "яреах" - Луна, либо от слова "реах" - благоухание, да и в арабском произношении Иерихон - это Эриха) не нашел несколько глиняных изделий ханаанейского периода. И в 1907 году на месте иерихонского холма начались масштабные раскопки.

Слой за слоем археологи снимали пласты истории, охватывающей период в десять тысяч лет!

Этих слоев они отыскали восемь. И теперь наука имеет представление о том, как строился и как разрушался великий город.

В самый древний, ханаанейский, период Иерихон был достаточно богатым и процветающим городом. Он был окружен двумя городскими полностью закольцованными стенами, внешней и внутренней. Было много домов, а люди торговали солью Мертвого моря.

Захоронений этого периода не обнаружено.

Город был разрушен, предположительно, израильтянами и долгое время не развивался. Хотя на территории Иерихона оставались люди.

Израильский Иерихон относится к XI - IX векам до нашей эры. В это время город стал активно развиваться. В этот период здесь был построен дворец "Хилани". Помимо соли, в городе стали производить керамику и другую утварь. Археологи отыскали захоронения этого периода. Людей тогда хоронили во дворах домов, а детей - прямо в подполье дома.

Во времена Римской империи влюбленный до беспамятства Марк Антоний подарил Иерихон Клеопатре. Но его вернул обратно Ироду Август.

Во времена правления Ирода в Иерихоне был построен целый комплекс дворцов, театр и даже ипподром. Это были довольно необычного вида здания для того периода. Ирод пригласил из Рима специальную строительную бригаду, которая и занималась возведением ряда объектов не только в Иерихоне, но также в нескольких других городах империи. Отличительной чертой зданий правления Ирода было использование очень мелкого камня ромбовидной формы.

Но во время Иудейской войны город снова был разрушен, и отстраивал его еще один римский правитель, Адриан, уже во 2 веке нашей эры.

С VII века Иерихон был завоеван арабами.

С XIII века на месте древнего Иерихона жили мусульмане - маленький поселок просуществовал до XIX века.

Безусловно, главной достопримечательностью и главной святыней Иерихона является древний курган или, по-другому, Иерихонский холм. Именно вокруг него последние 150 лет были сосредоточены все археологические изыскания.

В 1929 году британец Джон Герстенг раскопал на нем самые нижние слои, которые свидетельствовали о первых поселениях людей на месте нынешнего Иерихона. Они жили в землянках круглой формы. Керамики еще не знали, но уже были оседлыми.

Однако это был еще не город. Заговорить об Иерихоне как о самом древнем поселении планеты заставила другая находка.

В 1953 году археолог Кетлин Киньо откопала на холме древнюю крепость - самое старую уцелевшую архитектурную форму на земле. По оценкам ученых, возраст крепости - 8 тысяч лет. Она огораживает площадь примерно в 3 гектара (40 акров). Предполагают, что на ней жили люди численностью около 3 тысяч человек.

Древний город был окружен земляной насыпью, которая была намного больше площади самого поселения. Возможно, люди селились не только внутри укрепления, но и за его пределами. Во времена Иисуса Навина этой насыпи уже не стало.

Интересная деталь: похоже, Древний Иерихон стал родоначальником традиции хоронить обезглавленных людей. На месте раскопок были обнаружены безголовые захоронения, а черепа были обнаружены в другом месте, отдельно. Позже эта традиция распространилась на многие другие страны Востока.

Еще одна очень ценная находка - раскопки древней синагоги того же периода. Древнейшая синагога планеты возрастом 8 тысяч лет была обнаружена совершенно случайно, во время реконструкции одного из старых зданий. На полу синагоги была выложена мозаика с изображением меноры. Сейчас это здание находится в собственности Израиля.

Также археологи обнаружили развалины арабского дворца, сегодня больше известного под названием «Дворец Хишама». Он был основан примерно в 747 - 749 гг. Эль-Валидом, а имя "Хишам" получил по ошибке. Был в Иерихоне правитель с таким именем, который также хотел в этих местах много чего построить, но не успел. А вот имя этого мечтателя почему-то крепко приклеилось к достижениям другого человека, Эль-Валида.

Дворец сам по себе очень интересен. Вход в него украшала арка из скульптур. Что очень необычно для исламской архитектуры, запрещающей любое изображение человека. Кроме того, во дворце был большой внутренний двор с лежанками, а также спуск в подвальные залы - место для отдыха, поскольку там всегда было прохладно. Дворец не был достроен Эль-Валидом из-за ранения. Но, тем не менее, он неплохо сохранился. К слову, скульптуры с этого дворца сейчас хранятся в галерее Рокфеллера.

Сегодня трудно переоценить значение раскопок, которые провели ученые за полторы сотни лет, раскапывая Древний Иерихон. И главное открытие - безусловно то, что отныне возраст древнейшего города планеты исчисляется не первым упоминанием Иисуса Навина, а намного более ранними артефактами.

К сожалению на сегодняшний день раскопки Иерихона практически приостановлены. После того, как в 1993 году после соглашения в Осло Израиль передал Палестине этот город, в нем стало небезопасно. В настоящее время Израиль запретил своим гражданам въезд в Иерихон по этой причине.

Город Иерихон - самый низкий город на Земле, он расположен на 250 метров ниже уровня моря. Город был захвачен Иисусом Навином, история его завоевания подробно описана в Библии. В римский период Антоний подарил Иерихон Клеопатре, однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны бб — 73 годов город был разрушен и вновь отстроен императором Адрианом.

В VII веке после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.

Руины древнего Иерихона расположены к западу от современного города. Здесь раскопаны мощная башня эпохи неолита, захоронения периода халколита, городские стены раннебронзового и среднебронзового веков, возможно, те самые, что пали от громких труб израильских воинов (иерихонские трубы). У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Элиши (Елисея), который, согласно Библии, очистил его горькие воды.

К югу от рыночной площади найдены остатки дворца Ирода с банями, бассейнами и пышно украшенными залами. На северо-западе раскопан мозаичный пол синагоги V — VI века с изображениями Ковчега завета и семисвечника, под которыми надпись:

В трех километрах севернее современного Иерихона расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд-эль-Малика, который начал его строить в IX веке. Вызывают восхищение лепные украшения, колонны и особенно остатки тончайших мозаик. Недостроенный дворец халифа был уничтожен землетрясением.

На западе от Иерихона возвышается Сорокадневная гора, или гора Искушения, где, по преданию, Иисус постился сорок дней, искушаемый дьяволом. На вершине 380-метровой горы найдены развалины византийской цер кви. Ниже расположен вырубленный в скалах монастырь Искушения (Каранталь), основанный в IV веке. Русские богомольцы поднимаются на гору в молчании в честь сорокадневного поста Иисуса.

Современный Иерихон - уютный, утопающий в зелени (благодаря подземным источникам) городок с десятитысячным арабским населением. Еще не так давно его посещали многие евреи - на пути к озеру Киннерет, с экскурсией или с целью купить фрукты на дешевом местном рынке. С началом интифады бывать в Иерихоне стало небезопасно, а после подписания до - говора с палестинцами город стал управляться арабской администрацией. В принципе, въезд в Иерихон свободный, но перед экскурсией не помешает позвонить в Министерство туризма.

Следует отметить, что арабы Иерихона никогда не отличались экстремизмом и, даже во времена интифады здесь практически не было террористических актов.

Старейший город мира Иерихон

Он остается населенным и сегодня. Эта палестинские территории. Первые поселения здесь появились в 9 тысячелетии до нашей эры. По данным исследователей, здесь обнаружены остатки двадцати поселений, которые образовались 11 тысяч лет назад. И с тех пор город имеет непрерывное заселение. Сам Иерихон находится на западном берегу реки Иордан. Сейчас население города составляет 20 тысяч человек. Этот город многократно упоминается в Библии. И именуется так же «городом пальм». Руины древнего города находятся к западу от центра современного Иерихона. Здесь есть мощная 8-метровая башня эпохи докерамического неолита А (это 8400-7300 года до нашей эры), а так же захоронения периода халколита, стены города бронзового века (вероятно те, которые по преданиям пали от громких «иерихонских труб»). Кроме этого, здесь же руины зимнего дворца Ирода Великого с бассейнами, банями и украшенными залами. Можно пройтись по мозаичному полу синагоги 5-11 веков. Ну а у подножия холма под названием Туль-ас-Султан остался источник пророка Елисея. Согласно Библии, там находится здоровая вода, бывшая раньше негодной для питья. Исследователи говорят, что в близлежащих холмах могут быть скрыты археологические ценности, которые сравнимы с египетской Долиной царей. В трех километрах к северу от современного города остались руины византийского города и дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика.

Иерихон — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон, население 20 416 палестинцев (2006). Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в Ханаан, около 1550 до н. э. С этого времени о нём долго почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей. После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. В римский период Антоний подарил Иерихон Клеопатре. однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны бб — 73 годов город был разрушен и вновь отстроен императором Адрианом. О нём упоминают Иосиф Флавий. Страбон. Птолемей, Плиний и др. При Константине I Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок. В VII веке после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.

Современная история

В 1948 г. в ходе Арабо-израильской войны 1947—1949 годов Иерихон был занят Трансиорданией, а в 1967 г. после Шестидневной войны, был занят израильскими войсками. В 1993 г. в рамках Соглашений в Осло Иерихон был передан Палестинской автономии.

C 2000 г. въезд израильтянам в Иерихон запрещен за исключением редких случаев, когда израильская армия дает разрешение на въезд туристическим группам.

  • А. Варкин, Л. Зданович, «Тайны исчезнувших цивилизаций», М. 2000.
  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии

Раскопки древнего города

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёных Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. А немец-археолог Зеллин в 1899-м изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха…

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Но честь первооткрывателя все же принадлежит Зеллину. В 1907 году раскопки Зеллина добыли материалы, подтвердившие всё, о чём мечтала археология: он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). Наконец, в 1908 году были организованы серьёзные раскопки (Восточное общество Германии), руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909-м к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.

«Интересно, что оказалось фактически невозможным установить даже место, где находится пресловутая гора Синай. Трудность ее обнаружения усугубляется тем, что в Библии нередко фигурирует в качестве горы, где было дано откровение, не Синай, а Хорив. Если принимать всерьез библейские описания тех грозных явлений природы, которыми сопровождалась процедура откровения у горы Синай (а почему бы действительно не принять эти описания всерьез? — Авт.), то надо полагать, что эта гора представляла собой вулкан, и что израильтянам пришлось находиться вблизи нее в период довольно большой вулканической активности. Но беда в том, что та гора, которая теперь именуется Синаем, никогда не была вулканом». Библеист Гролленберг так описывает создавшееся в этом вопросе положение: «С древних времен христианская традиция помещала гору Синай на внушительном гранитном хребте, лежащем в южной оконечности Синайского полуострова, с Джебель-Муса (7500 футов над уровнем моря) как с его наиболее высоким пиком. Но эту локализацию оспаривают ученые. Некоторые из них ищут гору Синай в Мидии или по крайней мере в Северной Аравии. Согласно другим, она находится вблизи Кадеша или, может быть, в районе Петры. Но все эти горы не являются вулканами.

Хорошо известна библейская легенда о разрушении Иерихона. Одно из древних городских поселений было голословно отождествлено с тем самым Иерихоном, стены которого были якобы разрушены трубными звуками. Крупные раскопки этого поселения были произведены Зеллином, Ватцингером, Гарстангом (начиная с конца XIX в.). В 1952 г. англо-американская археологическая экспедиция под руководством Кетлин Кенион продолжила деятельность Гарстанга. Никаких оснований для отождествления раскопанного городища с Иерихоном обнаружено не было. Райт пишет: «Информация о Иерихоне была названа разочаровывающей, и это верно: не только трудно интерпретировать библейское повествование о Иерихоне, но невозможно даже наметить и историю традиции. Проблема Иерихона теперь больше проблема, чем когда бы то ни было».

После Иерихона, как сказано в Библии, наступила очередь некоего города Гай. Место, где, по вычислениям историков, должен был бы находиться этот город, также было весьма основательно исследовано. Результаты оказались еще более плачевными. Немецкой археолог, библеист, Антон Йирку, выразив сожаление по поводу исследования Иерихона, переходит к сообщению о раскопках Гая так: «Еще хуже разрыв между сообщением о последовавшем тогда завоевании Гая и данными раскопок. »

Основным противоречием, которое разрушало достоверность таких отождествлений, являлось резкое несоответствие между ортодок-сальной датировкой библейских событий и ортодоксальной же датировкой этих поселений. Не следует думать, что эти хроно-логические расхождения, постоянно вскрывающиеся в традиционной хронологии незначительны; например, в случае с Гаем они достигают полутора тысяч лет. И это еще не самое большое расхождение.

Иерихон город в Израиле в 40 км восточнее Иерусалима, в долине реки Иордан, является столицей провинции Иерихон. Город пальм, претендует на титул старейшего города мира. История Иерихона уходит в прошлое примерно на 10 тыс. лет. Это оазис в пустыне, чудесный зеленый город, сердце Западного берега реки Иордан. Иерихон, построенный на 258 м ниже уровня моря, является самым низко расположенным городом на свете.

Основной источник воды в городе - Айн ас-Султан (источник Елисея) неподалеку от руин древнего города Тель-ас-Султан. Древнцй город поднимается на 21 м и занимает территорию 40 тыс. м2. Здесь можно почувствовать, насколько древней является эта земля - археологи насчитали 23 отдельных культурных слоя, включая останки города эпохи неолита. Стены города были воздвигнуты еще в 7000 г. до н.э. и известны тем, что пали при звуке труб армии Иисуса Навина.

Дворец Хишама VIII в. в 3 км от центра города - чудесный пример исламской архитектуры с великолепно сохранившимися мозаиками. Дворец строился как зимняя резиденция халифа Хишама. Судя по обилию во дворце разнообразных водоемов, можно сделать вывод, чему отдавали предпочтение правители - хотя, говорят, бассейны нередко наполняли вином.

К северу от источника Айн ас-Султан расположена улица, засаженная кипарисами; она тянется к византийской синагоге. Чудесный мозаичный пол украшен центральным медальоном с надписью «Шалом аль-Израиль» («Мир Израилю»). А в пустыне за пределами города стоит мечеть Наби Муса - исламская святыня, посвященная Моисею.

Иерихон - популярный среди туристов город, несмотря на политическое напряжение в регионе. Центр Иерихона просторен и отличается дружелюбной атмосферой.

Источники: izrail.pro, xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai, www.travellers.ru, imperia.lirik.ru, www.smileplanet.ru

Израиль Координаты Координаты :  /  (G) (O) 31.856111 , 35.463056 31°51′22″ с. ш. 35°27′47″ в. д.  /  31.856111° с. ш. 35.463056° в. д. (G) (O) Численность населения 19800 Год переписи 2005 Дата основания 8 тысячелетие до н.э.

Вид на Иерихон с юга.

Иерихон - самый низко расположенный город в мире (250–260 м ниже уровня моря) и один из древнейших непрерывно населённых городов мира: он многократно упоминается в Библии , где именуется также как «город пальм» (ивр. ‎Ир hа-Тмарим ) (Втор. , Суд. , 2Пар. ).

Достопримечательности

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э. Здесь открыты мощная башня (8 метров) эпохи докерамического неолита A (8400-7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильских воинов (знаменитые «иерихонские трубы»), руины зимнего дворца-резиденции Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги (V-VI века).

У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Элиши , по слову которого, согласно Библии, негодная для питья вода этого источника «стала здоровою до сего дня» (4Цар. ). В 3 км севернее современного города расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX века).

История

Взятие Иерихона. Миниатюра Жана Фуке

Раскопки древнего города

Башня первого города в Йерихоне (начало 8 тысячелетия до н.э.)

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёных Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. А немецкий археолог Зеллин в 1899-м изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха…

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Но честь первооткрывателя все же принадлежит Зеллину. В 1907 году раскопки Зеллина добыли материалы, подтвердившие всё, о чём мечтала археология: он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). Наконец, в 1908 году были организованы серьёзные раскопки (Восточное общество Германии), руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909-и к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.

Несмотря на значительные недостатки, с которыми были произведены раскопки, даже на то обстоятельство, что учёные непременно желали «подогнать под Библию» многие открытия, главный вклад Зеллина и его коллег в науку тот, что история Иерихона перестала быть исчисляемой с Иисуса Навина и учёный мир получил один из древнейших городов Ханаана , уходящий своим началом в 3-4 тыс. до н. э.

Наиболее значительные раскопки памятника были проведены британскими экспедициями под руководством Джона Гарстанга в 1930-1936 годах и Кетлин Кеньон в 1952-1958. Их результаты позволили установить, что поселение на месте библейского Иерихона появилось около 10 тыс. лет назад (мезолит), и таким образом Иерихон является древнейшим среди открытых до сих пор центров возникновения цивилизации. Раскопки слоев, относящихся к эпохе неолита, показали процесс перехода от охоты и собирательства к ирригационному земледелию и начало городской цивилизации (каменные крепостные стены, дома из необожженного кирпича).

Иерихон докерамического неолита (около 9 тыс. лет назад) - самый древний из известных городов мира. В 5 тыс. до н. э. в Иерихоне появились новые поселенцы, носители культуры лепных керамических сосудов. В 3 тыс. до н. э. Иерихон был процветающим городом, обнесенным мощной стеной из необожженного кирпича. Он подвергся разрушению около 2000 г. до н. э. вторгшимися в Ханаан кочевниками, но вскоре был отстроен и обнесен оборонительными сооружениями, характерными для периода гиксосов . Разрушенный вновь, по-видимому, в ходе войн, в результате которых египтяне вытеснили гиксосов из Ханаана, Иерихон вскоре опять был восстановлен и оказался первым укрепленным пунктом на пути вторгшихся в Ханаан израильских племен.

При начатых в 1970-х гг. Рахелью Хахлили раскопках к западу от Иерихона обнаружен обширный некрополь (площадь 10 кв. км) эпохи Второго храма. Раскрыто более 120 могил с деревянными расписными гробами и каменными оссуариями (свыше 30) с надписями на иврите и греческом языке. В некоторых случаях указано, что погребенный родился в Иерусалиме. В 1981 г. найден богатый склеп семьи Голиат - священников Иерусалимского храма.

При Константине Великом, здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок.

Средневековье

В 724 г. халиф Хишам начал близ Иерихона строительство огромного (площадь около 2 га) зимнего дворца с великолепной лепкой и мозаичными полами. Строительство было нарушено землетрясением и не возобновлялось.

В 1099 г. Иерихон был захвачен крестоносцами.

Государство Израиль

В местной тюрьме по соглашению с Израилем содержатся террористы - убийцы Р. Зееви . При этом город по-прежнему окружен израильскими армейскими блокпостами, казино, пострадавшее в ходе военных действий, не функционирует, иностранные туристы и израильтяне в Иерихоне практически не появляются. Археологические раскопки не проводятся с момента передачи этого района под контроль Палестинской автономии.

Въезд израильтянам в Иерихон запрещен за исключением редких случаев, когда израильская армия дает разрешение на въезд туристическим группам.

Согласно оценке, в 2003 г. в Иерихоне жили около 20 тыс. человек, подавляющее большинство - мусульмане. Основные источники дохода населения - сельское хозяйство (субтропические и тропические культуры) и обслуживание туристов (до октября 2000 г.). Исторические памятники: городище древнего Иерихона, источник Элиши, комплекс дворцов хасмонейской и иродианской эпох (к юго-западу от города), греческая церковь святого Закхея (в центре современного Иерихона, с древней сикоморой во дворе, является святым местом христианства), дворец халифа Хишама (в северо-восточной части города), синагога «Шалом аль-Исраэль».

Монастырь Святого Герасима

Монастырь Святого Герасима (

На право называться первым городом Земли претендует множество городов древности. Однако один из них все таки остается вне конкуренции. Предание о его стенах, павших от рева еврейских военных труб, увековечило этот древний город в людской памяти. Но для историков это название звучит еще весомей. Среди открытых до нашего времени центров городской цивилизации Иерихон - самый древний и непрерывно населенный город в мире (ему 10 000 лет) и самый низкорасположенный на нашей планете (250 м ниже уровня моря).

Он располагался в оазисе недалеко от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море и преграждал путь в Палестину любому завоевателю, следовавшему из долины Иордана. Иерихон был первым городом, который завоевали сыны Израилевы, придя в Землю Обетованную после сорокалетних блужданий по пустыне. «Кто возьмет Иерихон, тот может считаться хозяином всей Эрец-Исраель», - говорили евреи.

По ветхозаветной Книге Иисуса Навина, израильтяне после исхода из Египта и сорокалетнего скитания по пустыне с города Иерихона начали завоевание Ханаана. После того как Моисей умер новым вождем стал Иисус Навин, под руководством которого они перешли Иордан и взяли Иерихон в осаду. Горожане, укрывшиеся за мощными стенами, были уверены, что город неприступен, потому как мощные стены Иерихона невозможно было преодолеть силой оружия. Здесь могло помочь лишь чудо. Но Иисусу Навину было видение: ангел с мечом, устами которого Господь обещал передать неприступный город сынам Израилевым.


Вначале Иисус выслал в город разведчиков. Местная блудница Раав укрыла их в своем доме, а ночью помогла бежать. Взамен за помощь Раав попросила оставить ее семью в живых после того, как Иерихон будет взят. Потом израильтяне в течении шести дней обходили стены Иерихона на безопасном для жизни расстоянии. Шествие возглавляли воины, за ними шли священники и дули в трубы юбилейные, следом левиты несли ковчег завета, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети. Все 40 000 человек молчали, воздух оглашали лишь вой и свист дудок.

На седьмой день Иисус Навин решился на штурм. Израильтяне обошли стены шесть раз, храня молчание. А на седьмом круге они громко возопили и затрубили в трубы, да до такой степени громко, что грозные стены рухнули. Отсюда и пошло выражение «иерихонская труба».

Участь жителей Иерихона была ужасна: «…все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом». Пощадили только блудницу Раав и ее семью, которая с того времени жила среди народа Израиля. «А город и все, что в нем, сожгли огнем», кроме «серебра и золота и сосудов медных и железных», которые были переданы иудейским жрецам. После чего Иисусом были прокляты все, кто посмеет восстановить Иерихон.

С того времени довольно долго на пепелище существовал только маленький поселок. Иерихон восстановил при царе Ахаве (874–852 г. до н. э.) царский наместник Хиил из Бет-Эля, который, как говорит Библия, в свершение заклятия поплатился за это гибелью первенца и младшего сына (I Ц. 16:34). После этого Иерихон вновь занял видное положение и играл немаловажную роль в истории.

В римский период Антоний подарил Иерихон , но вернул его Ироду, который возвел здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны 66–73 гг город разрушили и вновь отстроил его император Адриан. О нем упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др.

При Константине I Великом там была христианская церковь, с епископом во главе. Со временем город Иерихон начал приходить в упадок. В VII столетии после завоевания страны арабами там поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до середины XIX века, когда сюда начали приезжать первые археологи, намеревавшиеся проверить библейскую легенду. Правда, первопроходцам удача не улыбнулась - они ничего так и не смогли обнаружить…

1899 год – немецкий археолог Эрнст Зеллин изучил поверхность холма и нашел несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришел к выводу, что его предшественников все таки не зря манили эти земли: вероятней всего, под наслоением скрыт древний город. Ученый подготовился более основательно, и в 1907 г. обнаружил дома и часть городской стены с башней (5 рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 м). В конце концов в 1908 г. Восточное общество Германии организовало серьезные раскопки, руководителями которых были профессоры Эрнст Зеллин и Карл Ватцингер. Они смогли обнаружить две параллельно идущие крепостные стены, возведенные из высушенного на солнце кирпича. Наружная стена имела толщину 2 м и высоту 8–10 м, а толщина внутренней стены достигала 3,5 м.

Археологи определили, что эти стены были сооружены между 1400 и 1200 г. до н. э., и отождествили их с теми стенами, которые, как сообщает Библия, рухнули от мощных звуков труб израильских племен. Но во время раскопок археологи натолкнулись на остатки строительного мусора, представлявшие для науки еще больший интерес, чем находки, подтвердившие библейские сведения о древней войне. Но из за современной войны - Первой мировой - были приостановлены дальнейшие научные исследования.

Прошло два десятка лет, прежде чем группа британцев под руководством профессора Джона Гарстанга смогла продолжить дело предшественников. Новые раскопки были начаты в 1929 г. и продолжались около 10 лет.

В 1935–1936 годах Гарстанг нашел нижние слои поселения каменного века. Люди, еще не знавшие керамики, уже вели оседлый образ жизни. Жили вначале в круглых полуземлянках, а потом в прямоугольных домах.

И снова научной деятельности помешали амбиции современных правителей. Работа экспедиции Гарстанга прервалась из-за сложной политической обстановки. И лишь по окончании Второй мировой войны английские археологи вновь возвратились в Иерихон. На этот раз экспедицией руководила д-р Кэтлин М. Кэньон, с деятельностью которой связаны все дальнейшие открытия в этом древнейшем городе мира. Для участия в раскопках британцы пригласили немецких антропологов, работавших в Иерихоне в течении нескольких лет.

1953 год – археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое абсолютно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи смогли пробиться сквозь 40 культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить лишь кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Это стало сенсацией археологии 50-х годов XX века. Систематическими раскопками здесь был найден ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса - докерамический неолит А (VIII тысячелетие до н. э.) и докерамический неолит Б (VII тысячелетие до н. э.).

Сегодня город Иерихон считается первым поселением городского типа, открытым в Старом Свете. Там обнаружены самые ранние из известных науке постройки постоянного типа, захоронения и святилища, сооруженные из земли или маленьких округлых необожженных кирпичей. Вне всякого сомнения, Иерихон с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял из себя одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили совершенно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 000 лет назад.

Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением несколько тысяч человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию - выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователям удалось установить, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н. э., жизнь здесь не прерывалась.

Иосиф Флавий называл эту местность «плодороднейшей землей Иудеи» или «Божественной страной». И сейчас при подъезде к Иерихону бросается в глаза контраст между выжженной пустыней вокруг и свежей сочной зеленью города, которая здесь растет благодаря мощи многочисленных подземных источников и зимних потоков, несущихся с близлежащих гор. Именно благодаря источникам Иерейхон, что в переводе с арамейского означает «лунный» (по-арабски - Эриха), скорей всего, и обязан своим появлением.

Вначале городок не был укреплен, но с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве разных племен, но и о накоплении жителями древнего города определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это могли быть за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Возможно, основным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря - соль, битум и серу. В Иерихоне обнаружены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря - все эти товары высоко ценились в период неолита.

О том, что Иерихон с течением времени стал мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Поселение занимало площадь около 4 га и было окружено рвом шириной 8,5 м и глубиной 2,1 м, вырубленным в скале. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1,64 м, сохранившаяся на высоте 3,94 м. Ее первоначальная высота, возможно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.

К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально ученые предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она была сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для наблюдения за окрестностями. Башня имела диаметр 7 м и сохранилась на высоту 8,15 м. Она оснащена внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.

Каменная башня Иерихона, возможно, была возведена в начале VIII тысячелетия до н. э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе начали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовали как жилища. Эти помещения часто перестраивали. Одно из них, погибшее при пожаре, датируется границей VIII и VII тысячелетий до н. э.

После этого в истории башни исследователи насчитали еще 4 периода существования, а затем городская стена обвалилась и стала размываться. По-видимому, город в те времена уже опустел. Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»).

Чтобы точней определить возраст этих сооружений, применяли новейшие научные методы, в том числе радиоуглеродный анализ. Именно путем исследовании изотопов углерода удалось установить, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию до н. э., то есть их возраст - приблизительно 10 000 лет. Еще более древним оказалось святилище - 9551 год до н. э.

Постройка мощной оборонительной системы требовало громадной затраты труда, применения значительной рабочей силы и наличия некоей центральной власти для организации и руководства работами. Исследователи оценивают численность населения в этом первом городе мира в 2000 человек, причем эта цифра, возможно, занижена.

Как выглядели и как жили – первые горожане Земли?

Анализ черепов и костных останков, обнаруженных в древнем городе, показал, что 10 000 лет назад здесь обитали низкорослые - чуть выше 150 см - люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евроафриканской расе. Они строили овальные жилища из комков глины, полы в которых были углублены ниже уровня земли. В дом заходили через дверной проем с деревянными косяками.

Вниз вели несколько ступенек. Большинство домов состояло из единственной круглой или овальной комнаты диаметром 4–5 м, перекрытой сводом из переплетенных прутьев. Потолок, стены и пол обмазывали глиной. Полы тщательно выравнивали, порой красили и полировали.

Жители древнего города Иерихон пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках каменными пестами. От гpубой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах, у этих людей совершенно изнашивались зубы.

Несмотря на более комфортную, чем у первобытных охотников, среду обитания, их жизнь была исключительно тяжелой, и средний возраст жителей города был не более 20-ти лет. Очень высокой была детская смертность, и только немногие доживали до 40–45 лет. Людей старше этого возраста в древнем Иерихоне, похоже, вообще не было.

Своих мертвых горожане хоронили прямо под полами жилищ, надевая на черепа культовые маски из гипса со вставленными в глаза масок раковинами каури. Интересно, что в древнейших могилах Иерихона (около 6500 года до н. э.) археологи большей частью находят скелеты без головы. Как видно, черепа отделяли от тел и хоронили отдельно. Обрядовое отрубание головы у мертвых известно во многих частях света и встречалось вплоть до недавнего времени. Здесь, в древнем городе, ученые встретились, по-видимому, с одним из самых ранних проявлений такого культа.

В этот «докерамический» период обитатели города не пользовались глиняной посудой - им ее заменяли каменные сосуды, вырезанные главным образом из известняка. Возможно, они пользовались также различными плетенками и кожаными вместилищами наподобие бурдюков.
Не умея изготавливать глиняную посуду, иерихонцы тем не менее применяли глину для лепки: в жилых постройках и гробницах обнаружено множество глиняных фигурок животных, а также лепных изображений фаллоса. Культ мужского начала был широко распространен в древней Палестине, его изображения встречаются и в других местах.

В одном из слоев древнего города археологи нашли своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Может быть, это было святилище - примитивный предшественник будущего храма. Внутри помещения и в непосредственной близости от него археологи не встретили никаких предметов домашнего обихода, зато нашли многочисленные глиняные фигурки лошадей, коров, овец, коз, свиней и фаллические скульптуры.

Самым удивительным открытием в Иерихоне стали лепные фигурки людей. Они сделаны из местной известняковой глины с каркасом из тростника. Эти статуэтки имеют нормальные пропорции, но плоские анфас. Нигде, кроме Иерихона, подобные изделия раньше археологи не встречали.

В одном из доисторических слоев города были обнаружены также групповые скульптуры мужчин, женщин и детей в натуральную величину. Для изготовления их применялась похожая на цемент глина, которая намазывалась на тростниковый каркас. Фигуры эти были еще довольно примитивными и плоскостными: ведь пластическому искусству предшествовали наскальные рисунки или изображения на стенах пещер. Обнаруженные скульптуры показывают, какой большой интерес проявляли иерихонцы к созданию семьи и чуду зарождения жизни - это было одним из первых и самых сильных впечатлений доисторического человека.

Возникновение Иерихона - первого городского центра - свидетельствует о зарождении высоких форм общественной организации. Даже вторжение более отсталых племен с севера в V тысячелетии до н. э. не прервало этот процесс, который в результате привел к созданию высокоразвитых древних цивилизаций Междуречья и Ближнего Востока.

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесенным стеной из кирпича-сырца. После он был уничтожен и простоял в нежилом виде весьма долгое время, пока Хиил не нарушил заклятие и не восстановил его, потеряв при этом своих сыновей. И все-таки, неужели звуки труб и яростный крик народа из колена Израиля смогли разрушить неприступные стены?..

За истекшее столетие многое изменилось в исторической науке, в частности современные взгляды на возможную дату исхода. Дело в том, что появление племенного союза Израиль в Ханаане можно уверенно датировать рубежом XII и XIII веков до н. э. (появляются характерные 4-х комнатные дома, другие признаки израильской материальной культуры, да и первое письменное упоминание Израиля относится к той же эпохе). Но стена, обнаруженная в Иерихоне, была разрушена значительно раньше, около 1560 г. до н. э. На рубеже 1200 г. до н. э. Иерихон был практически не заселен и стен не имел, а это противоречит библейской версии развития событий, так как циклопические крепостные стены города рухнули задолго до времен Иисуса Навина и этот город не мог стать преградой на пути вторгшихся в Ханаан израильских племен.

Тут вновь стоит перечитать Библию. Есть в библейском рассказе намек, позволяющий предложить некоторое, пусть и чисто умозрительное, решение этого вопроса. Содержится этот намек в знаменитой истории засылки в Иерихон шпионов и их спасения блудницей Раав. Как гласит Книга Иисуса Навина, Раав выпустила разведчиков из города по веревке через окно своего дома. То есть ее дом являлся частью линии городских укреплений.

Исходя из этого, возможно предположить, что город Иерихон во времена Иисуса Навина представлял из себя кольцо глинобитных домов, чьи внешние стены и образовывали «крепость» - такие поселки весьма часто встречались в Ханаане на исходе бронзового и в начале железного века. Остатки подобной «твердыни» в действительности могли быть смыты и исчезнуть без остатка, в отличие от капитального крепостного строительства предшествующих эпох. А внушительные руины этих более ранних стен могли впоследствии стать основой легенды о чуде иерихонских труб.

Правда, традиция упорно приписывает Иисусу Навину разрушение именно тех циклопических, грандиозных стен, которые рухнули около 1560 г. до н. э. Возможно предположить, что некоторые эпизоды, включенные в историю завоевания Ханаана, в действительности относятся к более раннему времени и могут быть связаны с мятежами хабиру в XIV столетии до н. э. Упоминание о нападении хабиру на Иерихон содержится в одном из документов амарнского архива.

Часть нападавших, среди которых было много семитов, впоследствии могли войти в состав израильского народа и принести с собой воспоминания о штурме Иерихона и других городов Ханаана. С течением времени эти рассказы слились в единую повесть о завоевании, где разновременные события перепутались окончательно и в таком виде вошли в официальные хроники. А неведомые древние полководцы слились в народном представлении с блистательным Иисусом Навином, за которым по-прежнему остается честь завоевания Ханаана.