Азия        20.01.2024   

Эски кермен пещерный город история. Пещерный город эски кермен. Курс на пещерный город Эски-Кермен — как добраться

January 22nd, 2015

Вот уже несколько раз был в Крыму, и все никак не могу посетить этот пещерный город. Сейчас хотя бы виртуально прогуляюсь по нему и узнаю его историю. Кому интересно, айда со мной …

Пещерный город Эски-Кермен, основанный в начале VI в., был первоклассной для своего времени крепостью. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышались боевые стены. В систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, наземные башни и пещерные казематы.

Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, но основой его экономики являлось сельское хозяйство – виноградарство, огородничество, садоводство. В окрестностях Эски-Кермена найдены остатки оросительной системы, следы террасированных участков с одичавшими виноградными лозами. В течение ряда лет эти лозы изучают сотрудники Крымского сельскохозяйственного института, стремясь восстановить сорта винограда, прожившие сотни лет. Некоторые из них уже используются в качестве селекционного материала для выведения новых сортов винограда.

Фото 2.

Эски-Кермен был также важным политическим и административным центром юго-западной Таврики. По археологическим данным, город погиб в конце XIII в. Его разгромил и сжег в 1299 г. золотоордынский темник Ногай. Время довершило разрушение: груды камней покрылись землей, заросли травой и лесом. Польский писатель и дипломат Мартин Броневский, побывавший здесь в 1578 г., нашел одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен – «старая крепость».

К южным воротам города некогда вела дорога. Она проходила по восточному ущелью и с юга поднималась тремя маршами. Hа них и сейчас видны колеи от колес. На третьем марше последовательно размещались двое передовых ворот. Главные ворота находились в начале улицы, в вырубленном массиве скалы. Были они двустворчатыми и открывались внутрь. Над ними возвышалась башня, а по бокам вперед выступали боевые площадки с парапетами. По краю третьего марша и перед главными воротами, огибая выступ скалы, проходила передовая стена (протейхизма). От башни в обе стороны по краю плато шла основная крепостная стена к казематам. Только разрушив протейхизму и овладев передовыми воротами, противник мог подойти к главным. Но тогда он попадал под перекрестный обстрел с надвратной башни, боевых площадок у главной стены.

Фото 3.

От всех этих укреплений ничего не осталось, кроме вырубленных в скале «постелей» для стен да хорошо заметных следов на месте главных ворот. Внизу по бокам видны углубления для столбов, к которым крепилось деревянное полотно, обитое кованым железом, вероятно, такого же типа, как на Чуфут-Кале. Сводчатое перекрытие над проемом ворот было целым еще в начале XIX в. Его видел писатель и академик П.И.Сумароков, побывавший на Эски-Кермене. Небольшие пещерные церкви, усыпальницы, могилы, высеченные в скале внизу, вдоль обрыва, возникли позднее. А по бокам ворот на боевых площадках были построены две малые часовни.

В начале улицы расположены пещеры различного назначения. Одна из них, слева у ворот, – сторожка, другая служила проходом в надвратную башню. Справа – комплекс смежных пещер; здесь был большой храм. Напротив входа – абсида с епископским креслом, справа – скамьи для прихожан, слева – купель. Потолок поддерживали колонны, сейчас они обвалились. Это самая древняя часть храма, возникшая вместе с крепостью. Позднее храм расширили к северу и к востоку, во внешней стене прорубили дверь, из которой вниз вела деревянная лестница. В полу высечены гробницы.

Фото 4.

Осмотрев храм, идите от главной улицы на запад к первому каземату. Он расположен в выступе скалы, нависающей над дорогой и крепость. В стенах каземата – шесть отверстий, скорее всего это амбразуры и бойницы. Через них, возможно, сбрасывали приготовленные камни или стреляли из лука, когда противник появлялся на повороте первого марша дороги. Но основное назначение каземата – защищать подход к расщелине, по которой можно было проникнуть на плато.

Рядом на мыске, с которого к каземату через расщелину вели перекидной мостик и лестница, видны круглые отверстия. Это характерные для раннего Эски-Кермена зерновые ямы, они были возле каждого оборонительного узла. Запасы зерна создавались заранее, возможно, и окрестными жителями, которые тоже участвовали в обороне города. Позднее зерновые ямы превратили в хозяйственные пещеры, а над казематом построили церковь.
Чтобы пройти ко второму каземату, нужно пересечь плато в восточном направлении. Это укрепление состоит из четырех соединенных попарно пещерных помещений с амбразурами и бойницами.

Фото 5.

Далее, по краю обрыва находится небольшой пещерный храм Успенья Божией Матери. На западной его стене заметны фрагменты росписи с изображением Успения Божьей Матери. Фреска датируется концом XIII в. Предполагают, что церковь возникла в то же время.

Отсюда недалеко до третьего каземата, который тоже защищал подступы к расщелине. Его оборонительные пещеры, соединявшиеся переходами и лестницами, вырублены в массиве скалы и в отдельных скалах. В позднее время все помещения были приспособлены для хозяйственных нужд. Рядом с казематом сохранились остатки крепостной стены, сложенной из крупных блоков тесаного известняка. Такая стена шириной в два метра опоясывала Эски-Кермен с юго-запада и востока. Там, где она прикрывала доступ на плато по широким расщелинам или где обрывы были незначительны, стена имела высоту 3 м. В системе обороны стена составляла единое целое с казематами, над которыми проходили парапеты.

Севернее находился четвертый каземат. Его боевые пещеры, coобщавшиеся между собой, расположены в два яруса. Он контролировал расщелины с севера и подступ к восточному проходу в город, где была калитка. К ней по склону горы вела лестница, остатки ее хорошо заметны. В комплекс обороны каземата входили военно-хозяйственные пещерные помещения, зерновые ямы и цистерны. Их вы можете осмотреть, поднявшись по тропе среди зарослей кустарника.

По остаткам укреплений довольно полно восстанавливается система обороны крепости, но о самом городе мало что известно. Раскопано всего два участка с жилыми домами и то позднего времени. Первый участок находится рядом с четвертым казематом, западнее его. Вскрытые раскопками остатки двух домов разделены узким переулком. Археологи установили, что дома погибли от пожара. В подвале одного из них обнаружили мужской, женский и детский костяки со следами сабельных ударов на черепах.

Фото 6.

Второй участок жилых домов, находящийся метрах в ста к северу состоял из трех отдельных дворов, разделенных улицей и узким переулком. Местами сохранилась кладка стен. Дома были двухэтажные, как и на Чуфут-Кале. Установлено, что и эти дома погибли от пожара. В одном из подвалов при раскопках нашли три взрослых и два детских костяка. Люди, по-видимому, спрятались в момент опасности в подвал, и рухнувшее здание завалило их.

На территории дворов высечены в скале подвалы и ямы для хозяйственных нужд.

Отсюда по тропе через заросли леса идите на запад вверх, к развалинам базилики. Она была построена в VI в., одновременно с крепостными сооружениями, но позднее
перестраивалась. В плане храм прямоугольный с тремя абсидами, выступающими к востоку. Внутри они были полукруглые, снаружи – пятигранные. Колоннами здание делилось на три нефа. Мартин Броневский писал: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен». Археологи датируют гибель базилики VIII или IX в. Позднее на месте величественного храма в западной части южного нефа появилась небольшая часовня, а остальная территория базилики превратилась в кладбище; к стенам с внешней стороны пристроили усыпальницы.

Для всякой крепости важнейшей является проблема водоснабжения на случай длительной осады. На Эски-Кермене этот вопрос был решен сооружением «осадного колодца». Чтобы его осмотреть, спуститесь вновь на тропу, ведущую вдоль обрыва на север. Пройдя метров сто, у края обрыва в зарослях деревьев увидите четырехугольное отверстие – это вход в колодец. Шестью маршами вниз уходит крутая лестница, высеченная в толще скалы. Она заканчивается каптажной галереей длиной до 10 м, в которую с потолка просачивалась вода. Видимо, здесь из-под скалы вытекал источник, воду которого строители перехватили в толще горы, создав каптажную галерею. По подсчетам, в колодце почти постоянно держалось до 75 кубических метров воды. Этого было достаточно для защитников города и населения на период длительной осады. При разрушении оборонительных сооружений Эски-Кермена у нижнего марша лестницы было пробито отверстие и колодец стал доступным снизу.

Фото 7.

Севернее колодца расщелин нет, а высота обрывов 25 м и более поэтому здесь оборонительной стены не было, а плато пересекала с востока на запад стена необоронительного характера. Эта стена отделяла городские кварталы от обширной незастроенной площади. Пройдя через нее по тропинке, вы достигнете северной границы плато, где находится участок обороны, называемый «дозорным комплексом». Господствуя над расщелиной, он защищал северный вход в крепость.

Для осмотра северного «дозорного комплекса» спуститесь вниз по лестнице и идите вдоль скалы по западной стороне расщелины. В зарослях деревьев есть вход, от которого начинается лестница. Справа по ней – две пещеры. Первая, возможно, была сторожкой, вторая с амбразурой и бойницей, имела боевое назначение. Лестница приводит на площадку, по краю ее глубокие выемки, сделанные, видимо, для крепления стояков деревянных парапетов. Северная часть плато Эски-Кермена заканчивается небольшими, изолированными друг от друга скалами. По вырубкам на них можно судить, что когда-то они соединялись между собой перекидными мостиками. Здесь завершается осмотр Эски-Кермена.

Фото 8.

Постройки Эски-Кермена относятся к двум периодам: VI–VIII вв., когда функционировали оборонительные сооружения города, и IX–XIII вв., когда Эски-Кермен после захвата его хазарами представлял собой большое, почти незащищенное поселение.

Эски-Керменская крепость имела четыре входа. Главный вход был с южной стороны через главные ворота города, к ним вела извилистая дорога, вырубленная в скале. Три пешеходные тропы вели в город с востока и севера.
Отличительной чертой крупных «пещерных город» является их относительно большая площадь (10–5 га) и характерная планировка: городским кварталам отводилась только часть территории, приблизительно 2/3, около главных ворот города. Вторая часть была лишена построек и отделялась от первой стеной необоронительного характера. В период нашествия кочевых племен в таких городах находило убежище не только население города, но и жители прилегающих селений. В мирное время это внутреннее пространство могло служить рыночной площадью, пастбищем и местом стоянок торговых караванов.

Эски-Кермен представлял собой первоклассную крепость своего времени. Она полностью отвечала тем требованиям, которые предъявлялись к военным сооружениям подобного типа. В Эски-Кермене сочетаются исключительный рельеф местности с укреплениями, созданными руками человека. Вертикальные обрывы скал исключали возможность применения нападающими стенобитных орудий. Крутые скалы гор делали невозможным нападение при помощи передвижных башен. Господствующая высота, на которой находилась крепость, позволяла даже из обычного лука простреливать все подступы к ней. Кроме того, защитники имели в своем распоряжении более мощное вооружение того времени, например камнеметы, которые устанавливались на площадках выступов скал. Снаряды для них в виде круглых ядер найдены при археологических раскопках.

Фото 9.

И все же основным оружием у защитников крепости были лук, стрелы, праща и крупные округлые камни. Основой обороны крепости были ее боевые стены, наземные башни и характерные только для Эски-Кермена «пещерные казематы». Крепость могла выдержать длительную оборону, так как на ее территории была решена очень важная проблема водоснабжения, благодаря сооружению осадного колодца и цистерн для сбора воды.

Кроме того, обитатели Эски-Кермена на случай длительной осады могли заготовить тысячи центнеров зерна. Для его хранения на многих участках обороны были выдолблены в скалах зерновые ямы, сохранившиеся до наших дней.

Все это вместе взятое позволяет говорить об Эски-Кермене как о мощной оборонительной крепости VI–VII вв., которая была способна противостоять даже сильному противнику, располагавшему всей мощью военной техники того времени.

Но Эски-Кермен был не только военной крепостью. Одновременно он был крупным центром ремесла и торговли. Основу же экономики города составляло сельское хозяйство. В плодородных долинах занимались виноградарством, огородничеством, садоводством. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами давильни для винограда, а также следы террасировки участков под виноградники и одичавшие кусты винограда в окрестностях Эски-Кермена.

Мощная оборонительная система, развита по тому времени экономика, выгодное местоположение - все это сделало Эски-Кермен важным политическим и административным центром юго-западного Крыма. И эта роль его сохранялась до конца VIII в., когда произошло событие, резко изменившее судьбу города.

Таким событием было восстание местного населения в горном Крыму против господства хазар. Восстание произошло в 787 г. на большой территории. Возглавил его епископ Иоанн Готский. Захары подавили восстание и подчинили себе весь юго-западный Крым. Не нуждаясь в крепостях, они разрушили оборонительные сооружения Эски-Кермена. Но жизнь в Эски-Кермене не прекратилась. Город продолжал существовать еще на протяжении 500 лет уже как открытый населенный пункт. Оборонительные пещеры были приспособлены для хозяйственных нужд: как кладовые, стойла для скота, а также под церкви, часовни, усыпальницы.
Окончательно Эски-Кермен был разрушен в 1288 г. ордами эмира Ногая. Было уничтожено почти все его население. После этого город уже не возродился. Время превратило его в груды камней, покрытые землей, заросшие травой и кустарником. Имя города было забыто. Когда здесь побывал Мартин Броневский, он нашел уже одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен, что в переводе с тюркского означает «Старая Крепость».

Фото 10.

О былом величии города напоминают руины базилики, осадный колодец, остатки жилых кварталов, многочисленные пещерные сооружения, их в Эски-Кермене сохранилось около 400.

Большой интерес представляет собой храм Трех всадников. Он вырублен в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена. Храм имеет два входа. Между входами вдоль
стен - высокие скамьи. Освещался храм двумя небольшими окнами.

Фото 11.

Фото 12.

Фреска рассматривается исследователями как памятник в честь сражения, видимо, настолько серьезного, что некоторые его участники были приравнены к святому Георгию - общему покровителю всех защитников Отечества.

Всадники справа и слева от него могли быть образами местных героев, считавшихся святыми и погребенными здесь. Возможно, воины-герои прославились в сражении, а затем были причислены к лику святых, и в их честь построили храм Трех всадников. Храм датируется XII - началом XIIIв., когда над Крымом нависла угроза нашествия татар и в связи с этим усилилась религиозная пропаганда идеи защиты Отечества. Тогда же и была нанесена роспись.

Юго-западнее храма Трех всадников, на южной окраине Эски-Кермена находились главные ворота города. Но, прежде чем подойти к ним, нужно было преодолеть сложную систему их защиты.

По склону горы к главным воротам города подходила дорога. Ею на протяжении нескольких веков пользовались жители этого города. О ее древности свидетельствуют сохранившиеся до наших дней глубокие колеи, выбитые в монолите скалы транспортом того времени: средняя выбита копытами лошадей, две боковые - колесами. Ворота являлись наиболее уязвимым местом в крепости, поэтому древние строители всегда уделяли большое внимание этому объекту. Создавалась мощная, хорошо продуманная оборонительная система не только непосредственно у ворот, но и на подступах к ним, преодолеть которую представляло большие трудности для врага.
Прежде чем подвести к воротам, дорога делает несколько поворотов. Сначала она подходит к подножию западного пещерного каземата. Из амбразур этого каземата на головы противник сбрасывалась лавина камней.

Фото 13.

О надвратных постройках судить трудно, так как от них почти ничего не осталось, но по сохранившимся вырубкам в скале, т. н. «постелям», и по уцелевшим к моменту раскопок камням можно составить представление о всем сооружении.

Любитель древностей путешественник П. Сумароков, посетив Эски-Кермен в начале прошлого века, писал: «При входе к нему просеченное в горе отверстие делает ворота, над ними виден складенный из камней свод…» Сейчас свода нет, но можно предположить, что он составлял единое целое с надвратной башней. На восток и запад от башни отходили основные крепостные стены, толщина которых составляла около 2 метров. Перед стенами, на верху скалистых мысков, выступающих по обеим сторонам въезда в город, были боевые площадки с парапетами, с которых обороняли подступы к главным воротам.

У главных ворот - большой пещерный храм с крещальней. Он был высечен в скале одновременно со строительством оборонительных сооружений в VI–VII вв. Храм имел два входа со стороны коридора главных ворот и окно между ними. Против входа - алтарь. По полукружию алтарной ниши идет ступенчатая скамья, т. н. синтрон, с епископским креслом посредине. Алтарь отделялся от храма основанием алтарной преграды. В средней ее части - порог «царских врат», а по бокам - пазы для установки частей деревянного иконостаса. Алтарная часть была расписана фресками, к сожалению, они не сохранились. Наверху в потолке было высечено кольцо для светильника. Рядом с алтарем - ниша, скорее всего для молитвенников. Справа от входа - скамья для прихожан. Слева от алтаря находилась купель или крещальня. Алтарь, купель и скамьи - это самая древняя часть храма, позднее храм был расширен в северную и восточную стороны.

На западной окраине плато находился пещерный каземат, прикрывавший подступы к главным воротам. От главных ворот по изгибу скалы к нему подходила крепостная стена. Размещался каземат в выступе скалы, нависающей над началом первого отрезка дороги. Устройство его следующее. В толще скалы вырублена большая пещера. Потолок ее поддерживает массивный опорный столб. С площадки соседней скалы в эту пещеру вела лесенка, с нижней площадки которой через расселину перебрасывались в древности деревянные мостики.

Фото 14.

Пещера имела два боковых отделения. В стенах каземата шесть отверстий. Три большие окнообразные амбразуры, сейчас сильно разрушенные выветриванием, когда-то имели вид прямоугольных окон, расположенных на уровне пола. У некоторых из этих амбразур еще сохранились следы заплечников, свидетельствующие о том, что они закрывались дощатыми заслонами. Амбразуры эти широки и поставлены низко. Из них можно было стрелять из лука, став на колено. Но основное их назначение было другое: через них скатывали камни на неприятеля, пытавшегося проникнуть на плато.

Боковые вспомогательные помещения каземата представляли собой: правое - кладовую, в полу которой вдоль стен хранилось до полутора десятков углублений для установки пифосов с запасами продовольствия и воды: левое - небольшую казарму, где на скамьях, вырубленных в скале вдоль стен, могли отдыхать защитники крепости.

На верхней площадке соседнего мыска, с которого в пещерный каземат вела лесенка, в скале было высечено 10 зерновых ям. Для раннего Эски-Кермена это характерно. Возле каждого оборонительного узла располагались зерновые ямы. Запасы создавались заранее, видимо, окрестными жителями, так как они тоже принимали участие в обороне города. После гибели укреплений зерновые ямы были расширены и превращены в пещеры для хозяйственных нужд. Тогда же над казематом была построена наземная церковь, от нее сохранился престольный камень. В городе было несколько пещерных храмов. В некоторых из них сохранилась фресковая живопись.

Интересен в этом отношении храм Успения. Он имеет некоторые особенности в устройстве: необычное расположение и размеры алтарной части не прямо, а вправо от входа. Алтарь устроен в углу, он очень мал и тесен, имеет форму ниши-абсиды, миниатюрный престол в виде тумбы стоит впритык к стене. В престоле небольшое углубление для мощей. Перед нишей в стене и в полу вырублены пазы и гнезда для деревянного ограждения, возможно иконостаса.

При внимательном рассмотрении деталей устройства храма становится очевидным, что для храма приспособлено помещение, ранее предназначавшееся для иной цели. Вначале здесь была зерновая яма (в потолке просматривается перекрытое каменной плитой отверстие), затем цистерна для воды. Когда боевые стены утратили свое значение и были разобраны, цистерну расширили и сделали здесь винодельню. В западном углу был высечен тарапан для прессования винограда, сок которого стекал в емкости, установленные в большой прямоугольной вырубке. Затем здесь возникает храм. Тарапан небрежно стесали и замаскировали скамьей для прихожан. Выемку в полу засыпали, в правом углу вырубили алтарную нишу.

Датирующим моментом храма является его роспись. Сохранилась она частично. В алтарной нише - изображение Христа в пурпурном плаще, восседающего на золотисто-желтом троне, и двух фигур в рост: слева - дева Мария, справа - апостол. Роспись северо-восточной части храма (стена рядом с алтарем) почти не сохранилась. На потолке - сцена Крещения и Рождества.

На северо-западной стороне стены (напротив входа) сохранилась большая фреска Успения, давшая название храму в наши дни. Выполнена она по сырому известковому грунту. Композиционным центром является распростертая на ложе фигура Богоматери со сложенными на груди руками. Ее окружают плачущие фигуры. Ангел с мечом преследует нечестивого. Роспись датируется концом XII - началом XIII в. К этому же времени относится и возникновение храма.

Вдоль восточного обрыва плато расположен ряд оборонительных казематов, которые вместе с крепостной стеной составляли единое целое в системе обороны города.
Западнее казематов располагались жилые кварталы города. Как показали археологические раскопки, культурный пласт на Эски-Кермене укладывается в рамки VI–XIII вв. Жилые кварталы города были тесно застроены домами. Дома выходили в узкие переулки с неизбежными при скученной застройке тупиками.Здесь раскопаны участки домов последнего периода существования города. Прослеживаются четыре отдельных двора, разделенные улицей, идущей параллельно обрыву, и узким пешеходным переулком. Дома были построены в XII–XII вв. на месте более древних. При этом прежняя планировка не соблюдалась.

Фото 15.

Фото 16.

Усадьбы невелики: площадью 150–200 кв. м. каждая. Дома были двухэтажными. Нижний этаж был каменным, верхний - деревянным. Небольшие помещения нижнего
этажа использовались для хозяйственных и ремесленных нужд. Там были кладовые с вырубленными в скале прямоугольными подвалами для припасов. В подвалах стояли пифосы, для их установки на дне подвалов вырубали гнезда. Подвалы имели деревянное перекрытие. Помещения верхнего этажа были жилыми.

Дома строились из камня. Пологие крыши покрывались массивной черепицей. Верхний этаж имел нависающие балконы. Из-за недостатка места внутренние дворики были маленькие и тесные. К домам примыкал навес, имевший хозяйственное значение. Легкие навесы устанавливались над тарапанами. Находки археологов при раскопках проливают свет на повседневную жизнь горожан, из занятия. Самая частая находка - керамика, простая и поливная, местная и привозная. Найдено множество обломков черепицы. Из женских украшений чаще всего встречаются простейшие браслеты из стекла.

Все жилища погибли в огне пожара в конце XIII в. Во время раскопок под их развалинами были найдены обгоревшие человеческие скелеты, что свидетельствует о внезапном нападении: люди даже не успели выскочить из некоторых домов.

Посреди жилых кварталов, на самом высоком месте плато, находилась базилика. Это был один из основных типов христианских храмов. Есть предположения, что базилика Эски-Кермена была построена в VI в., вероятно, одновременно с возникновением города. Однако археологические раскопки последних лет позволяют датировать ее появление не ранее VIII в. Находится базилика в середине плато. В плане храм прямоугольный с тремя многогранными абсидами. В центральной абсиде - алтарь. Двумя рядами мраморных колон базилика делилась на три нефа. Пол центрального нефа был вымощен плитками красного шифера. Стены выложены из хорошо отесанного камня с бутовой заливкой. Перекрытие было деревянным, кровля - черепичной. Деревянное перекрытие сгорело и рухнуло внутрь здания. Стены обвалились позднее. Базилика было разрушена, вероятно, хазарами в конце VIII в. Посол польского короля Мартин Броневский писал: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен».

Для всякой крепости важнейшим был вопрос снабжения водой ее защитников на случай длительной осады. На Эски-Кермене он был разрешен благодаря сооружению так называемого «осадного колодца». Колодец находился недалеко от жилых кварталов города, у самого края обрыва. С площадки скалы в него ведет люк входа. Шестью маршами уходит вниз крутая лестница из 84 ступеней, врубленная в толще скалы. Между маршами устроены площадки, на средней для освещения лестницы в сторону обрыва вырублено окно. Лестница заканчивается каптажной галереей длиною около 10 метров. Вода просачивается через потолок галереи. Возможно, здесь из естественно пещеры вытекал небольшой источник, воду которого строители крепости перехватили до входа ее из пещеры. Воды накапливалось вполне достаточно, чтобы защитники города могли выдержать длительную осаду.

Фото 17.

Фото 18.

Колодец сооружался, очевидно, одновременно с крепостью в VI в. Из колодца на поверхность вода извлекалась вручную. Колодец был уничтожен одновременно с крепостью, но им пользовались вплоть до конца XVIII в.
Плато Эски-Кермена имеет естественный доступ с севера, поэтому здесь был сооружен северный дозорный комплекс. В его функции входило не только наблюдение за подступами к крепости, но и защита северного входа в крепость.

Вход в дозорный комплекс начинался дверным проемом, вырубленным в скале. Дверь была одностворчатой, открывалась внутрь и запиралась брусом. За дверью - лестница, вырубленная в толще скалы двумя маршами, которая приводила на вершину небольшого изолированного плато. По ходу лестницы, справа, вырублены две небольшие пещеры. Первая пещера, очевидно, служила для отдыха защитников комплекс. Она имела дверь и освещалась окном. Чуть выше - вторая пещера - каземат с двумя отверстиям. Одно - амбразура в виде окна на уровне пола. Другое - небольшая бойница. Амбразура была предназначена для скатывания камней, она снабжена небольшим отверстием. Рядом - углубления для воды. Амбразура и бойница служили для обстрела подступов к плато. Однако этого было недостаточно, чтобы задержать наступление врага. По всей вероятности, основной удар при защите подступов к плато и северной калитке наносился со скалы сверху.

С площадки северного дозорного комплекса открывается величественный вид на весь район предгорья, подступы к городу и северные части огибающих его с востока и запада балок.
По краю мыска, выступающего к югу, сохранились довольно глубокие гнезда, вероятно, для крепления деревянного парапета, за которым находились защитники крепости. На северном конце площадки, над обрывом, имеется продолговатая прямоугольная вырубка, а симметрично ей, на противоположном краю отдельной скалы, отстоящей от площадки на несколько метров, - еще такая же. Несомненно, в древности здесь перекидывались деревянные мостики для сообщения с недоступной ныне северной оконечностью горы.

Отсюда хорошо виден северный участок плато Тапшан, на котором в X–XI вв. была возведена небольшая крепость - замок Кыз-Куле. С юга по склону горы к башне замка подходила дорога. Перед башней был вырублен неглубоки ров, через который переезжали по перекидному мостику. Археологическими раскопками около башни вскрыты остатки миниатюрной одноабсидной часовни XI–XIII вв., внутри которой вырублены усыпальницы.
Как и многие средневековые памятники Крыма, это укрепление имеет свои загадки. Его название переводится как «Девичья башня». Однако открывающийся с башни широкий обзор местности вызывает другое объяснение топонима Кыз-Куле - Кез-Куле, где «Кез» означает «глаз» - дозорная башня.
Эти древние, овеянные легендами руины, пещеры, живописные скалы напоминают нам о событиях, протекавших здесь много веков назад. От них веет древней историей, давно исчезнувшими народами, давно затихшими интересами, давно прошумевшей жизнью.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Вспомните еще и про . А вот знали ли вы например, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Пещерный город Эски-Кермен (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Крым
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пещерные города составляют огромный пласт в истории и культуре Крымского края . Каждый из них окутан множеством тайн и легенд, от каждого веет мистикой и столетиями жизни древних людей. Среди десятков таких поселений одним из самых выдающихся можно назвать Эски-Кермен - огромный город, где сохранилось множество следов прошлого. Его отличительными особенностями являются не только размеры, а также предназначение и степень изученности.

Немного истории

Согласно данным ученых, первое поселение в районе пещерного города было построено в 6 веке византийцами и выполняло функции крепости. Причиной тому послужило идеальное расположение, ведь город стоит на скале и окружен отвесными стенами высотой до 70 м. Исследователи считают, что изначально крепость была небольшой, но к 12 веку обрела поистине впечатляющие размеры.

На пике развития город Эски-Кермен населяли 2000 человек, однако уже в 12 веке он был практически уничтожен захватчиками хана Ногая из Золотой Орды.

После первых нападений город пытались восстановить и возродить в нем прежнюю жизнь, но новая атака - уже хана Эдигея - не дала этим планами осуществиться. С тех пор поселение долго оставалось заброшенным, а к настоящему времени стало популярным туристическим объектом.

Что интересного

Основной интерес в древнем городе представляют пещеры: во-первых, здесь их, как нигде, много, а во-вторых, использовались они в качестве оборонительных сооружений, амбаров, жилых помещений и загонов для скота (в других пещерных городах Крыма пещеры имели сакральное значение).

Другой любопытный объект - 30-метровый осадный колодец. По лестнице внутри него можно спуститься до самого дна, где даже сегодня собирается вода. Археологи также нашли византийскую базилику с древними фресками, но они, к сожалению, стремительно разрушаются.

Если пройти по старым городским улицам, можно увидеть, что когда-то здесь кипела жизнь: следы повозок, выточенные в камне колесами, остатки ворот, которыми запирали вход в поселение, бойницу, откуда лучники атаковали наступающего врага, и зерновые ямы для хранения провианта.

С одного из обрывов города открывается панорама на плато Чатыр-Даг.

Заметим, что пещерный город Эски-Кермен входит в состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. При желании можно заказать экскурсию по местным просторам на осле.

Практическая информация

Город находится на юго-западе Крыма, в Бахчисарайском районе, возле села Холмовка. Добраться до него можно на автобусе из Холмовки, а также на автобусе или маршрутном такси из Ялты , Севастополя и Бахчисарая . Веб-сайт

Также есть возможность доехать на автомобиле через село Красный Мак. GPS-координаты: 44°36’40"N; 33°44’22"E.

Стоимость билетов: 100 RUB - для взрослых, 50 RUB - для детей, экскурсию нужно оплатить дополнительно - 100 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Время на чтение: 7 минут

Есть регионы, которые богаты историческими, архитектурными и культурными ценностями. А есть регион, который ценность сам по себе – это Крым. По сути Крымский полуостров – сплошной заповедник. Здесь трудно ступить десяток шагов, не натолкнувшись на исторический памятник. Один из таких – Эски-Кермен, вытесанный в скалах город-бастион.

Цитадель Эски-Кермен: рождение, величие и гибель

Собственно, скальные города – не редкость для Крыма. Окутанные тайнами, пронизанные мистикой, они, такое впечатление, хранят до сих пор тени своих жителей – тавров, аланов, готов и эллинов, скифов и сарматов. Особенно остро чувствуется это в Эски-Кермене, одном из самых больших пещерных городов.

Крепостное сооружение на ровном, высоком, хорошо защищенном скалами плато построили, очевидно, еще византийцы в начале VI века для защиты Херсонеса-Корсуни. Впрочем, большую стратегическую роль это укрепление вряд ли играло, и некоторое время спустя, утверждают историки, его захватили хазары.

Однако цитадель на плоскогорье постепенно расширялась, а с ней разрастался и город. В начале XII века, по мнению археологов, Старая Крепость (именно это значит крымско-татарское слово «эски-кермен») простиралась на площади 8,5 гектара и в ней проживало свыше двух тысяч человек. Широкая каменная «столешница» была застроена параллельными друг другу жилыми кварталами, между которыми по достаточно просторных улицах сновали повозки. Остатки храмовых кафедр убеждают, что в Эски-Кермене находился не просто священник, а иерарх, епископ. В эти же годы раздвигается и значительно достраивается базилика. Все говорит о том, что город в горах был важным административным центром.

Поселение окружали мощные природные стены, надежные врата, «вылазные» калитки, башни, боевые площадки и казематы. Остатки ирригационной системы, которые раскопали в окрестностях, и террасы с одичавшим виноградом доказывают, что базой экономики здешнего места служило сельское хозяйство. К слову, древние лозы, попав в руки крымских селекционеров, стали ценным источником для новых сортов винограда.

пещерный город Эски-Кермен - храм Донаторов

Несколько раз жизнь в городе-крепости уменьшалась до крошечной, тлеющей искры. Так случилось в 1299 году, когда войска свирепого Ногая, мстившего за сына, убитого в Кафе, разрушили Эски-Кермен до основания. Не сразу, но город все же возродился после кровавого мщения. Однако ненадолго: в 1399 году после штурма ордынцев хана Эдигея жизнь в пещерном поселении окаменела окончательно, слившись с безмолвными скалами.

"Эски-Кермен" - гроты и гробницы

Сегодня Старая Крепость – музей под небесами. Во-первых, здесь можно посмотреть пещеры, которые в эпоху раннего Средневековья были заполнены ослами и козами, пифосами и амфорами с вином, пращами и луками, овечьими шкурами и черепицей. Таких гротов в городе-призраке почти 350.

Жилые дома на участках, раскопанных археологами, относятся к более позднему времени. Были они двухэтажными, прочными, а обитатели их, как теперь установлено, погибли от пожара. В некоторых подвалах исследователи обнаружили скелеты, в том числе детские – очевидно, именно здесь прятались горожане, надеясь пережить палящую стихию.

Во-вторых, можно побродить у руин базилики, построенной в одно время с первым укреплением. Была она прямоугольной строгой формы, с тремя граненными, полукруглыми абсидами (выступы ниже основного здания) и делилась на три части – нефы. Польский посланник и картограф Мартин Броневский, посетивший это место в 1578 году, писал, что базилику украшали мраморные и серпентиновые колонны. Надо сказать, базилика «умерла» раньше городища – основная ее часть превратилась в кладбище, а в одном из нефов обустроили часовню.

Азартный интерес вызывает у туристов осадный колодец с его атрибутами – крутой и глубокой лестницей из 84 ступеней, 20-метровым тоннелем и шахтой, где накапливалась вода на случай длительной блокады. Воду поставлял источник, «перехваченный» строителями фортификационных сооружений. Колодец этот – настоящий артефакт: подобных не нашли ни в одной византийской крепости, построенной в Крыму для защиты от кочевников.

"Эски-Кермен"- алтари и фрески

Наконец, манят гостей Крыма развалины святилищ. Например, церковь Трех всадников, высеченная в каменной гряде у цоколя крепости. У сакрального этого сооружения два входа, пространство между которыми освещалось из двух окон. В храме находятся две могилы – маленькая, должно быть, детская, и побольше. Возле них выемка для подсвечников и углубление с крестом.

Все наводит на мысль, что предметом поклонения были как раз эти захоронения. У «взрослой» могилы виднеется фреска, давшая храму название: Георгий Победоносец, умерщвляющий змия, и двое всадников слева и справа, причем один из них с ребенком позади. Историки полагают, что фреску создали в честь какой-то битвы – настолько важной для горожан, что некоторых участников ее, вероятно, погибших, причислили к сонму святых. Во всяком случае, и храм, и фреска созданы в период – конец XII века – когда татары вонзались в Крым, как голодные волки в отбившегося от стада оленя.

Еще один храм, более древний, был высечен в одно время с первым укреплением у главных ворот. Он имел три входа, почетное кресло епископа и крещенскую купель. В полу вырублены гробницы. Форма постройки настолько необычная, ассиметричная, что ставила в тупик не одно поколение жителей Крыма: татары, к примеру, назвали это место «Судилищем», полагая, видимо, что здание служило не только для молений, но и других целей. Фрески, которыми были украшены стены этого храма, к сожалению, не сохранились. А вот роспись еще одной церкви, Успения, хоть и частично, но все-таки видна. Жители Эски-Кермена устроили эту часовню… в бывшей винодельне. Точнее так: сначала это была яма для зерна, затем здесь прессовали виноград… А потом помещение приспособили под церквушку.

Это, конечно, не все, что приоткрывает древний город любопытным туристам. Башни, дозорные площадки, лестницы, вырубленные в известняке, бойницы и амбразуры… Здесь каждый камень, каждый обломок древней керамики завораживает и шепчет свою быль – о прежних временах и прежних людях.

Долина дарителей

Совсем рядом с мертвым городом раскинулась долина Черкез-Кермен, где находился еще один храм – Донаторов. Построенный между XII – XIV веками, он будоражит умы сохранившейся фреской, на которой изображена литургия Святого Грааля. «Имя» церкви связано, очевидно, с ее меценатами, ведь «донатор» на латыни значит «даритель». Известный советский историк Николай Репников, производивший в Крыму раскопки, полагал, что церковь Донаторов вместе с долиной и крепостью были некогда единым комплексом. Этот же ученый описал многочисленные фрески, которыми славился храм – все они, по его утверждению, отличались высочайшим мастерством, в котором сквозила старая константинопольская школа. Увы, от рисунков не осталось почти ничего, но зато на месте, где возвышалась некогда святыня, сегодня иногда проводят литургии.

Пещера с интернетом

У «подошвы» Эски-Кермена расположена одноименная турбаза. Это целый ансамбль удобного и, вместе с тем, экзотического отдыха: гостиница предлагает комнаты различной комфортности, а любителям эксклюзива – номер-пещеру в средневековом стиле. Внутри усадьбы расположена также автостоянка, кафе с домашней кухней, зооуголок, в котором охотно забавляются дети, есть баня, палаточный лагерь, лошади для прогулок и водоемы для рыбалки. Чтобы порыбачить на территории базы «от зари до зари», то есть весь день, нужно заплатить 1000 рублей. Улов, а пруды изобильны карпом, толстолобиком и карасем, разрешается лично зажарить на мангале и съесть в беседке на свежем воздухе. Чуть выше крепости, в горах, сверкает небольшое, чистое озеро, где тоже можно попытать счастья с удочкой в руках (200 рублей за день рыбалки).

Эски-Кермен на карте Крыма

Дорога в город-призрак

Из Симферополя к туристической базе, а также к самому Эски-Кермену добираются следующим образом:

  • рейсовым автобусом Симферополь-Залесное до села Красный Мак;
  • рейсовым автобусом Симферополь-Холмовка до конечной остановки или до Красного Мака;
  • электричкой Симферополь-Севастополь до села Фронтового (станция «1509км»), а оттуда – 45-ым автобусом до Красного Мака или Холмовки.
  • От названных деревень, следуя указателям, нужно пройти пешком приблизительно 6 километров.

Из Севастополя можно доехать:
- электричкой Севастополь-Симферополь до Фронтового, а далее – упомянутым выше автобусом 45-го маршрута.

Из Ялты добираться так:

до Красного Мака – рейсовым автобусом Ялта-Бахчисарай, а дальше пешком, согласно дорожным знакам.

Выезд из Бахчисарая:

  • автобусом Бахчисарай-Залесное до Красного Мака;
  • автобусом Бахчисарай-Холмовка до конечного пункта или до Красного Мака.

Проще всего, конечно, ехать в эти заповедные места на автомобиле: из Бахчисарая нужно добраться до села Танкового (это около 14 километров), а дальше проехать к Красному Маку (еще 4 километра).
Перед Красным Маком нужно повернуть направо и подъехать к селу Холмовке. Перед ним – свернуть влево, приблизиться к карьеру, повернуть направо и проследовать до изгороди фермерского хозяйства. В этом месте следует еще раз свернуть влево, в долину, из которой навстречу и поднимется легендарный и величественный Эски-Кермен.

Впрочем, люди, которые выберут общественный транспорт и несколько километров будут топать пешком, ни на минуту об этом не пожалеют: пейзажи вокруг настолько упоительны, что дорога покажется странствием в сказку.

Эски-Кермен , один из самых больших пещерных городов Крыма .

Очень люблю этот пещерный город . Он мне очень близок моими праздниками молодого вина Дионисиями , именно на Эски-Кермене мы давим ногами виноград, танцуем вакхические танцы и проводим обряды посвященные античному культу вина . Этот город вызывает во мне сладострастные чувство ностальгии по ушедшему навсегда, ведь здесь мы гуляли во время тура «Братства Черной стрелы», или гостили здесь во время транс-мегатурных десятидневок, когда стояли в соседнем Черкесс-Кермене . Поэтому, как и по многим другим причинам у меня особенное, трепетное отношение к этому городу. Судьба, рок, накрепко нас связала… Особенно люблю Эски-Кермен , когда здесь никого нет, ни горластых гидов, ни назойливых экскурсантов, которые на понимают зачем их сюда привели, которым чужды энергии этого места, как и чужды люди, населявшие этот город в течении тысячи лет. Когда нет здесь туристов, велосипедистов и местных жителей … Такое время есть, это зима... Вот только в это время, когда здесь никого нет и я один в стенах пещерного дома, где с «балкона» видны горы, темный лес и созвездие Ориона, я понимаю насколько я счастлив такими переживаниями… Но самое невероятные ощущения дает зимняя прогулка лунной ночью среди древних стен и пещер некогда одного из самых великих городов прошлого…

На вершине плато, находятся огромное количество пещер , их более 400, больше чем в других пещерных городах Крыма , поэтому город держит своеобразное первенство в этом вопросе.

Хотя о городе сохранилось очень мало достоверных фактов, внимательному путешественнику, гуляющему по древним улицам среди остатков домов и заглядывающему в самые разнообразные по форме пещеры, могут открыться многие тайны.

Никто уже не помнит истинного названия этого удивительного, самого «пещерного» города из всех Крымских крепостей .

Татары называли его просто Эски-Кермен , предполагают что хазарское название Кут , а обосновавшиеся здесь готы называли этот город Шиварин , возможно греческое название в разные эпохи жизни города могло быть Фуллы , и Климаты . Такое множество названий не удивительно – город существовал тысячу лет, а его населяли или пытались завоевать разноплеменные этносы.

Главные въездные ворота Эски-Кермена, когда-то слева и справа от ворот, на подтесанных площадках возвышались мощные надвратные крепостные башни.

Сам город площадью 8,5 га расположен на ровном плато обрывистой столовой горы.

Его длина по оси север-юг 1000 м, наибольшая ширина - 170 м, высота отвесных обрывов достигает 30м.

Склоны горы сложены из огромных глыб, обточенных ветром и дождем.

Во всех этих глыбах, по всему периметру плато вырезаны сотни пещер самого различного назначения, от храмов, жилых домов, боевых казематов до хлевов и зернохранилищ.

В центральной части плато находится огромная Базилика , рядом раскопаны кварталы жилых домов и узких средневековых улочек.

Хорошо изучена огромная усадьба винодела, с тарапанами для винодавления и глубокими подвалами где хранилось вино.

На окраинах города есть монастыри . Один из них – в виде трилистника при в ходе в город, в свое время служил убежищем для путников опоздавших в город к часу закрытия ворот.

У ворот вырублены погребальные аркосолии и костницы , скальные могилы и маленькие часовни.

Глубокая колея, так же, как и в Чуфут –Кале прорезает главную улицу города и серпентином спускается вниз в долину, напоминая нам о том, что здесь в течении тысячи лет кипела бурная жизнь, оставившая нам редкие артефакты.

Удивительны по-своему и виды храмов: «Судилище» с креслом епископа, маленький и неповторимый храм Успения Богородицы с выбитым в углу тарапаном и подвалом для хранения вина. При подъеме к городу с восточной стороны, путника встречает потрясающий храм вырубленный в отдельно стоящем камне – это так называемый храм трех всадников .

Один из всадников, это почитаемый в пещерных городах Крыма Георгий Победоносец, и два других неизвестных воина местно чтимых святых. У одного из них за плечами сидит мальчик. Могилы усыпальницы неизвестных героев прошлого вырублены прямо в полу храма…

Поистине потрясает циклопическое сооружение осадного колодца.

В колодце вполне возможно спуститься по древним ступеням, вырубленным в скале. Ступени уходят пятью маршами вглубь скалы на 30 метров.

Именно через этот колодец, город был захвачен хазарами во времена восстания Иоана Готского.

Интересно пройти по узкому коридору через расщелину и подняться на северный дозорный комплекс. Откуда открывается потрясающий вид на башню Кыз-Куле соседнего города Черкесс-Кермен .

Побывать у западного и восточного зернохранилища, увидеть то место, где некогда были городские ворота, прикоснуться руками к пазам, куда в свое время закладывалась запирающая ворота балка, подняться на округлые уступы, хранящие следы «постели» того места, где некогда покоились огромные каменные квадры, представляющие собой крепостные куртины и мощные башни.

Поистине многогранен и неповторим Эски –Кермен !

Как и все пещерные города Крыма, Эски-Кермен не возник на пустом месте. Предполагают, что с глубокой древности человек приспосабливал для своих нужд гроты в горах и создавал с помощью кайла новые.

Но при этом, Эски-Кермен также имеет законченные формы крепости и явно создавался по некому гениальному плану древнего зодчего.

По данным археологических исследований, крепость возводилась по инициативе византийских властей в конце VI в. для защиты подступов к форпосту империи в Юго-Западном Крыму - Херсонесу.

Гарнизон крепости состоял из местных жителей - готов и аланов - федератов

(союзников) империи.

Зернохранилища на восточной части города, в более позднее время использовались как боевые казематы.

Предположительно, в конце VIII в. Эски-Кермен попадает под власть хазар.

Не исключено, что жители крепости принимали участие в антихазарском восстании , известном в литературе как восстание Иоанна Готского .

Некоторые исследователи также связывали с этим событием и разрушение стен крепости.

К середине IX в. влияние хазар в Юго-Западном Крыму ослабевает, а затем и полностью прекращается.

крепостные стены из огромных блоков перегораживали наиболее труднодоступные участки крепости.

О жизни Эски-Кермена в IX-X вв. нам известно мало.

Скорее всего, в это время городище представляло собой малонаселенную крепость на византийско-хазарском пограничье.

Со второй половины - конца X в. жизнь на Эски-Кермене , начинает возрождаться.

Это возрождение связывают с помощью Византии, что отчетливо видно из первоисточника, так называемых «записок готского топарха».

Историки и археологи отождествили описанный в «Записке» разрушенный город в области, именуемой «Климаты» , с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом .

Археологические исследования, проведенные в 1928-1930 гг., показали, что крепостные стены в южной части Эски-Кермена , были снесены до основания.

Согласно раскопкам, разрушение крепостных стен в южной части города произошло не ранее конца VIII в. и не позднее X в. Результаты раскопок указывают на то, что после разрушения боевых стен жизнь города продолжалась.

Согласно одному из предположений оборонительные сооружения Эски-Кермена могли быть разобраны в конце VIII в., хазарами, как следствие описанного в «Житии Иоанна Готского» неудачного восстания готов под начальством епископа Иоанна против хазарского владычества.

Наряду с описанным топархом отождествлением, разрушенного города Климаты с Эски-Керменом , было высказано предположение о том, что остатки укрепления Кыз-Куле , что находится на возвышенности Тапшан , вблизи горы Эски-Кермен, к северо-западу от северной оконечности ее плато, располагаются на месте той «крепостцы», о сооружении которой повествует «Записка готского топарха» .

Таким образом, топографические особенности горы Эски-Кермена и ее ближайшей округи, наряду с археологическими данными, а также общие географические сведения, содержащиеся в «Записке готского топарха» , могут служить надежным основанием связывающей «Записку готского топарха» с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом .

Позже, на месте бывшей крепости Эски-Кермен постепенно формируется средневековый город. К XII-XIII вв. городище уже было застроено прямоугольными кварталами, разделенными улицами шириной до 2 м. Это наивысший расцвет города, в это время здесь строятся и расписываются храмы, город достигает наибольшего размера.

В конце XIII-XIV вв. поселение подверглось разрушению.

Его связывают с походом золотоордынcкого темника Ногая на Крым в 1299 г.

После этого жизнь на Эски-Кермене постепенно угасает.

Вероятно, окончательно город был разрушен в конце XV в. во время вторжения турок в Крым и падением княжества Феодоро с центром на Мангупе.

В XVI в. в среде местного населения сохранились о нем только смутные предания.

Так, польский посланник Мартин Броневский , побывавший в Крыму в 1578 г., писал: «Недалеко от Манкопии... находится некая весьма древняя крепость и город, но она, ни у турок и татар, ни даже у самих греков вследствие крайней древности не носит никакого названия. Она пришла в разорение во времена греческих князей, о которых в этих местах сообщаются многочисленные злодеяния, которые они совершали против бога и людей».

Из это отрывка видно, что людьми движет идея – дух. Был народ, да и не единый вовсе, а остатки очень многих народов, некогда правивших Таврикой и утратившие былой могущество. В средневековье объединенные готами, исповедующие греческую православную религию, между собой изъяснявшиеся на греческом языке – единственный языке того времени для межэтнического общения. Этот конгломерат различных этносов – остатки тавров, греков, скифов, сарматов, аланов, готов, половцев и других народов представляли собой общность горцев. И у этой общности, была идея - жить в пещерном городе крепости. Строить каменные дома и крепостные стены, вырубать в скалах жилища и хоз постройки, сооружать в скалах, прямо на территории города костницы и склепы для своих близких… ибо не было боязни смерти, не было отвращения к мертвым своим соплеменникам. В этом обществе была другая культура, другое представление о смысле бытия и смерти. И так они жили тысячу лет, из поколения в поколение, придерживаясь своей идеи государственной самостоятельности и гордости. Они умели постоять за свой дом, детей, жену и родителей с мечом в руке. Гордый и смелый народ, почитавший прах своих предков и поддерживающие традиции дедов… Но они погибли под ударами злого рока… А окрестные крестьяне, живущие в горах и лесу, не имели этого духа и идеи жить в городе крепости, при нападении неприятеля они бросали свой дом, животных, пашню и убегали в горы…

Так со временем были забыты пещерные города и те, кто в них жил. И уже спустя 200 лет после гибели города, на расспросы любознательных приезжих, местные жители - потомки древних и славных, но забывшие своих дедов и обычаи говорили по татарски: «Эски-кермен» , что в переводе означает Старая Крепость

(При использовании всех материалов и фото в том числе, гиперссылка на сайт Странник Дори обязательна!)

Как зарегистрированный пользователь Вы можете оставить свой комментарий к этой статье, мне важно Ваше мнение.

Среди всех пещерных городов и крепостей Крыма можно выделить как самый доступный и зрелищный — Эски-Кермен. Легко добраться, легко забраться, приятная и зрелищная тропа, красивые виды. Мы были там дважды с детьми, и один раз с нами была даже теща. Это говорит о легкой доступности Эски-Кермена для самых маленьких и взрослых туристов.

Бахчисарайский район богат не только ягодами, фруктами, маковыми и лавандовыми полями. В нем много пещерных городов, крепостей и очень древних построек.

Эски-Кермен — средневековый город-крепость, находится в 14 км от Бахчисарая. Основан был в конце 6 века, как византийское укрепление и просуществовал в общей сложности 800 лет.

Название переводится с крымскотатарского как «старая крепость». Территория города занимала площадь 8.5 гектара, имея 1040 метров в длину и 170 в ширину.

Как добраться

Подъезжать к Эски-Кермен, на наш взгляд, лучше со стороны северной части («Дозор» на карте). Во-первых, с этой стороны есть кафе и торговая лавочка, где вы можете взять с собой воды перед подъемом и перекусить после прогулки. Во-вторых, касса, которая стоит у подножья, не работает по утрам, так что подъехав с северной части рано с утра, вы гарантировано прогуляетесь по Эски-Кермен бесплатно 😋

Подъезжая к Эски-Кермен

Как мы ехали:

Трасса Р-260 (участок Севастополь — Бахчисарай) — Съезд в Верхнесадовое — Пироговка — Фронтовое — Холмовка — северный подъезд к Эски-Кермен.

После Холмовки плохая проселочная дорога с выбоинами. Мы доехали, но лучше ехать так:

Трасса Р-260 (участок Севастополь — Бахчисарай) — съезд в Верхнесадовое — Пироговка — Фронтовое — Красный мак — северный подъезд к Эски-Кермен

(До Холмовки или Красного Мака вы можете добраться на рейсовом автобусе из Бахчисарая)

Тропа и окрестности Эски-Кермен

Мы начинали путь с северной части комплекса, огибали по кольцу и возвращались туда же. Сначала вам придется немного подняться вверх, метров 300. Подъем крутой, но не затяжной. Встретится лестница — это место в свое время служило «калиткой» входа через северные ворота. Через узкую щель было очень удобно отражать атаку противника.

Так выглядела лестница в 2016 году

В 2018 году лестница на тропе к Северному обзорному пункту заметно преобразилась

Поднявшись по лестнице, вы выйдете на развилку — идите направо. В этом случае, вы постепенно будете знакомиться с красотой Эски-Кермен. Обогнув бывшее поселение, в конце пути вы вернетесь по тропе слева к этой же лестнице.

На Северном дозорном пункте


Эски-Кермен. Западная часть. По дощечке не ходите, не смотрите на нас:)

Лишайник на скалах

Эски-Кермен имеет в своей структуре обрывы до 30 метров высотой, поэтому к краям подходить опасно.