28 сентября в прокат вышла картина Алексея Пиманова «Крым». Скрывать нечего: название фильма вкупе с поддержкой последнего «Фондом кино» — смесь действительно ядерная, успевшая, допремьерно, напугать всех противников российского кинематографа и добрую часть небыдла (того самого, зеленеющего от «Крымнаш»).
Вдобавок ко всему, режиссёр оказывается экс-ведущим «Человека и закона» и ныне действующим поставщиком программ для «Первого канала». С тем, что всё это — неплохая заявка на премию «пропаганда года», спорить тяжело. Да только смысл есть. «Крым» зашёл не так больно, как ожидалось, и вызвал не совсем те эмоции, на которые претендовал изначально. TER рассказывает, почему.
То, о чём пойдёт речь дальше, — это попытка показать непростую историю любви на фоне «тех самых событий» 2014 года, где она — киевлянка Алена — понимает и поддерживает майдановцев, а он — севастопольский Санёк, сын офицера, — их осуждает. Пара вступает в серьёзный политический конфликт и находится на грани расставания, когда в общество девушки проникает бандеровец с коварными планами. Дальше — вновь вспыхнувшая любовь, делёжка полуострова, военно-морально-нравственные разборки и море героизма.
Не будем никого томить и озвучим первый закон российского кино в начале: главные герои will make you cry. Оба они не то что не вызывают симпатии, а просто кажутся заряженными на то, чтобы заставлять зрителя отплёвываться от сочувствия и частенько раздражаться. Алена, роль которой исполняет Евгения Лапова , с первых же секунд обнаруживает в себе актрису, до сих пор пробующую себя лишь во второсортных российских сериалах. Ей не веришь и не хочешь верить: её эмоции всегда готовы вывалиться через край – настолько она переигрывает.
Тут же хочется сказать отдельное спасибо сценаристам . Фразы, которые иногда выдаёт Алёна, просто не укладываются в голове: люди не говорят так в жизни, не парируют в ответ на любые реплики и не носят в себе пафосные цитаты из «ВКонтакте». Невесть для чего, героиню ещё и наделили мерзким «коронным» словом. Каждый раз, услышав «Да ладно», Алёна спешит отразить «ФИГАДНО». И это просто не поддаётся объяснению.
Роман Курцын , исполняющий роль Санька, известен нам во многом благодаря участию в фильме «Гуляй, Вася!», где сыграл тупого качка и по совместительству латентного гея Макса. Так вот кажется тогда Роман, волей-неволей, определил своё амплуа: не держать этот образ в голове теперь кажется сложным, и особенно — учитывая, что в «Крыму» Санёк – бывший морпех и нынешний физрук. Однако актёр, видится нам, здесь ни при чём: он не виноват, что выглядит так, как выглядит, и отыгрывает всё, как уготовано его герою уже упомянутыми сценаристами.
Пожалуй, всё, что дальше, это уже дело вкуса. Придраться можно и к странной местами операторской работе, и к ненужной постельной сцене с безумным параллельным монтажом, и к чему-нибудь ещё. Только не хочется. Если не ставить сомнительную пару во главу угла, то «Крым» — это ещё и попытка показать с художественной точки зрения события крымской весны. И вот в эту-то сторону летят самые большие камни. И зря.
Чтобы окрестить фильм «заказухой» и инструментом пропаганды, достаточно чего? Правильно — увидеть хорошего полицейского и плохого полицейского. В нашем случае — русского и майдановца соответственно. Но беда в том, что настроенный критично зритель не замечает, что авторы картины не ставят знак равенства между теми, кто вышел на Майдан, и бандеровцами , о которых речь и ведут. Отрицательным героем они выбрали украинский национализм и ни разу не отождествляют последний со всеми восставшими людьми. Фиг с ним, с физруком Саньком, который не поддерживает бунта, зато его поддерживает другой, пусть и не самый симпатичный, но главный герой. А на чью сторону вставать – никто зрителю на ухо не шепчет.
Русские же, кстати, в фильме особо не геройствуют. Да: они спокойно вводят свои танки, никого не трогают, кровь ничью не проливают, но зато и сами не фигурируют. Потому что фильм не о них. Как и говорится в аннотации к картине, всё это – лишь фон для плохой актёрской игры , и не стоит воспринимать его близко к своему враждебному русской власти сердцу: это не документалка. Это обычная драма.
Короче говоря, пимановская картина не стоит того, чтобы набрасываться на неё так, как озлобленные комментаторы «Кинопоиска». Это обычный отечественный фильм с посредственной актёрской игрой и сценарием средней паршивости. Российский кинематограф знавал куда более постыдные вещи. А «Крым» показал лишь то, что «те самые события» 2014 года ещё долго будут кровоточить и оставаться неприкасаемой темой для нашей страны.
Текст: Алена Важенина
Иллюстрации: kinopoisk.ru
Мне компас не нужен, чтоб встретиться с летом.
Все стороны Крыма откроют секреты.
Нам старые камни поведают мифы,
Как жили здесь тавры и правили скифы.
Все тайны – от Дороса до Феодоро…
Начнем с Херсонеса, закончим Боспором.
И снова на юг, где Аллаха клинок
Твердыню земную сурово рассек –
К Большому каньону с волшебной водой,
Умоешься – станешь навек молодой.
Теперь же вперед! Тебя ждет Чатыр-Даг
В глубинах пещер вечный холод и мрак.
Здесь скрыта от мира людей красота,
Что тысячи лет создавала вода.
А дальше – до неба достать поспеши!
Взойди на таинственную Демерджи
(Когда-то она звалась дымной горой),
Вокруг посмотри, насладись высотой.
Ах, если бы птицей весь Крым облететь…
Но времени мало, всего не успеть.
А значит, опять я вернусь, чтобы где-то
В горах снова праздновать Крымское лето.
Старый Крым
Уютно здесь, как в доме у друзей.
Цветы на клумбах ало-золотые,
Стоит под солнцем Гриновский музей.
Я здесь забыла подмосковный холод,
Гуляя средь деревьев и домов.
Ты так спокоен, теплый, древний город
В изящном обрамлении холмов.
Я в Старый Крым приехала впервые.
Живет он под медовой тишиной.
Когда уйду, пускай с лугов России
Сюда летит привет горячий мой.
Жёлтое солнце Крыма
Летом палит нещадно,
В море его закину
Золотом Ариадны!
Блеском на водных кручах,
Тёплым песком прибоя,
Не упуская случай
Солнце моё со мною.
Волны лазурной рябью
Пусть наберутся силы!
Море - ты снова рядом,
Море - ты так красиво!
Солнце и море вместе -
Нет для меня дороже!
Был бы я счастлив, если
Вы так считали тоже!
Севастопольская осень
Севастопольская осень -
Малахит и бирюза.
Севастопольская осень,
Золотистые глаза.
Струйки солнечного света,
Бухты синее стекло...
То ли осень, то ли лето -
Ясно, тихо и тепло.
На душе - светло и чисто.
Небо - в легком серебре.
И немного желтых листьев -
Всё же осень на дворе.
Севастопольская осень -
Чуть прохладный ветерок.
Севастопольская осень,
Винограда свежий сок.
Пляж - в тиши и запустении,
Нет курортной суеты.
И приходит вдохновение,
И рождаются мечты.
Севастопольская осень,
Сентября шальные дни.
Севастопольская осень -
Осень, болдинской сродни.
Стихи о Крыме и про Крым
О крымских городах
Ялта, Евпатория, Алушта,
Кто из них прекраснейшая, спорят.
Крымский полуостров, как ракушка,
Нам на радость выброшен из моря.
Здесь легенды Трои и Эллады
С вашей, города, сплелись судьбою.
Каждый город ждет своей награды,
Каждый город так хорош собою!
Здесь, в долинах солнечного рая,
Все прекрасны, и нелепа ссора.
Симферополь, как Парис, сжимает
Золотое яблоко раздора.
Ялта, Евпатория, Алушта...
Вы не спорьте, милые, не надо!
Скоро всем вам хватит потому что
Спелых крымских яблок из сада!
Крым – территория России, -
На этом точка потому,
Что многие так безудержно
Перечат смыслу здравому…
Во всем не Путин виноват,
Который в Крым прислал солдат,
А кровопийца Яценюк,
Турчинов, лидеры бандюг.
Спонсировал «майдан» ведь «запад», -
Оттуда же явился снайпер.
Простых людей кто убивал
И зверским пыткам подвергал? -
Ты думаешь – все понимаешь,
Когда в политику вникаешь?!
Кто в украинских новостях
Навеивает ложью страх
И журналистам угрожает,
Правдивых с должностей снимает,
Внушая за оружие взяться
И на войну войскам собраться?
Нам ли судить главы земель
И обвинять во зле Россию,
Способствовавшею бессилию
Бесов Крым наш теребить?!
Крым мы любим, наверно, не меньше!
И стихи очень любим о нём,
Но порою шутливые вещи,
Мы читаем, вновь пишем, поём...
Точно также нас манят просторы,
Точно также пьянят песнь цикад,
И чудесные крымские горы,
И сентябрьский ночной звездопад,
Суховеи и горные тропы,
Виноградники, солнце, вино...
О Тавриде прекрасные строки,
Все читаем взахлёб и давно!
Здесь море - дирижер, а резонатор - дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
И эхо средь камней танцует и поет.
Старыми тропами Нового Света
Море и скалы. Солнце и море.
Античным философам вторя,
Иду не спеша по разбитой дороге.
Обуты в сандалии босые ноги...
Покоен утром Новый Свет.
Над морем медленный рассвет,
В амфитеатре скал и гор,
Ночной грозе наперекор,
Залив и лодки рыбаков,
И жены, ждущие улов...
Полчаши темной бирюзы...
А мне - минувшего призы,
В корнях раскидистой сосны
(Сбылись мечтательные сны!
Потоками размыты черепки:
Обломок кирпича и битые горшки,
И перламутр моллюска средь золы,
Барашков обгорелые мослы,
И донце килика, и рукоять…
Здесь время обратилось вспять.
Тонка эпох связующая нить -
Её дано нам сохранить,
Как очагов погасших дым
Вдоль троп, пересекавших Крым...
В тени, у виноградного куста,
Под аркой старого моста,
Ступени, падающие вниз,
Ведут не в ад, но в Парадиз.
Старинный грот, а в нем родник
Устроил титулованный старик…
Здесь - по обычаю древней Эллады -
Вино разбавляю водою прохладной.
Вечные волны, скользящие рядом,
Я провожаю невидящим взглядом.
Стихи о Крыме и про Крым
Крымская ночь
Крымская ночь! Крымская ночь!
Праздник цветов и прибоя!
В черной воде - золотое руно,
Брошенное звездою.
Крымская ночь мне для счастья дана,
Свет и любовь в ее взоре.
Инопланетная гостья - луна
Мост навела через море.
Крымская ночь! Крымская ночь!
Горы, листва, водопады.
Воздух из трав пьет сухое вино,
Звонко стрекочут цикады.
Пляшет волна, весела и резва,
Словно в театре балета.
Крымская ночь - карнавал волшебства,
Песня соленого ветра.
Сколько богатства мне сразу дано,
Сколько простора и воли!
Крымская ночь! Южная ночь!
Праздник травы и магнолий!
Над морем рассвет золотится
И красок меняет тона.
Всё искренним счастьем лучится
И нежно играет волна!
Чудесная розовость неба
Ласкает и душу и взор!
О если, да крылья бы мне бы! -
Впорхнула б в рассветный узор!
И птицей летала б над морем,
Впитала б его красоту,
И солнечным чудо-настоем
Лила бы на мир доброту!
Какое прекрасное действо
Узорить зарёй небосвод!
Кудесник рассвет чародейством
Приветствует солнца восход!
Партенит
Солнечно и снежно в зимнем Партените!
Это город-нежность, только посмотрите...
Горы, солнце, море - летом и зимою
Встретимся мы вскоре там опять с тобою!
Это город-сказка, волшебство природы!
Звёзды, будто глазки, смотрят с небосвода!
И рассветы - чудо и закаты тоже!
Вечно помнить буду, нет его дороже!
Партенит-красавец, Партенит -кудесник
Вечно будут славить и в стихах и в песнях!
"Зимним вечером в Ялте"
Сухое левантинское лицо,
Упрятанное оспинками в бачки.
Когда он ищет сигарету в пачке,
На безымянном тусклое кольцо
Внезапно преломляет двести ватт,
И мой хрусталик вспышки не выносит:
Я щурюсь, и тогда он произносит,
Глотая дым при этом, " виноват".
Январь в Крыму. На черноморский брег
Зима приходит как бы для забавы.
Не в состояние удержаться снег
На лезвиях и остриях агавы.
Пустуют ресторации. Дымят
Ихтиозавры грязные на рейде.
И прелых листьев слышен аромат.
"Налить вам этой мерзости?" " Налейте".
Итак – улыбка, сумерки, графин.
Вдали буфетчик, стискивая руки,
Дает круги, как молодой дельфин
Вокруг хамсой наполнены фелюги.
Квадрат окна. В горшках – желтофиоль.
Снежинки, проносящиеся мимо…
Остановись мгновенье! Ты не столь
Прекрасно, сколь ты неповторимо.
О Крыме...
Скользящие, в степи и в море
Дельфин, перекати трава...
Их вечно радует раздолье
Что дарят Крымские ветра
Склонила стебелёк травинка
По дуновению ветерка
Плывёт волнистая морщинка
По прядям ковыля слегка
И штиль почти разволновался
Купает небо горизонт
Но ветер снова поменялся
Непредсказуемый призёр
Взовьётся скакуном игриво
Летящий лидер, на кругу
С искрящейся ковыльной гривой
На черноморском берегу
По морю-полю пробежится
И вырвется за облака
Ну а травинка распрямится
И снова штиль… до ветерка…
Стихи о Крыме и про Крым
Над морем
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня - и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.
Здесь море - дирижёр, а резонатор - дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперёд.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поёт.
Акустика вверху настроила ловушек,
Приблизила к ушам далёкий ропот струй.
И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,
И, как цветок, расцвёл девичий поцелуй.
Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжёлый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.
Старинный друг, поговорим,
Старинный друг, ты помнишь Крым?
Вообразим, что мы сидим
Под буком темным и густым.
Медуз и крабов на мели
Босые школьники нашли,
За волнорезом залегли
В глубоком штиле корабли,
А море, как веселый пес,
Лежит у отмелей и кос
И быстрым языком волны
Облизывает валуны.
Звезда похожа на слезу,
А кипарисы там, внизу,
Как две зеленые свечи
В сандалом пахнущей ночи.
Ты закурил и говоришь:
«Как пахнет ночь! Какая тишь!
Я тут уже однажды был,
Но край, который я любил,
Но Крым, который мне так мил,
Я трехдюймовками громил.
Тогда, в двадцатом, тут кругом
Нам каждый камень был врагом,
И каждый дом, и каждый куст...
Какая перемена чувств!
Ведь я теперь на берегу
Окурка видеть не могу,
Я веточке не дам упасть,
Я камешка не дам украсть.
Не потому ль, что вся земля -
От Крыма и до стен Кремля,
Вся до последнего ручья -
Теперь ничья, теперь моя?
Пусть в ливадийских розах есть
Кровь тех, кто не успел расцвести,
Пусть наливает виноград
Та жизнь, что двадцать лет назад
Пришла, чтоб в эту землю лечь,-
Клянусь, что праздник стоит свеч!
Смотри! Сюда со связкой нот
В пижаме шелковой идет
И поднимает скрипку тот,
Кто грыз подсолнух у ворот.
Наш летний отдых весел, но,
Играя в мяч, идя в кино,
На утлом ялике гребя,
Борясь, работая, любя,
Как трудно дался этот край,
Не забывай, не забывай!.."
Ты смолк. В потемках наших глаз
Звезда крылатая зажглась.
А море, как веселый пес,
Лежит у отмелей и кос,
Звезда похожа на слезу,
А кипарисы там, внизу,
Нам светят, будто две свечи,
В сандалом пахнущей ночи...
Тогда мы выпили до дна
Бокал мускатного вина,-
Бокал за Родину свою,
За счастье жить в таком краю,
За то, что Кремль, за то, что Крым
Мы никому не отдадим.
В стихотворении, в частности, Лысков просит Обаму "не строить козни" России, а "выпить две рюмки водки".
Российский сенатор посвятил стих Крыму и предложил Обаме водки
О господин Барак Обама, постройте президентский взор;
Не нужен штат ваш Алабама, теперь наш Крым - как наш дозор.
Зайдем на пик горы Ай-Петри, чтобы пропеллер там висел,
Чтоб Белый дом у вас проветрил и злой чтоб умысел осел.
Осядет он, и вам надолго полегче станет в голове,
У нас есть Крым и наша Волга, не стройте козни нам извне.
Вам будет славно в Белом доме, кругом уютно и светло,
Ваш круг общения не в обкоме, вам портят ястребы чело.
О, президент Барак Обама, я предлагаю дело вам -
Две рюмки водки вместо срама за Крым, пришедший снова к нам.
Напомним, ранее Обама ввел экономические санкции против России.
) знакомятся в Крыму в 2013 году. Между ними вспыхивает роман, и когда девушка возвращается в столицу, Саша следует за ней. Но затем в Киеве разгорается Майдан, и молодые люди расходятся по разные стороны баррикад. Алена всем сердцем поддерживает восставших, а Саша оказывается на стороне «Беркута», потому что, как бывший военный, не может спокойно смотреть, как служивых людей пытаются сжечь заживо. Со временем идейная пропасть между Сашей и Аленой углубляется, но они не могут быть друг без друга, и Алена вновь приезжает в Крым - как раз в тот момент, когда на полуострове появляются российские «вежливые люди».
Кадр из фильма "Крым"
Фильм изначально назывался «Княжество Феодоро» в честь княжества православных готов и аланов, которое существовало в Крыму в XIII-XV веках
Сценарист, режиссер и продюсер «Крыма» Алексей Пиманов обещал, что картина удивит тех зрителей, которые будут ждать от нее оголтелой пропаганды. «Крым» действительно удивляет. Но не тем, что в нем нет пропаганды, а тем, насколько это убогая и непродуманная пропаганда. А еще тем, что злодеев фильма трудно ненавидеть, поскольку их позиция резонна и в картине не опровергнута.
Главная тема «Крыма» - это предотвращение войны. Весь фильм Саша и прочие твердят, что после Майдана в Крыму должна начаться война, и через эту призму Пиманов предлагает оценивать поступки персонажей. Мол, те украинские офицеры, которые тогда не начали стрелять, - это герои, а украинские националисты, которые в фильме действуют подпольно и пытаются заставить военных открыть огонь, - это злодеи. В финальном титре это заявлено прямым текстом - лента посвящена украинским и российским военным, которые решили дело миром. Соответственно, Саша, бывший украинский морпех и сын офицера украинских ПВО, тоже оказывается героем, поскольку он узнает о планах наци, и ему удается эти планы сорвать и предотвратить кровопролитие. В свою очередь, Алена мечется между верностью идеалам и любовью к Саше.
Кадр из фильма "Крым"
![](https://i2.wp.com/film.ru/sites/default/files/images/7(36).jpg)
Чего в этой истории не хватает? Внятного, убедительного объяснения, почему не надо стрелять в иностранцев, которые окружают и захватывают ваши военные базы. Все мы воспитаны на фильмах о Великой Отечественной войне, и все мы знаем, что если враг заходит на нашу землю, то его надо остановить любой ценой. Жертвы не имеют значения. Разве защитники Брестской крепости сдались? Разве мы считаем их злодеями, а тех, кто почти без боя оставил Брест, - героями?
Чтобы обосновать взгляд «Крыма» на вторжение «вежливых людей», мало сказать, что это было предотвращение войны. Нужно показать связь крымчан с Россией и их недовольство Украиной. Нужно рассказать о восстании крымчан против постмайданной власти. Нужно продемонстрировать, как годами копились обиды. И нужно объяснить, что многие крымчане украинскую армию воспринимали как оккупационную, а российскую армию - как армию освободителей.
Кадр из фильма "Крым"
![](https://i2.wp.com/film.ru/sites/default/files/images/8(34).jpg)
Ничего этого в «Крыму» нет. Фильм показывает Майдан, но даже не упоминает Антимайдан и политические волнения в Крыму. Никаких претензий к украинскому режиму никто из крымских персонажей не высказывает, а националисты показаны не представителями и пособниками нового режима, а самостоятельной группкой, которая действует тайно, поскольку никто не поддерживает ее явно. В то время как украинская армия бездействует и договаривается с российскими офицерами, националисты добиваются, чтобы вторжению дали отпор. Так в чем их злодейство? И почему Саша не на их стороне? Он служил в украинской армии и давал присягу Родине, однако он радостно приветствует россиян, в то время как Алена смотрит на них с ужасом и ненавистью. Алена права, потому что она - патриотка. Но почему прав Саша? У него личные счеты с националистами, однако это внутриукраинское дело, которое российского вмешательства не требует.
Кадр из фильма "Крым"
![](https://i0.wp.com/film.ru/sites/default/files/images/5(45).jpg)
Конечно, ответить на вопросы, которые возникают после просмотра, нетрудно. Достаточно знать канву реальных событий. Но подобное кино нужно снимать так, чтобы для его понимания не нужно было заглядывать в «Википедию». «Крым» бессмысленно показывать иностранцам, да и в России не каждый разберется в отрывочном, фрагментарном политическом повествовании Пиманова. Это фильм для тех, кто глубоко в теме. Однако таким людям по обе стороны баррикад пропаганда не нужна. Они и так распропагандированы - или имеют свое мнение.
Кадр из фильма "Крым"
![](https://i0.wp.com/film.ru/sites/default/files/images/6(41).jpg)
Итак, с политической точки зрения «Крым» - это фиаско. Как триллер лента смотрится лучше, поскольку повествование «Крыма» довольно динамично и драматично. Но оно также весьма идиотично (националисты маскируются под официантов в гостинице!), и в нем недостаточно экшена. Кроме того, фильм допускает непростительный жанровый промах, когда не позволяет главному герою в одиночку одолеть своего заклятого врага. Герой боевика вправе проиграть схватку с толпой злодеев (такая сцена в фильме тоже есть), но кульминационный поединок Саша должен был выиграть. Или на худой конец получить помощь, которая бы имела символическое значение. Но нет - герою помогает персонаж, поддержка которого ничего не выражает. Прискорбный непрофессионализм создателей картины.
Кадр из фильма "Крым"
![](https://i2.wp.com/film.ru/sites/default/files/images/4(51).jpg)
В свою очередь, диалоги фильма не позорны, но слабоваты, а романтическая линия исчерпывается привлекательностью главных героев. Мол, они так сексапильны, что их неудержимо тянет друг к другу. Ничто иное персонажей не объединяет, а развитие романа Саши и Алены остается за кадром. Что ж, сексапильность Курцына и Лаповой бесспорна, но у героини весь фильм такой тяжелый и яростный взгляд, как будто в нем отражается вся многовековая ненависть украинцев к иноземцам, которые топчут их землю, едят их сало и неправильно произносят название их столицы. Прямо скажем, эротизма в этом взгляде немного.
В общем, бесспорны в картине лишь красота крымских пейзажей (от некоторых просто захватывает дух) и выучка российских спецназовцев, которые споро ликвидируют «гнезда» националистов и щеголяют новой формой и техникой. Чувствуется, что картина снималась при поддержке Министерства обороны, о чем гордо лента оповещает с самого начала титров, чтобы сразу заставить мало-мальски проукраинских зрителей возненавидеть кино. Эффективный подход - но не для пропагандистского фильма, который должен втираться к публике в душу.
Во все времена великие поэты, писатели, знаменитые путешественники и государственные деятели приезжали в Крым за вдохновением, сочиняли стихи и писали прозу, вершили историю. Что же о самом полуострове, его природе и городах они говорили и какие их фразы до сих пор на слуху?Николай II
№ 1. «Я бы хотел никогда не выезжать отсюда»
Так часто говорил последний русский император Николай II, прогуливаясь по дорожкам парка Ливадийского дворца.
И действительно - летняя резиденция царя была излюбленным местом отдыха всей его семьи.
Здесь же с удовольствием проводил летние месяцы и Александр III.
Пабло Неруда
№ 2. «Орден на груди планеты»
Чилийский поэт и политический деятель Пабло Неруда много путешествовал по миру. Поскольку Неруда был ярым коммунистом, его привечали в СССР.
Ему довелось объездить практически весь Советский Союз. После посещения Крыма и родилась его знаменитая на весь мир фраза: «Крым - это орден на груди планеты Земля!»
Сергей Найденов
№ 3. «Кусочек неба, упавший на землю»
Русский писатель Сергей Найденов, писал: «Лучше быть мирным балаклавским рыбаком, чем писателем, вот печальная дума, которая, я уверен, не одному из писателей, посетивших Балаклаву, приходила в голову под впечатлением седых, древних гор, хранивших вечный покой голубоватого озера - кусочка неба, упавшего на землю».
Николай Некрасов
№ 4. «Море и здешняя природа покоряют и умиляют»
Русский поэт и писатель Николай Некрасов, известный такими произведениями как «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», в последние годы жизни лечился в Крыму под наблюдением выдающегося врача Сергея Петровича Боткина.
И в 1876 году он написал в дневнике: «Море и здешняя природа меня покоряют и умиляют. Выезжаю теперь каждый день - чаще всего в Ореанду - это лучшее, что здесь пока видел».
Адам Мицкевич
№ 5. «Небо так же чисто, а зелень красивее…»
Другой известный поэт, польский политический публицист Адам Мицкевич с 1824 по 1829 год находился на территории России, пребывая в изгнании.
В том числе в 1825 году побывал в Крыму. Больше всего он восхищался Южным берегом: «Часть Крыма между горами и морем представляет одну из прекраснейших местностей в мире. Небо так же чисто и климат так же мягок, как в Италии, но зелень красивее!»
Павел Сумароков
№ 6. «Все придуманные пейзажи ничто в сравнении с сими райскими местами»
Совершая путешествие по Тавриде, писатель, сенатор и член Российской академии Павел Сумароков увековечил свой восторг от увиденного: «Здесь природа себя не пощадила: она хотела блеснуть мастерскою рукою, показать, что искусство есть слабый ея подражатель… Тут везде зрение услаждается, сердце ощущает удовольствие и душа, исполненная восторга, парит… Одним словом, слаба кисть, недостаточно перо, чтобы изобразить хоть мало оные красы».
Дмитрий Мамин-Сибиряк
№ 7. «Я устроил бы здесь санаторию для писателей…»
Русский прозаик и драматург Дмитрий Мамин-Сибиряк в 1905 году был очарован Балаклавой. Третьего сентября он оставил запись в дневнике: «Чудное местечко, счастливое пока тем, что на него обращено очень мало благосклонного внимания „его величества публики“.
Если бы это зависело от меня, я устроил бы именно здесь санаторию для писателей, артистов и художников».
Иван Матвеевич Муравьев-Апостол
№ 8. «Запрусь здесь с Ариосто и с «1001 ночью»»
Русский дипломат, отец трех декабристов Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, путешествуя по Крыму в 1820 году, посетил Чоргуньскую башню в селе Чернореченском (ныне Балаклавский район Севастополя), после чего восхищенно написал: «Прелестное место! Если когда мне вздумается писать роман в рыцарском вкусе, я здесь запрусь с Ариосто и с »1001 ночью»!»
Олимпиада Шишкина
№ 9. «В Севастополе можно приятно проводить время…»
Фрейлина великой княжны Екатерины Павловны Олимпиада Шишкина любила бывать в Севастополе.
В своих «Заметках и воспоминаниях путешественницы по России в 1845 году», которые она посвятила Николаю I, писательница заметила любопытный факт, что «в Севастополе недешево жить, но можно приятно проводить время…»
Константин Паустовский
№ 10. «За десятку здесь сдают комнаты… Приезжайте!»
Летом 1929 года русский писатель Константин Паустовский поселился в Балаклаве, на бывшей даче графа Апраксина. В письме знакомому Паустовский отметил: «За десятку здесь сдают комнаты в бывшем дворце Апраксина, у самого моря. Там очень тихо, пустынно, можно прекрасно работать. Приезжайте».
Всеволод Вишневский
Революционер и драматург, участник крымского десанта в тылу Врангеля, готовясь к созданию пьесы о судьбе революционного полка, в 1932 году в статье для газеты «Краснофлотец» написал: «Таврия - удивительное соединение исторических воспоминаний: германская война, адмирал Колчак, бои 1917 года, тут же рядом памятники греческих и римских времен, памятники генуэзские. Вы все время находитесь под влиянием сложных воздействий истории… Севастопольская кампания, и тут же контрастом стоит моряк современный…»
Михаил Коцюбинский
Знаменитый драматург рубежа XIX–XX веков («Тени забытых предков», «Дорогой ценой») в 1897 году работал в Крыму, который, по словам современников, «зажигал в нем творческое воображение». Сохранился его отзыв о полуострове во время проживания в Алуште: «Сегодня у нас праздник, не ходили на работу. Почти целый день просидел над морем. Тихо, солнечно, воздух такой прозрачный, что Демерджи кажется вот-вот за плечами. Такие дни бывают только в Крыму и то осенью».
Лев Толстой
Первые впечатления от увиденного на севастопольских бастионах 7 ноября 1854 года легли в основу строчек знаменитых «Севастопольских рассказов»: «Не может быть, чтобы при мысли, что вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах!»
Дюбуа де Монпере
Швейцарский ученый и археолог Фредерик Дюбуа де Монпере, объехав весь полуостров в 1836 году и написав книгу «Путешествие в Крым», более всего восхитился Массандрой. «Во всем Крыму нет другого горного пейзажа, который по красоте своей мог бы сравниться с массандровскими видами», - заметил он.
Степан Скиталец
Русский поэт и прозаик в 1908 году построил в Байдарской долине, в селе Скели, дачу, где впоследствии любил уединяться. Однако свои знаменитые строчки он посвятил Балаклаве: «Да здравствует Балаклава с ее учреждениями - библиотекой, кофейней и почтовой конторой!»
Подготовил Алексей ПРАВДИН
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 248 от 13 сентября 2013 года.
«Вам хочется кутнуть? А мне ужасно хочется. Тянет к морю адски. Пожить в Ялте или Феодосии одну неделю для меня было бы истинным наслаждением.
Дома хорошо, но на пароходе, кажется, было бы в 1000 раз лучше. Свободы хочется и денег.
Сидеть бы на палубе, трескать вино и беседовать о литературе, а вечером дамы. Не поедете ли Вы в сентябре на юг? Ваш А. Чехов.»
Чехов А. П. - Суворину А. С., 28 июля 1893.
Во все времена великие поэты, писатели, знаменитые путешественники и государственные деятели приезжали в Крым за вдохновением, сочиняли стихи и писали прозу, вершили историю. Что же о самом полуострове, его природе и городах они говорили и какие их фразы до сих пор на слуху?
Подготовил Алексей ПРАВДИН
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 248 от 13 сентября 2013 года
Николай II
№ 1. «Я бы хотел никогда не выезжать отсюда»
Так часто говорил последний русский император Николай II, прогуливаясь по дорожкам парка Ливадийского дворца. И действительно - летняя резиденция царя была излюбленным местом отдыха всей его семьи. Здесь же с удовольствием проводил летние месяцы и Александр III.
Пабло Неруда
№ 2. «Орден на груди планеты»
Чилийский поэт и политический деятель Пабло Неруда много путешествовал по миру. Поскольку Неруда был ярым коммунистом, его привечали в СССР. Ему довелось объездить практически весь Советский Союз. После посещения Крыма и родилась его знаменитая на весь мир фраза: «Крым - это орден на груди планеты Земля!»
Сергей Найденов
№ 3. «Кусочек неба, упавший на землю»
Русский писатель Сергей Найденов, писал: «Лучше быть мирным балаклавским рыбаком, чем писателем, вот печальная дума, которая, я уверен, не одному из писателей, посетивших Балаклаву, приходила в голову под впечатлением седых, древних гор, хранивших вечный покой голубоватого озера - кусочка неба, упавшего на землю».
Николай Некрасов
№ 4. «Море и здешняя природа покоряют и умиляют»
Русский поэт и писатель Николай Некрасов, известный такими произведениями как «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», в последние годы жизни лечился в Крыму под наблюдением выдающегося врача Сергея Петровича Боткина. И в 1876 году он написал в дневнике: «Море и здешняя природа меня покоряют и умиляют. Выезжаю теперь каждый день - чаще всего в Ореанду - это лучшее, что здесь пока видел».
Адам Мицкевич
№ 5. «Небо так же чисто, а зелень красивее…»
Другой известный поэт, польский политический публицист Адам Мицкевич с 1824 по 1829 год находился на территории России, пребывая в изгнании. В том числе в 1825 году побывал в Крыму. Больше всего он восхищался Южным берегом: «Часть Крыма между горами и морем представляет одну из прекраснейших местностей в мире. Небо так же чисто и климат так же мягок, как в Италии, но зелень красивее!»
Павел Сумароков
№ 6. «Все придуманные пейзажи ничто в сравнении с сими райскими местами»
Совершая путешествие по Тавриде, писатель, сенатор и член Российской академии Павел Сумароков увековечил свой восторг от увиденного: «Здесь природа себя не пощадила: она хотела блеснуть мастерскою рукою, показать, что искусство есть слабый ея подражатель… Тут везде зрение услаждается, сердце ощущает удовольствие и душа, исполненная восторга, парит… Одним словом, слаба кисть, недостаточно перо, чтобы изобразить хоть мало оные красы».
Дмитрий Мамин-Сибиряк
№ 7. «Я устроил бы здесь санаторию для писателей…»
Русский прозаик и драматург Дмитрий Мамин-Сибиряк в 1905 году был очарован Балаклавой. Третьего сентября он оставил запись в дневнике: «Чудное местечко, счастливое пока тем, что на него обращено очень мало благосклонного внимания „его величества публики“. Если бы это зависело от меня, я устроил бы именно здесь санаторию для писателей, артистов и художников».
Иван Матвеевич Муравьев-Апостол
№ 8. «Запрусь здесь с Ариосто и с «1001 ночью»»
Русский дипломат, отец трех декабристов Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, путешествуя по Крыму в 1820 году, посетил Чоргуньскую башню в селе Чернореченском (ныне Балаклавский район Севастополя), после чего восхищенно написал: «Прелестное место! Если когда мне вздумается писать роман в рыцарском вкусе, я здесь запрусь с Ариосто и с »1001 ночью»!»
Олимпиада Шишкина
№ 9. «В Севастополе можно приятно проводить время…»
Фрейлина великой княжны Екатерины Павловны Олимпиада Шишкина любила бывать в Севастополе. В своих «Заметках и воспоминаниях путешественницы по России в 1845 году», которые она посвятила Николаю I, писательница заметила любопытный факт, что «в Севастополе недешево жить, но можно приятно проводить время…»
Константин Паустовский
№ 10. «За десятку здесь сдают комнаты… Приезжайте!»
Летом 1929 года русский писатель Константин Паустовский поселился в Балаклаве, на бывшей даче графа Апраксина. В письме знакомому Паустовский отметил: «За десятку здесь сдают комнаты в бывшем дворце Апраксина, у самого моря. Там очень тихо, пустынно, можно прекрасно работать. Приезжайте».
А кто еще хвалил Крым?
Всеволод Вишневский
Революционер и драматург, участник крымского десанта в тылу Врангеля, готовясь к созданию пьесы о судьбе революционного полка, в 1932 году в статье для газеты «Краснофлотец» написал: «Таврия - удивительное соединение исторических воспоминаний: германская война, адмирал Колчак, бои 1917 года, тут же рядом памятники греческих и римских времен, памятники генуэзские. Вы все время находитесь под влиянием сложных воздействий истории… Севастопольская кампания, и тут же контрастом стоит моряк современный…»
Михаил Коцюбинский
Знаменитый драматург рубежа XIX–XX веков («Тени забытых предков», «Дорогой ценой») в 1897 году работал в Крыму, который, по словам современников, «зажигал в нем творческое воображение». Сохранился его отзыв о полуострове во время проживания в Алуште: «Сегодня у нас праздник, не ходили на работу. Почти целый день просидел над морем. Тихо, солнечно, воздух такой прозрачный, что Демерджи кажется вот-вот за плечами. Такие дни бывают только в Крыму и то осенью».