Италия        19.11.2023   

Крылатые выражения о крыме. Статусы про крым. Времен очаковских и покоренья Крыма

28 сентября в прокат вышла картина Алексея Пиманова «Крым». Скрывать нечего: название фильма вкупе с поддержкой последнего «Фондом кино» — смесь действительно ядерная, успевшая, допремьерно, напугать всех противников российского кинематографа и добрую часть небыдла (того самого, зеленеющего от «Крымнаш»).

Вдобавок ко всему, режиссёр оказывается экс-ведущим «Человека и закона» и ныне действующим поставщиком программ для «Первого канала». С тем, что всё это — неплохая заявка на премию «пропаганда года», спорить тяжело. Да только смысл есть. «Крым» зашёл не так больно, как ожидалось, и вызвал не совсем те эмоции, на которые претендовал изначально. TER рассказывает, почему.

То, о чём пойдёт речь дальше, — это попытка показать непростую историю любви на фоне «тех самых событий» 2014 года, где она — киевлянка Алена — понимает и поддерживает майдановцев, а он — севастопольский Санёк, сын офицера, — их осуждает. Пара вступает в серьёзный политический конфликт и находится на грани расставания, когда в общество девушки проникает бандеровец с коварными планами. Дальше — вновь вспыхнувшая любовь, делёжка полуострова, военно-морально-нравственные разборки и море героизма.

Не будем никого томить и озвучим первый закон российского кино в начале: главные герои will make you cry. Оба они не то что не вызывают симпатии, а просто кажутся заряженными на то, чтобы заставлять зрителя отплёвываться от сочувствия и частенько раздражаться. Алена, роль которой исполняет Евгения Лапова , с первых же секунд обнаруживает в себе актрису, до сих пор пробующую себя лишь во второсортных российских сериалах. Ей не веришь и не хочешь верить: её эмоции всегда готовы вывалиться через край – настолько она переигрывает.

Тут же хочется сказать отдельное спасибо сценаристам . Фразы, которые иногда выдаёт Алёна, просто не укладываются в голове: люди не говорят так в жизни, не парируют в ответ на любые реплики и не носят в себе пафосные цитаты из «ВКонтакте». Невесть для чего, героиню ещё и наделили мерзким «коронным» словом. Каждый раз, услышав «Да ладно», Алёна спешит отразить «ФИГАДНО». И это просто не поддаётся объяснению.

Роман Курцын , исполняющий роль Санька, известен нам во многом благодаря участию в фильме «Гуляй, Вася!», где сыграл тупого качка и по совместительству латентного гея Макса. Так вот кажется тогда Роман, волей-неволей, определил своё амплуа: не держать этот образ в голове теперь кажется сложным, и особенно — учитывая, что в «Крыму» Санёк – бывший морпех и нынешний физрук. Однако актёр, видится нам, здесь ни при чём: он не виноват, что выглядит так, как выглядит, и отыгрывает всё, как уготовано его герою уже упомянутыми сценаристами.

Пожалуй, всё, что дальше, это уже дело вкуса. Придраться можно и к странной местами операторской работе, и к ненужной постельной сцене с безумным параллельным монтажом, и к чему-нибудь ещё. Только не хочется. Если не ставить сомнительную пару во главу угла, то «Крым» — это ещё и попытка показать с художественной точки зрения события крымской весны. И вот в эту-то сторону летят самые большие камни. И зря.

Чтобы окрестить фильм «заказухой» и инструментом пропаганды, достаточно чего? Правильно — увидеть хорошего полицейского и плохого полицейского. В нашем случае — русского и майдановца соответственно. Но беда в том, что настроенный критично зритель не замечает, что авторы картины не ставят знак равенства между теми, кто вышел на Майдан, и бандеровцами , о которых речь и ведут. Отрицательным героем они выбрали украинский национализм и ни разу не отождествляют последний со всеми восставшими людьми. Фиг с ним, с физруком Саньком, который не поддерживает бунта, зато его поддерживает другой, пусть и не самый симпатичный, но главный герой. А на чью сторону вставать – никто зрителю на ухо не шепчет.

Русские же, кстати, в фильме особо не геройствуют. Да: они спокойно вводят свои танки, никого не трогают, кровь ничью не проливают, но зато и сами не фигурируют. Потому что фильм не о них. Как и говорится в аннотации к картине, всё это – лишь фон для плохой актёрской игры , и не стоит воспринимать его близко к своему враждебному русской власти сердцу: это не документалка. Это обычная драма.

Короче говоря, пимановская картина не стоит того, чтобы набрасываться на неё так, как озлобленные комментаторы «Кинопоиска». Это обычный отечественный фильм с посредственной актёрской игрой и сценарием средней паршивости. Российский кинематограф знавал куда более постыдные вещи. А «Крым» показал лишь то, что «те самые события» 2014 года ещё долго будут кровоточить и оставаться неприкасаемой темой для нашей страны.

Текст: Алена Важенина

Иллюстрации: kinopoisk.ru

Мне компас не нужен, чтоб встретиться с летом.
Все стороны Крыма откроют секреты.
Нам старые камни поведают мифы,
Как жили здесь тавры и правили скифы.
Все тайны – от Дороса до Феодоро…
Начнем с Херсонеса, закончим Боспором.
И снова на юг, где Аллаха клинок
Твердыню земную сурово рассек –
К Большому каньону с волшебной водой,
Умоешься – станешь навек молодой.
Теперь же вперед! Тебя ждет Чатыр-Даг
В глубинах пещер вечный холод и мрак.
Здесь скрыта от мира людей красота,
Что тысячи лет создавала вода.
А дальше – до неба достать поспеши!
Взойди на таинственную Демерджи
(Когда-то она звалась дымной горой),
Вокруг посмотри, насладись высотой.
Ах, если бы птицей весь Крым облететь…
Но времени мало, всего не успеть.
А значит, опять я вернусь, чтобы где-то
В горах снова праздновать Крымское лето.

Старый Крым


Уютно здесь, как в доме у друзей.
Цветы на клумбах ало-золотые,
Стоит под солнцем Гриновский музей.

Я здесь забыла подмосковный холод,
Гуляя средь деревьев и домов.
Ты так спокоен, теплый, древний город
В изящном обрамлении холмов.

Я в Старый Крым приехала впервые.
Живет он под медовой тишиной.
Когда уйду, пускай с лугов России
Сюда летит привет горячий мой.

Жёлтое солнце Крыма
Летом палит нещадно,
В море его закину
Золотом Ариадны!

Блеском на водных кручах,
Тёплым песком прибоя,
Не упуская случай
Солнце моё со мною.

Волны лазурной рябью
Пусть наберутся силы!
Море - ты снова рядом,
Море - ты так красиво!

Солнце и море вместе -
Нет для меня дороже!
Был бы я счастлив, если
Вы так считали тоже!

Севастопольская осень

Севастопольская осень -
Малахит и бирюза.
Севастопольская осень,
Золотистые глаза.
Струйки солнечного света,
Бухты синее стекло...
То ли осень, то ли лето -
Ясно, тихо и тепло.

На душе - светло и чисто.
Небо - в легком серебре.
И немного желтых листьев -
Всё же осень на дворе.
Севастопольская осень -
Чуть прохладный ветерок.
Севастопольская осень,
Винограда свежий сок.

Пляж - в тиши и запустении,
Нет курортной суеты.
И приходит вдохновение,
И рождаются мечты.
Севастопольская осень,
Сентября шальные дни.
Севастопольская осень -
Осень, болдинской сродни.

Стихи о Крыме и про Крым

О крымских городах

Ялта, Евпатория, Алушта,
Кто из них прекраснейшая, спорят.
Крымский полуостров, как ракушка,
Нам на радость выброшен из моря.

Здесь легенды Трои и Эллады
С вашей, города, сплелись судьбою.
Каждый город ждет своей награды,
Каждый город так хорош собою!

Здесь, в долинах солнечного рая,
Все прекрасны, и нелепа ссора.
Симферополь, как Парис, сжимает
Золотое яблоко раздора.

Ялта, Евпатория, Алушта...
Вы не спорьте, милые, не надо!
Скоро всем вам хватит потому что
Спелых крымских яблок из сада!

Крым – территория России, -
На этом точка потому,
Что многие так безудержно
Перечат смыслу здравому…
Во всем не Путин виноват,
Который в Крым прислал солдат,
А кровопийца Яценюк,
Турчинов, лидеры бандюг.
Спонсировал «майдан» ведь «запад», -
Оттуда же явился снайпер.
Простых людей кто убивал
И зверским пыткам подвергал? -
Ты думаешь – все понимаешь,
Когда в политику вникаешь?!
Кто в украинских новостях
Навеивает ложью страх
И журналистам угрожает,
Правдивых с должностей снимает,
Внушая за оружие взяться
И на войну войскам собраться?
Нам ли судить главы земель
И обвинять во зле Россию,
Способствовавшею бессилию
Бесов Крым наш теребить?!

Крым мы любим, наверно, не меньше!
И стихи очень любим о нём,
Но порою шутливые вещи,
Мы читаем, вновь пишем, поём...
Точно также нас манят просторы,
Точно также пьянят песнь цикад,
И чудесные крымские горы,
И сентябрьский ночной звездопад,
Суховеи и горные тропы,
Виноградники, солнце, вино...
О Тавриде прекрасные строки,
Все читаем взахлёб и давно!




Здесь море - дирижер, а резонатор - дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.

И эхо средь камней танцует и поет.

Старыми тропами Нового Света

Море и скалы. Солнце и море.
Античным философам вторя,
Иду не спеша по разбитой дороге.
Обуты в сандалии босые ноги...

Покоен утром Новый Свет.
Над морем медленный рассвет,
В амфитеатре скал и гор,
Ночной грозе наперекор,
Залив и лодки рыбаков,
И жены, ждущие улов...
Полчаши темной бирюзы...
А мне - минувшего призы,
В корнях раскидистой сосны
(Сбылись мечтательные сны!
Потоками размыты черепки:
Обломок кирпича и битые горшки,
И перламутр моллюска средь золы,
Барашков обгорелые мослы,
И донце килика, и рукоять…
Здесь время обратилось вспять.
Тонка эпох связующая нить -
Её дано нам сохранить,
Как очагов погасших дым
Вдоль троп, пересекавших Крым...

В тени, у виноградного куста,
Под аркой старого моста,
Ступени, падающие вниз,
Ведут не в ад, но в Парадиз.
Старинный грот, а в нем родник
Устроил титулованный старик…

Здесь - по обычаю древней Эллады -
Вино разбавляю водою прохладной.
Вечные волны, скользящие рядом,
Я провожаю невидящим взглядом.

Стихи о Крыме и про Крым

Крымская ночь

Крымская ночь! Крымская ночь!
Праздник цветов и прибоя!
В черной воде - золотое руно,
Брошенное звездою.

Крымская ночь мне для счастья дана,
Свет и любовь в ее взоре.
Инопланетная гостья - луна
Мост навела через море.

Крымская ночь! Крымская ночь!
Горы, листва, водопады.
Воздух из трав пьет сухое вино,
Звонко стрекочут цикады.

Пляшет волна, весела и резва,
Словно в театре балета.
Крымская ночь - карнавал волшебства,
Песня соленого ветра.

Сколько богатства мне сразу дано,
Сколько простора и воли!
Крымская ночь! Южная ночь!
Праздник травы и магнолий!

Над морем рассвет золотится
И красок меняет тона.
Всё искренним счастьем лучится
И нежно играет волна!
Чудесная розовость неба
Ласкает и душу и взор!
О если, да крылья бы мне бы! -
Впорхнула б в рассветный узор!
И птицей летала б над морем,
Впитала б его красоту,
И солнечным чудо-настоем
Лила бы на мир доброту!
Какое прекрасное действо
Узорить зарёй небосвод!
Кудесник рассвет чародейством
Приветствует солнца восход!

Партенит

Солнечно и снежно в зимнем Партените!
Это город-нежность, только посмотрите...
Горы, солнце, море - летом и зимою
Встретимся мы вскоре там опять с тобою!
Это город-сказка, волшебство природы!
Звёзды, будто глазки, смотрят с небосвода!
И рассветы - чудо и закаты тоже!
Вечно помнить буду, нет его дороже!
Партенит-красавец, Партенит -кудесник
Вечно будут славить и в стихах и в песнях!

"Зимним вечером в Ялте"

Сухое левантинское лицо,
Упрятанное оспинками в бачки.
Когда он ищет сигарету в пачке,
На безымянном тусклое кольцо
Внезапно преломляет двести ватт,
И мой хрусталик вспышки не выносит:
Я щурюсь, и тогда он произносит,
Глотая дым при этом, " виноват".

Январь в Крыму. На черноморский брег
Зима приходит как бы для забавы.
Не в состояние удержаться снег
На лезвиях и остриях агавы.
Пустуют ресторации. Дымят
Ихтиозавры грязные на рейде.
И прелых листьев слышен аромат.
"Налить вам этой мерзости?" " Налейте".

Итак – улыбка, сумерки, графин.
Вдали буфетчик, стискивая руки,
Дает круги, как молодой дельфин
Вокруг хамсой наполнены фелюги.
Квадрат окна. В горшках – желтофиоль.
Снежинки, проносящиеся мимо…
Остановись мгновенье! Ты не столь
Прекрасно, сколь ты неповторимо.

О Крыме...

Скользящие, в степи и в море
Дельфин, перекати трава...
Их вечно радует раздолье
Что дарят Крымские ветра

Склонила стебелёк травинка
По дуновению ветерка
Плывёт волнистая морщинка
По прядям ковыля слегка

И штиль почти разволновался
Купает небо горизонт
Но ветер снова поменялся
Непредсказуемый призёр

Взовьётся скакуном игриво
Летящий лидер, на кругу
С искрящейся ковыльной гривой
На черноморском берегу

По морю-полю пробежится
И вырвется за облака
Ну а травинка распрямится
И снова штиль… до ветерка…

Стихи о Крыме и про Крым

Над морем

Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня - и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.

Здесь море - дирижёр, а резонатор - дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперёд.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поёт.

Акустика вверху настроила ловушек,
Приблизила к ушам далёкий ропот струй.
И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,
И, как цветок, расцвёл девичий поцелуй.

Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжёлый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.

Старинный друг, поговорим,
Старинный друг, ты помнишь Крым?
Вообразим, что мы сидим
Под буком темным и густым.
Медуз и крабов на мели
Босые школьники нашли,
За волнорезом залегли
В глубоком штиле корабли,
А море, как веселый пес,
Лежит у отмелей и кос
И быстрым языком волны
Облизывает валуны.
Звезда похожа на слезу,
А кипарисы там, внизу,
Как две зеленые свечи
В сандалом пахнущей ночи.
Ты закурил и говоришь:
«Как пахнет ночь! Какая тишь!
Я тут уже однажды был,
Но край, который я любил,
Но Крым, который мне так мил,
Я трехдюймовками громил.
Тогда, в двадцатом, тут кругом
Нам каждый камень был врагом,
И каждый дом, и каждый куст...
Какая перемена чувств!
Ведь я теперь на берегу
Окурка видеть не могу,
Я веточке не дам упасть,
Я камешка не дам украсть.
Не потому ль, что вся земля -
От Крыма и до стен Кремля,
Вся до последнего ручья -
Теперь ничья, теперь моя?
Пусть в ливадийских розах есть
Кровь тех, кто не успел расцвести,
Пусть наливает виноград
Та жизнь, что двадцать лет назад
Пришла, чтоб в эту землю лечь,-
Клянусь, что праздник стоит свеч!
Смотри! Сюда со связкой нот
В пижаме шелковой идет
И поднимает скрипку тот,
Кто грыз подсолнух у ворот.
Наш летний отдых весел, но,
Играя в мяч, идя в кино,
На утлом ялике гребя,
Борясь, работая, любя,
Как трудно дался этот край,
Не забывай, не забывай!.."
Ты смолк. В потемках наших глаз
Звезда крылатая зажглась.
А море, как веселый пес,
Лежит у отмелей и кос,
Звезда похожа на слезу,
А кипарисы там, внизу,
Нам светят, будто две свечи,
В сандалом пахнущей ночи...
Тогда мы выпили до дна
Бокал мускатного вина,-
Бокал за Родину свою,
За счастье жить в таком краю,
За то, что Кремль, за то, что Крым
Мы никому не отдадим.

В стихотворении, в частности, Лысков просит Обаму "не строить козни" России, а "выпить две рюмки водки".

Российский сенатор посвятил стих Крыму и предложил Обаме водки

О господин Барак Обама, постройте президентский взор;
Не нужен штат ваш Алабама, теперь наш Крым - как наш дозор.
Зайдем на пик горы Ай-Петри, чтобы пропеллер там висел,
Чтоб Белый дом у вас проветрил и злой чтоб умысел осел.
Осядет он, и вам надолго полегче станет в голове,
У нас есть Крым и наша Волга, не стройте козни нам извне.
Вам будет славно в Белом доме, кругом уютно и светло,
Ваш круг общения не в обкоме, вам портят ястребы чело.
О, президент Барак Обама, я предлагаю дело вам -
Две рюмки водки вместо срама за Крым, пришедший снова к нам.
Напомним, ранее Обама ввел экономические санкции против России.

) знакомятся в Крыму в 2013 году. Между ними вспыхивает роман, и когда девушка возвращается в столицу, Саша следует за ней. Но затем в Киеве разгорается Майдан, и молодые люди расходятся по разные стороны баррикад. Алена всем сердцем поддерживает восставших, а Саша оказывается на стороне «Беркута», потому что, как бывший военный, не может спокойно смотреть, как служивых людей пытаются сжечь заживо. Со временем идейная пропасть между Сашей и Аленой углубляется, но они не могут быть друг без друга, и Алена вновь приезжает в Крым - как раз в тот момент, когда на полуострове появляются российские «вежливые люди».

Кадр из фильма "Крым"

Фильм изначально назывался «Княжество Феодоро» в честь княжества православных готов и аланов, которое существовало в Крыму в XIII-XV веках

Сценарист, режиссер и продюсер «Крыма» Алексей Пиманов обещал, что картина удивит тех зрителей, которые будут ждать от нее оголтелой пропаганды. «Крым» действительно удивляет. Но не тем, что в нем нет пропаганды, а тем, насколько это убогая и непродуманная пропаганда. А еще тем, что злодеев фильма трудно ненавидеть, поскольку их позиция резонна и в картине не опровергнута.

Главная тема «Крыма» - это предотвращение войны. Весь фильм Саша и прочие твердят, что после Майдана в Крыму должна начаться война, и через эту призму Пиманов предлагает оценивать поступки персонажей. Мол, те украинские офицеры, которые тогда не начали стрелять, - это герои, а украинские националисты, которые в фильме действуют подпольно и пытаются заставить военных открыть огонь, - это злодеи. В финальном титре это заявлено прямым текстом - лента посвящена украинским и российским военным, которые решили дело миром. Соответственно, Саша, бывший украинский морпех и сын офицера украинских ПВО, тоже оказывается героем, поскольку он узнает о планах наци, и ему удается эти планы сорвать и предотвратить кровопролитие. В свою очередь, Алена мечется между верностью идеалам и любовью к Саше.

Кадр из фильма "Крым"


Чего в этой истории не хватает? Внятного, убедительного объяснения, почему не надо стрелять в иностранцев, которые окружают и захватывают ваши военные базы. Все мы воспитаны на фильмах о Великой Отечественной войне, и все мы знаем, что если враг заходит на нашу землю, то его надо остановить любой ценой. Жертвы не имеют значения. Разве защитники Брестской крепости сдались? Разве мы считаем их злодеями, а тех, кто почти без боя оставил Брест, - героями?

Чтобы обосновать взгляд «Крыма» на вторжение «вежливых людей», мало сказать, что это было предотвращение войны. Нужно показать связь крымчан с Россией и их недовольство Украиной. Нужно рассказать о восстании крымчан против постмайданной власти. Нужно продемонстрировать, как годами копились обиды. И нужно объяснить, что многие крымчане украинскую армию воспринимали как оккупационную, а российскую армию - как армию освободителей.

Кадр из фильма "Крым"


Ничего этого в «Крыму» нет. Фильм показывает Майдан, но даже не упоминает Антимайдан и политические волнения в Крыму. Никаких претензий к украинскому режиму никто из крымских персонажей не высказывает, а националисты показаны не представителями и пособниками нового режима, а самостоятельной группкой, которая действует тайно, поскольку никто не поддерживает ее явно. В то время как украинская армия бездействует и договаривается с российскими офицерами, националисты добиваются, чтобы вторжению дали отпор. Так в чем их злодейство? И почему Саша не на их стороне? Он служил в украинской армии и давал присягу Родине, однако он радостно приветствует россиян, в то время как Алена смотрит на них с ужасом и ненавистью. Алена права, потому что она - патриотка. Но почему прав Саша? У него личные счеты с националистами, однако это внутриукраинское дело, которое российского вмешательства не требует.

Кадр из фильма "Крым"


Конечно, ответить на вопросы, которые возникают после просмотра, нетрудно. Достаточно знать канву реальных событий. Но подобное кино нужно снимать так, чтобы для его понимания не нужно было заглядывать в «Википедию». «Крым» бессмысленно показывать иностранцам, да и в России не каждый разберется в отрывочном, фрагментарном политическом повествовании Пиманова. Это фильм для тех, кто глубоко в теме. Однако таким людям по обе стороны баррикад пропаганда не нужна. Они и так распропагандированы - или имеют свое мнение.

Кадр из фильма "Крым"


Итак, с политической точки зрения «Крым» - это фиаско. Как триллер лента смотрится лучше, поскольку повествование «Крыма» довольно динамично и драматично. Но оно также весьма идиотично (националисты маскируются под официантов в гостинице!), и в нем недостаточно экшена. Кроме того, фильм допускает непростительный жанровый промах, когда не позволяет главному герою в одиночку одолеть своего заклятого врага. Герой боевика вправе проиграть схватку с толпой злодеев (такая сцена в фильме тоже есть), но кульминационный поединок Саша должен был выиграть. Или на худой конец получить помощь, которая бы имела символическое значение. Но нет - герою помогает персонаж, поддержка которого ничего не выражает. Прискорбный непрофессионализм создателей картины.

Кадр из фильма "Крым"


В свою очередь, диалоги фильма не позорны, но слабоваты, а романтическая линия исчерпывается привлекательностью главных героев. Мол, они так сексапильны, что их неудержимо тянет друг к другу. Ничто иное персонажей не объединяет, а развитие романа Саши и Алены остается за кадром. Что ж, сексапильность Курцына и Лаповой бесспорна, но у героини весь фильм такой тяжелый и яростный взгляд, как будто в нем отражается вся многовековая ненависть украинцев к иноземцам, которые топчут их землю, едят их сало и неправильно произносят название их столицы. Прямо скажем, эротизма в этом взгляде немного.

В общем, бесспорны в картине лишь красота крымских пейзажей (от некоторых просто захватывает дух) и выучка российских спецназовцев, которые споро ликвидируют «гнезда» националистов и щеголяют новой формой и техникой. Чувствуется, что картина снималась при поддержке Министерства обороны, о чем гордо лента оповещает с самого начала титров, чтобы сразу заставить мало-мальски проукраинских зрителей возненавидеть кино. Эффективный подход - но не для пропагандистского фильма, который должен втираться к публике в душу.

Во все времена великие поэты, писатели, знаменитые путешественники и государственные деятели приезжали в Крым за вдохновением, сочиняли стихи и писали прозу, вершили историю. Что же о самом полуострове, его природе и городах они говорили и какие их фразы до сих пор на слуху?
Николай II
№ 1. «Я бы хотел никогда не выезжать отсюда»

Так часто говорил последний русский им­ператор Николай II, прогуливаясь по дорожкам парка Ливадийского дворца.

И действительно - летняя резиденция царя была излюбленным местом отдыха всей его семьи.

Здесь же с удовольствием проводил летние месяцы и Александр III.

Пабло Неруда
№ 2. «Орден на груди планеты»

Чилийский поэт и политический деятель Пабло Неруда много путешествовал по миру. Поскольку Неруда был ярым коммунистом, его привечали в СССР.

Ему довелось объездить практически весь Советский Союз. После посещения Крыма и родилась его знаменитая на весь мир фраза: «Крым - это орден на груди планеты Земля!»

Сергей Найденов
№ 3. «Кусочек неба, упавший на землю»

Русский писатель Сергей Найденов, писал: «Лучше быть мирным балаклавским рыбаком, чем писателем, вот печальная дума, которая, я уверен, не одному из писателей, посетивших Балаклаву, приходила в голову под впечатлением седых, древних гор, хранивших вечный покой голубоватого озера - кусочка неба, упавшего на землю».

Николай Некрасов
№ 4. «Море и здешняя природа покоряют и умиляют»

Русский поэт и писатель Николай Некрасов, известный такими произведениями как «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», в последние годы жизни лечился в Крыму под наблюдением выдающегося врача Сергея Петровича Боткина.

И в 1876 году он написал в дневнике: «Море и здешняя природа меня покоряют и умиляют. Выезжаю теперь каждый день - чаще всего в Ореанду - это лучшее, что здесь пока видел».

Адам Мицкевич
№ 5. «Небо так же чисто, а зелень красивее…»

Другой известный поэт, польский политический публицист Адам Мицкевич с 1824 по 1829 год находился на территории России, пребывая в изгнании.

В том числе в 1825 году побывал в Крыму. Больше всего он восхищался Южным берегом: «Часть Крыма между горами и морем представляет одну из прекраснейших местностей в мире. Небо так же чисто и климат так же мягок, как в Италии, но зелень красивее!»

Павел Сумароков
№ 6. «Все придуманные пейзажи ничто в сравнении с сими райскими местами»

Совершая путешествие по Тавриде, писатель, сенатор и член Российской академии Павел Сумароков увековечил свой восторг от увиденного: «Здесь природа себя не пощадила: она хотела блеснуть мастерскою рукою, показать, что искусство есть слабый ея подражатель… Тут везде зрение услаждается, сердце ощущает удовольствие и душа, исполненная восторга, парит… Одним словом, слаба кисть, недостаточно перо, чтобы изобразить хоть мало оные красы».

Дмитрий Мамин-Сибиряк
№ 7. «Я устроил бы здесь санаторию для писателей…»

Русский прозаик и драматург Дмитрий Мамин-Сибиряк в 1905 году был очарован Балаклавой. Треть­его сентября он оставил запись в дневнике: «Чудное местечко, счастливое пока тем, что на него обращено очень мало благосклонного внимания „его величества публики“.

Если бы это зависело от меня, я устроил бы именно здесь санаторию для писателей, артистов и художников».

Иван Матвеевич Муравьев-Апостол
№ 8. «Запрусь здесь с Ариосто и с «1001 ночью»»

Русский дипломат, отец трех декабрис­тов Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, путешествуя по Крыму в 1820 году, посетил Чоргуньскую башню в селе Чернореченском (ныне Балаклав­ский район Се­васто­поля), после чего восхищенно написал: «Прелестное место! Если когда мне вздумается писать роман в рыцарском вкусе, я здесь запрусь с Ариосто и с »1001 ночью»!»

Олимпиада Шишкина
№ 9. «В Севастополе можно приятно проводить время…»

Фрейлина великой княжны Екатерины Павловны Олимпиада Шишкина любила бывать в Севастополе.

В своих «Заметках и воспоминаниях путешественницы по России в 1845 году», ко­торые она посвятила Николаю I, писательница заметила любопытный факт, что «в Севастополе недешево жить, но можно приятно проводить время…»

Константин Паустовский
№ 10. «За десятку здесь сдают комнаты… Приезжайте!»

Летом 1929 года русский писатель Константин Паустовский поселился в Балаклаве, на бывшей даче графа Апраксина. В письме знакомому Па­устовский отметил: «За десятку здесь сдают комнаты в бывшем дворце Апраксина, у самого моря. Там очень тихо, пустынно, можно прекрасно работать. Приезжайте».

Всеволод Вишневский

Революционер и драматург, участник крымского десанта в тылу Врангеля, готовясь к созданию пьесы о судьбе революционного полка, в 1932 году в статье для газеты «Краснофлотец» написал: «Таврия - удивительное соединение исторических воспоминаний: германская война, адмирал Колчак, бои 1917 года, тут же рядом памятники греческих и римских времен, памятники генуэзские. Вы все время находитесь под влиянием сложных воздействий истории… Севастопольская кампания, и тут же контрастом стоит моряк современный…»

Михаил Коцюбинский

Знаменитый драматург рубежа XIX–XX веков («Тени забытых предков», «Дорогой ценой») в 1897 году работал в Крыму, который, по словам современников, «зажигал в нем творческое воображение». Сохранился его отзыв о полуострове во время проживания в Алуште: «Сегодня у нас праздник, не ходили на работу. Почти целый день просидел над морем. Тихо, солнечно, воздух такой прозрачный, что Демерджи кажется вот-вот за плечами. Такие дни бывают только в Крыму и то осенью».

Лев Толстой

Первые впечатления от увиденного на севастопольских бастионах 7 ноября 1854 года легли в основу строчек знаменитых «Севастопольских рассказов»: «Не может быть, чтобы при мысли, что вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах!»

Дюбуа де Монпере

Швейцарский ученый и археолог Фредерик Дюбуа де Монпере, объехав весь полуостров в 1836 году и написав книгу «Путешествие в Крым», более всего восхитился Массандрой. «Во всем Крыму нет другого горного пейзажа, который по красоте своей мог бы сравниться с массандровскими видами», - заметил он.

Степан Скиталец

Русский поэт и прозаик в 1908 году построил в Байдарской долине, в селе Скели, дачу, где впоследствии любил уединяться. Однако свои знаменитые строчки он посвятил Балаклаве: «Да здравствует Балаклава с ее учреждениями - библиотекой, кофейней и поч­товой конторой!»

Подготовил Алексей ПРАВДИН
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 248 от 13 сентября 2013 года.

«Вам хочется кутнуть? А мне ужасно хочется. Тянет к морю адски. Пожить в Ялте или Феодосии одну неделю для меня было бы истинным наслаждением. Дома хорошо, но на пароходе, кажется, было бы в 1000 раз лучше. Свободы хочется и денег. Сидеть бы на палубе, трескать вино и беседовать о литературе, а вечером дамы. Не поедете ли Вы в сентябре на юг? Ваш А. Чехов.»
Чехов А. П. - Суворину А. С., 28 июля 1893.

Во все времена великие поэты, писатели, знаменитые путешественники и государственные деятели приезжали в Крым за вдохновением, сочиняли стихи и писали прозу, вершили историю. Что же о самом полуострове, его природе и городах они говорили и какие их фразы до сих пор на слуху?

Подготовил Алексей ПРАВДИН
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 248 от 13 сентября 2013 года
Николай II
№ 1. «Я бы хотел никогда не выезжать отсюда»

Так часто говорил последний русский им­ператор Николай II, прогуливаясь по дорожкам парка Ливадийского дворца. И действительно - летняя резиденция царя была излюбленным местом отдыха всей его семьи. Здесь же с удовольствием проводил летние месяцы и Александр III.

Пабло Неруда
№ 2. «Орден на груди планеты»

Чилийский поэт и политический деятель Пабло Неруда много путешествовал по миру. Поскольку Неруда был ярым коммунистом, его привечали в СССР. Ему довелось объездить практически весь Советский Союз. После посещения Крыма и родилась его знаменитая на весь мир фраза: «Крым - это орден на груди планеты Земля!»

Сергей Найденов
№ 3. «Кусочек неба, упавший на землю»

Русский писатель Сергей Найденов, писал: «Лучше быть мирным балаклавским рыбаком, чем писателем, вот печальная дума, которая, я уверен, не одному из писателей, посетивших Балаклаву, приходила в голову под впечатлением седых, древних гор, хранивших вечный покой голубоватого озера - кусочка неба, упавшего на землю».

Николай Некрасов
№ 4. «Море и здешняя природа покоряют и умиляют»

Русский поэт и писатель Николай Некрасов, известный такими произведениями как «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», в последние годы жизни лечился в Крыму под наблюдением выдающегося врача Сергея Петровича Боткина. И в 1876 году он написал в дневнике: «Море и здешняя природа меня покоряют и умиляют. Выезжаю теперь каждый день - чаще всего в Ореанду - это лучшее, что здесь пока видел».

Адам Мицкевич
№ 5. «Небо так же чисто, а зелень красивее…»

Другой известный поэт, польский политический публицист Адам Мицкевич с 1824 по 1829 год находился на территории России, пребывая в изгнании. В том числе в 1825 году побывал в Крыму. Больше всего он восхищался Южным берегом: «Часть Крыма между горами и морем представляет одну из прекраснейших местностей в мире. Небо так же чисто и климат так же мягок, как в Италии, но зелень красивее!»

Павел Сумароков
№ 6. «Все придуманные пейзажи ничто в сравнении с сими райскими местами»

Совершая путешествие по Тавриде, писатель, сенатор и член Российской академии Павел Сумароков увековечил свой восторг от увиденного: «Здесь природа себя не пощадила: она хотела блеснуть мастерскою рукою, показать, что искусство есть слабый ея подражатель… Тут везде зрение услаждается, сердце ощущает удовольствие и душа, исполненная восторга, парит… Одним словом, слаба кисть, недостаточно перо, чтобы изобразить хоть мало оные красы».

Дмитрий Мамин-Сибиряк
№ 7. «Я устроил бы здесь санаторию для писателей…»

Русский прозаик и драматург Дмитрий Мамин-Сибиряк в 1905 году был очарован Балаклавой. Треть­его сентября он оставил запись в дневнике: «Чудное местечко, счастливое пока тем, что на него обращено очень мало благосклонного внимания „его величества публики“. Если бы это зависело от меня, я устроил бы именно здесь санаторию для писателей, артистов и художников».

Иван Матвеевич Муравьев-Апостол
№ 8. «Запрусь здесь с Ариосто и с «1001 ночью»»

Русский дипломат, отец трех декабрис­тов Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, путешествуя по Крыму в 1820 году, посетил Чоргуньскую башню в селе Чернореченском (ныне Балаклав­ский район Се­васто­поля), после чего восхищенно написал: «Прелестное место! Если когда мне вздумается писать роман в рыцарском вкусе, я здесь запрусь с Ариосто и с »1001 ночью»!»

Олимпиада Шишкина
№ 9. «В Севастополе можно приятно проводить время…»

Фрейлина великой княжны Екатерины Павловны Олимпиада Шишкина любила бывать в Севастополе. В своих «Заметках и воспоминаниях путешественницы по России в 1845 году», ко­торые она посвятила Николаю I, писательница заметила любопытный факт, что «в Севастополе недешево жить, но можно приятно проводить время…»

Константин Паустовский
№ 10. «За десятку здесь сдают комнаты… Приезжайте!»

Летом 1929 года русский писатель Константин Паустовский поселился в Балаклаве, на бывшей даче графа Апраксина. В письме знакомому Па­устовский отметил: «За десятку здесь сдают комнаты в бывшем дворце Апраксина, у самого моря. Там очень тихо, пустынно, можно прекрасно работать. Приезжайте».
А кто еще хвалил Крым?

Всеволод Вишневский

Революционер и драматург, участник крымского десанта в тылу Врангеля, готовясь к созданию пьесы о судьбе революционного полка, в 1932 году в статье для газеты «Краснофлотец» написал: «Таврия - удивительное соединение исторических воспоминаний: германская война, адмирал Колчак, бои 1917 года, тут же рядом памятники греческих и римских времен, памятники генуэзские. Вы все время находитесь под влиянием сложных воздействий истории… Севастопольская кампания, и тут же контрастом стоит моряк современный…»

Михаил Коцюбинский

Знаменитый драматург рубежа XIX–XX веков («Тени забытых предков», «Дорогой ценой») в 1897 году работал в Крыму, который, по словам современников, «зажигал в нем творческое воображение». Сохранился его отзыв о полуострове во время проживания в Алуште: «Сегодня у нас праздник, не ходили на работу. Почти целый день просидел над морем. Тихо, солнечно, воздух такой прозрачный, что Демерджи кажется вот-вот за плечами. Такие дни бывают только в Крыму и то осенью».