Италия        18.12.2023   

Где и как образуется вулкан? Как образуется извержение вулкана? Вулканы - как образуются, почему извергаются и чем они опасны и полезны? Детям про вулканы и океан

На нашей планете находятся около полторы тысячи вулканов. Ежегодно из них извергаются только двадцать.

Существуют три основных вида вулканов. К первым относятся вулканы извергающие магму, ко второму относятся извергающие магму и пепел и к третьему типу относятся вулканы извергающие только пепел.

Слово «Вулкан» происходит от итал. vulcano, восходящ. к лат. Vulcanus «Вулкан» имя древнеримского бога огня. Так было принято в Древнем Риме, где вулканы считались жилищем огненного бога. Перечислить всех богов, которым поклонялись древние римляне, вряд ли является возможным, так как их количество исчисляется не одной сотней.

В средние века, верили, что вулкан – это вход в адское пекло (преисподнюю).

Один из самых больших вулканов мира называется Мауна-Лоа. С гавайского это буквально переводится как «Длинная гора». Вулкан занимает большую часть острова Гавайи и считается едва ли не самым активным в мире. Мауна-Лоу извергался ровно 33 раза с момента первого фиксирования в 1843 году. Последний раз вулкан «оживал» в 1984 году. Тогда примерно 30 тысяч акров земли было покрыто лавой, а площадь самого острова увеличилась на 180 гектаров.

В 50 км от Манилы на острове Лусон находится самый маленький на планете действующий вулкан. Он называется Тааль – по имени озера, где расположился его кратер в виде выступающего острова. Тааль извергался за период с 1572 года более 30 раз, последний раз это случилось в 1965 году.

В Испании есть церковь в кратере вулкана Санта Маргарита.

Самый высокий вулкан в мире с испанского переводится как «соленые глаза». Охос-дель-Саладо находится на границе Аргентины и Чили, и возвышается на 6891 метр.

Самым длительным периодом извержения в XX–XXI веках отличился Килауэа на Гавайях. Начав свою деятельность 3 января 1983 года, он непрерывно извергался на протяжении 29 лет.

Вулканы могут быть не только стихийным бедствием, но и причиной неожиданных событий в культурной жизни. Например, в 1816 году в Западной Европе и Северной Америке наблюдалась необычайно холодная погода, вызванная извержением вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава. Этот год получил прозвище «год без лета» и стал самым холодным с начала погодных наблюдений.

На некоторых вулканических островах, таких как Исландия и Гавайи, существуют черные пляжи . Их песок состоит из базальта, пирогенного камня, формирующегося, когда лава остывает и рассыпается на песчинки.

Земли, на которых расположены вулканы, являются самыми плодородными, благодаря тому, что извержение насыщает почву полезными веществами, такими как фосфор и калий.

Около двадцати процентов всех вулканов Земли являются подводными.

Птицы под названием малео использует тепло лавы для высиживания птенцов.

Слово лава заимствовано из итальянского (lava, лат. labor) и французского языка (lave) в 18 веке. Оно означает - «падаю, ползу, скольжу, спускаюсь (вниз)», или «то, что спускается» (вниз) в результате извержения вулкана. Лава при вытекании достигает скорости 100 километров в час. Лава у разных вулканов различна. Она отличается по составу, цвету, температуре, примесям и т. п.

В некоторых вулканических областях, таких как Исландия, горячая энергия магмы может использоваться для подогрева воды и приведения в действие электростанций. Этот тип энергии называется геотермальным (жар земли).

Вулканологи измеряют мощность извержения по Шкале Вулканических Извержений (VEI), где 0 означает самое слабое извержение, а 8 – самое сильное. Восьмерка обычно предназначается для мощнейших извержений, называемых в народе «супервулканами».

На сегодняшний момент самым ужасным извержение вулкана XX века считается извержение вулкана Мон-Пеле на острове Мартиника в Вест Индии в 1902 году. Тогда погибло более 30000 человек, а выжило ишь двое: сапожник, живший на краю острова, и заключенный, которого спасли толстые стены тюрьмы. .

В 1963 году подводный вулкан породил новейшую поверхность суши на Земле, остров Суртсей, который расположен недалеко от юго-западного берега Исландии.

Самый крупный выброс пепла в XX–XXI веках был зарегистрирован на вулкане Сент-Хеленс в 1980 году. За 9 часов гора извергла около 540 млн. тонн золы, рассеявшейся на территории площадью 57 000 квадратных метров.

В Австралии нет ни одного активного вулкана, так как она расположена в центре тектонической платформы.

В Древнем Риме имя Вулкан носил могучий бог, покровитель огня и кузнечного ремесла. Мы же называем вулканами геологические образования на поверхности суши или на океаническом дне, через которые из глубоких земных недр на поверхность выходит лава.

Часто сопровождаемые землетрясениями и цунами, извержения крупных вулканов оказывали существенное влияние на историю человечества.

Географический объект. Значение вулканов

Во время извержения вулкана по трещинам в земной коре на поверхность выходит магма, образующая лаву, вулканические газы, пепел, вулканические камни и пирокластические потоки. Несмотря на опасность, которую представляют для человека эти могучие природные объекты, именно благодаря исследованиям магмы, лавы и других продуктов вулканической деятельности нам удалось получить знания об устройстве, составе и свойствах литосферы.

Считается, что благодаря извержениям вулканов на нашей планете смогли появиться белковые формы жизни: извержения высвобождали диоксид углерода и другие, необходимые для формирования атмосферы, газы. А вулканический пепел, оседая, становился отличным удобрением для растений благодаря содержащимся в нем калию, магнию и фосфору.

Неоценимо важна роль вулканов в регуляции климата на Земле: наша планета во время извержения «выпускает пар» и охлаждается, что во многом спасает нас от последствий глобального потепления.

Характеристика вулканов

Вулканы отличаются от остальных гор не только составом, но и строгими внешними очертаниями. От кратеров на вершине вулканов вниз тянутся глубокие узкие овраги, образованные потоками воды. Существуют также целые вулканические горы, сформированные несколькими рядом расположенными вулканами и продуктами их извержений.

Однако вулкан далеко не всегда является горой, дышащей огнем и жаром. Даже действующие вулканы могут выглядеть как прямолинейные трещины на поверхности планеты. Особенно много таких «плоских» вулканов в Исландии (самый известный из них, Эльдгья, имеет длину 30 км).

Виды вулканов

В зависимости от степени вулканической активности различают: действующие , условно активные и потухшие («спящие») вулканы. Деление вулканов по активности весьма условно. Известны случаи, когда вулканы, считавшиеся потухшими, начинали проявлять сейсмическую активность и даже извергаться.

В зависимости от формы вулканов различают:

  • Стратовулканы - классические «огненные горы» или вулканы центрального типа конусообразной формы с кратером на вершине.
  • Вулканические расщелины или трещины - разломы в земной коре, через которые выходит на поверхность лава.
  • Кальдеры - впадины, вулканические котлы, образовавшиеся вследствие провала вулканической вершины.
  • Щитовые - называются так из-за большой текучести лавы, которая, протекая на многие километры широкими потоками, образует подобие щита.
  • Лавовые купола - образованы скоплением вязкой лавы над жерлом.
  • Шлаковые или тефровые конусы - имеют форму усеченного конуса, состоят из рыхлых материалов (пепел, вулканические камни, глыбы и т.д.).
  • Сложные вулканы.

Помимо наземных лавовых вулканов существуют подводные и грязевые (извергают жидкую грязь, а не магму) Подводные вулканы более активны, нежели наземные, через них происходит выброс 75% извергаемой из недр Земли лавы.

Типы извержения вулканов

В зависимости от вязкости лав, состава и количества продуктов извержения выделяют 4 основных типа извержения вулканов.

Эффузивный или гавайский тип - относительно спокойное извержение лавы, образовавшейся в кратерах. Выходящие при извержении газы образуют лавовые фонтаны из капель, нитей и комков жидкой лавы.

Экструзивный или купольный тип - сопровождается выделением газов в больших количествах, приводящих к взрывам и выбросам черных туч из пепла и обломков лавы.

Смешанный или стромболианский тип - обильный выход лавы, сопровождающийся небольшими взрывами с выбросами кусков шлака и вулканических бомб.

Гидроэксплазивный тип - характерен для подводных вулканов на мелководье, сопровождается большим количеством пара, выделяющегося при контакте магмы с водой.

Самые большие вулканы в мире

Самым высоким в мире является вулкан Охос-дель-Саладо , расположенный на границе Чили с Аргентиной. Его высота составляет 6891 м, вулкан считается потухшим. Среди активных «огненных гор» самым высоким является Льюльяйльяко - вулкан Чилийско-Аргентинских Анд высотой 6 723 м.

Самым большим (среди наземных) по занимаемой площади является вулкан Мауна-Лоа на острове Гавайи (высота - 4 169 м, объем - 75 000 км 3). Мауна-Лоа также один из самых мощных и активных вулканов мира: с момента своего «пробуждения» в 1843 году вулкан извергался 33 раза. Самым большим вулканом на планете является огромный вулканический массив Таму (площадь 260 000 км 2) , расположенный на дне Тихого океана.

А вот самое сильное извержение за весь исторический период произвел «невысокий» Кракатау (813 м) в 1883 году на Малайском архипелаге в Индонезии. Везувий (1281) - один из самых опасных вулканов мира, единственный действующий вулкан континентальной Европы - расположен на юге Италии близ Неаполя. Именно Везувий уничтожил Помпеи в 79 году.

В Африке самым высоким вулканом является Килиманджаро (5895), а в России - двухвершинный стратовулкан Эльбрус (Северный Кавказ) (5642 м - западная вершина, 5621 м - восточная).

Наталья Крайнова

Тип НОД : занятие по сообщению новых знаний

Вид НОД : комплексное занятие

Возраст детей : страшая группа (5-6 лет)

Програмное содержание :

Цель : познакомить детей с природным явлением - извержением вулканов , видами вулканов .

Задачи :

обучающие : знакомить детей со строением вулкана , причинами извержениями вулканов , рассказать о пользе и вреде вулканов для человека ;

развивающие : способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения экспериментов, развивать логическое мышление;

воспитывающие : воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Словарная работа : жерло, кратер, вулкан , лава, магма, вулканолог .

Предварительная работа : просмотр развивающего мультфильма "Почемучка. какие бывают вулканы ?".

Развивающая предметно-пространственная среда : макет вулкана , уксус, красная краска, жидкость для мытья посуды, сода, блокнот для фиксации наблюдений, компьютерная презентация "Мир вулканов ", стаканы с водой, камни, лупа.

Испольуемые технологии и методы : икт-технологии, игровые технологии, экспериментирование

1. Вводная часть :

Воспитатель : сегодня мы с вами снова пришли в нашу "Лабораторию ученых". Скажите, а для чего мы с вами приходим сюда?

Дети : чтобы изучить что-то новое и интересное

Воспитатель : сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и узнать то, что сегодня мы будем изучать и исследовать?

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

Дети : вулкан

Воспитатель : правильно! а что такое вулкан и как происходит его извержение, нам предстоит сегодня узнать! Вы поможете мне в этом?

Дети : да

2. Основная часть :

Воспитатель : ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 1 "Вулканы ") . Что вы видите на картинке?

Дети : вулканы

Воспитатель : правильно, это вулкан . На вид вулкан , это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость -лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим , а как только вулкан просыпается , то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими. (Слайд 2 "Какие бывают вулканы ?")

Дети : рассматривают изображение

Воспитатель : в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана (обращает внимание детей на стол , где стоит макет, давайте его рассмотрим.

Воспитатель и дети подходят к макету вулкана , организуется обсуждение :

1. Какой формы вулкан ?

2. На что он похож?

3. На что похожа его верхняя часть?

Дети : вулкан имеет форму конуса , похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.

Воспитатель : Правильно, вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.

(Слайд 3 "Извержение вулкана ")

Воспитатель : а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил ?

Дети : да, хотим

Воспитатель : в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта.

Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана "

Дети по очереди подходят в макету вулкана и добавляют в него соду, жидкость для мытья посуды, краску красную (гуашь, усус добавляет воспитатель.

Воспитатель : что вы наблюдаете?

Дети : как извергается вулкан , и лава вытекает на поверхность

Воспитатель : а теперь возьмите блокноты и зарисуйте опыт

Дети : схематично выполняют зарисовку опыта

Воспитатель : во время извержения вулкана , на поверхность вытекает не только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла , которые застывают и получается камень - пемза. (Слайд 4 "Вулканические камни ")

Давайте посмотрим на приготовленные на ваших столах камни и найдем среди них пемзу.

Дети : находят пемзу, среди остальных камней

Воспитатель : а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями (на примере гальки) и проведем опыт "Тонет-не-тонет"

Дети : бросают в стаканы с водой гальку и пемзу. Сравнивают, делают вывод : галька тонет в воду, так она тяжелые, а пемза нет

Зарисовка опыта в блокнот

Воспитатель : а теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух камней и сравним ее.

Дети : галька гладкая, а пемза имеет пористую поверхность

Воспитатель : а теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность камней в увеличенном виде

Дети : рассматривают камни, убеждаются в том, что пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому она не тонет в воде. Зарисовывают опыт.

Воспитатель : Все вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, а бывает лава вытекает "спокойно". И у нас в стране есть много вулканов . Почти все они находятся на Курильских островах и Камчатке

Слайд 5 "Вулканы Камчатки "

А как вы думаете опасно ли жить вблизи вулканов ?

Дети : размышляют, высказывают предположения

Воспитатель : проводит беседу "Есть ли польза от вулканов и какой вред они приносят?".

Воспитатель : ребята, а как выдумает можно ли заранее предсказать извержение вулкана ?

Дети : высказывают предположения

Воспитатель : извержение можно предсказать заранее и занимаются этим ученые - вулканологи

Слайд 6 "Профессия - вулканолог "

Заключительная часть :

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятии вы узнали много нового о вулканах . И сейчас мы с вами поиграем в игру "Найди вулкан " и проверим на сколько вы были внимательны

Слайд 7 "Где спрятался вулкан "

Дети : Находят на изображении на экране вулканы

Воспитатель : теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы сегодня были внимательны, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы сможете изучать и беречь нашу планету.

Литература : "Опытно-экспериментальная деятельность в доу. Конспекты занятий в разных возрастных группах". сост. Н. В. Нищева. - Спб. ,"Детство-Пресс", 2013, 320 с.


Публикации по теме:

«Таинственный мешочек». Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Конспект занятия с детьми средней группы «Таинственный мешочек» Программные задачи: Закреплять умение использовать в речи обобщающее понятие.

Программное содержание: Образовательные задачи: Продолжать учить детей выделять геометрические фигурыв формах окружающих предметов. Упражнять.

Интегрированное занятие с использованием ИКТ в старшей «Таинственный космос» Видео Программное содержание: - Закрепить знания детей о космосе (звезда, созвездие, солнечная система, планета); - Уточнить знания об исследованиях.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Таинственный мир насекомых» Тема занятия:"Таинственный мир насекомых" Пр. сод-е: О. -Закрепить представления детей о мире насекомых. Р. -Развивать навыки конструирования.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
















Назад Вперёд











Назад Вперёд

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе экспериментирования развивать стремление к познанию нового, вызвать положительные эмоции от изучения окружающего мира, показать родителям значение занятий кружка «Окошко в природу».

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом).
4. показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей.
5. показать взаимосвязь и взаимодействие всего живого и неживого на Земле.

Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность.
4. развивать коммуникативные и физические навыки в игровой деятельности.

Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.
3. развивать умение слушать, эмоционально откликаться на действия детей из других групп, способности социализации в большом коллективе.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, безопасность.

Технологии : игровые, экспериментирование, здоровьесберегающие (физкультминутка, эстафетная игра), мультимедийные (презентации, видеоматериалы.

Словарь : вулкан, земная кора, лава, кратер, жерло, пемза, туф

Материалы и оборудование : Глобус, магнитная доска с картинками календаря, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Вулканы», презентация «Фото из разных занятий кружка», видео «Шишкина школа» - урок природоведения «Вулканы» 6 мин., документальное видео «Путешествие на вулкан Толбачик на Камчатке» 2 мин, красные конусы с бумажным пламенем, мягкие игрушки для игры-эстафеты «Спасатели», музыка.

Оборудование для экспериментирования:

  • макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, десертная, чайная и столовая ложки;
  • прозрачная ваза с водой, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.

Предварительная работа.

Изготовление макета горы вулканического происхождения.

Для изготовления и формирования макета горы понадобилось: поднос, пластиковая бутылка, картон, скотч, пластилин.

Ход досуга

Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на стульчики.

Ведущий : Меня зовут Татьяна Андреевна. Я веду кружок «Окошко в природу». Сегодня мы пригласили на свое занятие всех ребят нашего сада и родителей. Вначале мы всегда делаем календарь погоды. Но сегодня я его сделала сама, а ребята расскажут о погоде.
(на магнитной доске - карточки календаря)

Дети : Время года - зима, осадки - снег, ветер слабый, на небе - пасмурно, на улице - холодно.

Ведущий : Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь:

Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(Вулкан)

Ведущий : Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Отправляемся в «Шишкину школу» на урок природоведения.

Видео с мультимедиа из серии «Шишкина школа» «Вулканы» 6 мин.

Ведущий : Где же находятся вулканы?

Дети : В горах.

Ведущий : Как найти горы?

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны? (Глобус).

Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? Каким цветом обозначают горы? (ответы детей).

Физкультминутка «Вулкан»

Стихотворение (Движения)

Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
(Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
(Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)
Последний раз огнём дыхнул -
(Сидя в присяде, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул.
(Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
Повторить - 2 раза. (сайт maam.ru)

Ведущий : Сейчас оправляемся в путешествие по планете Земля в поисках вулканов.

Презентация «Вулканы».

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Была у него кузница внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”

Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.

Слайд 3

Магму, выходящую наружу, называют лавой.

Слайд 4

Вместе с лавой из кратера выходит много вулканической пыли.

Слайд 5

Посмотрите, что случилось с автобусом, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии.

Слайд 6,7,8

Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана?
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет археологам удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне. И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.

Слайд 9

Большая часть вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко - один раз в 100 или 1000 лет, другие чаще.

Слайд 10

Лава после извержения вулкана застывает и превращается в твердую породу пемзу. Она используется в косметологии. С ее помощью счищают с кожи сильные загрязнения.

Экспериментирование «Плавучесть пемзы и гранита» - проверить плавучесть пемзы и гранита. В прозрачную вазу дети опускают по очереди камешки гранита и пемзы.

Слайд 11

Также застывшая лава со временем становится камнем. Он называется туф. Из него строят дома.

Слайд 12

Какую еще пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Выращивают виноград. Этот фермер собирает урожай на острове Лансароте.

Ведущий : А теперь скажите, а в России есть вулканы? Да. Их много на полуострове Камчатка. Сейчас совершим туда путешествие на вертолете.

Видеопутешествие на Камчатку вулкан Толбачик 2.5 мин.

Ведущий: А сейчас давайте с вами сделаем извержение вулкана. Нам потребуется макет вулкана, который помогли сделать ребята подготовительной группы. И различные вещества: сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, уксус, вода, воронка, ложки.

Экспериментирование «Извержение вулкана».

2-3 человека из подготовительной группы помогают насыпать ингредиенты, кроме уксуса. (Звучит тревожная музыка)

Ведущий : Начались извержения вулканов. В зону бедствия попали маленькие зверушки. Надо их спасти.

Игра-эстафета «Спасатели» (под музыку)

2 красных конуса, на верхушках которых пламя из красной гофрированной бумаги. Вокруг конусов небольшие мягкие игрушки. Дети в командах по очереди бегут к вулкану, обегают конус, берут одну мягкую игрушку и несут в больницу (обруч на противоположной стороне зала)

Ведущий : Молодцы. Всех спасли. На нашей планете Земля все связаны друг с другом. Главной задачей кружка является формирование экологического сознания детей, понимания, что все взаимосвязано. В заключение дети расскажут стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете». (Одеть шапочки разных зверей чтецам)

Все-все -
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны -
Мы все таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Ведущий : Посмотрите, что еще ребята делают на кружке «Окошко в природу»

Презентация «Фото из разных занятий кружка «Окошко в природу» » (Звучит красивая музыка)

Ведущий : До новых встреч!

Под песню «Все, все, все на свете нужны...» дети покидают зал.

Литература .

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128 с.

2. статья Ягуповой Н. В. Сайт planetadetctva.ru

3. статья Тюляковой С.А., Зайцевой О.С. Сайт www.maam.ru

24 августа 79 года люди в ужасе смотрели на своего покровителя и не могли понять: чем же они так прогневали богов. Как случилось, что их защитник внезапно стал извергать пламя, которое растекалось по земле и уничтожало все на своем пути? Жители Помпей уже знали: неожиданно для всех проснулся вулкан. Что это такое, какими бывают вулканы и почему они внезапно просыпаются, мы рассмотрим сегодня в этой статье.

Что такое вулкан?

Вулкан - своего рода образование на поверхности земной коры, которое время от времени способно извергать пирокластические потоки (смесь пепла, газа и камней), вулканические газы, а также лаву. Именно в зонах вулканической активности открываются возможности для использования геотермальной энергии.

Виды вулканов

Учёными принята классификация вулканов на действующие, спящие и потухшие.

  1. Действующими называют вулканы, которые извергаются в исторический период времени. Именно благодаря им можно понять, что такое вулкан и механизмы, которые заставляют его действовать, ведь непосредственное наблюдение за процессом дает намного больше информации, чем самые тщательные раскопки.
  2. Спящими называют вулканы, которые в настоящее время не действуют, однако, существует большая вероятность их пробуждения.
  3. К потухшим относят те вулканы, которые были активными в прошлом, однако на сегодняшний день вероятность их извержения приравнивается к нулю.

Какой формы бывают вулканы?

Если спросить школьника, какую форму имеет вулкан, он, несомненно, скажет, что тот похож на гору. И будет прав. Вулкан действительно имеет форму конуса, который образовался во время его извержения.

Вулканический конус имеет жерло - это своего рода выводной канал, по которому во время извержения подымается лава. Достаточно часто такой канал не один. Он может иметь несколько ответвлений, которые служат для вывода вулканических газов на поверхность. Жерло всегда заканчивается кратером. Именно в него выбрасываются все материалы при извержении. Любопытным фактом является то, что жерло открыто только в период активности вулкана. Остальное время оно закрыто, вплоть до следующего проявления активности.

Время, за которое сформировался вулканический конус, индивидуально. В основном оно зависит от того, какое количество материалов выбрасывает вулкан за время своего извержения. Некоторым для этого необходимо 10 тысяч лет, другие могут сформировать его за одно извержение.

Иногда случаются и противоположные процессы. Во время извержения вулканический конус рушится, и на его месте образовывается большая впадина - кальдера. Глубина такой впадины - не менее одного километра, а диаметр может достигать 16 км.

Почему извергаются вулканы?

Что такое вулкан, мы разобрались, но почему же происходит его извержение?

Как известно, наша планета не состоит из цельного куска камня. Она имеет свою структуру. Сверху - тонкая твёрдая «скорлупа», которую учёные называют литосферой. Её толщина составляет только 1% от радиуса земной шара. На практике это означает от 80 до 20 километров, в зависимости от того, суша это или дно океанов.

Под литосферой находится слой мантии. Его температура настолько высока, что мантия постоянно находится в жидком, или, скорее, вязком, состоянии. В центре находится твердое земное ядро.

В результате того, что литосферные плиты находятся в постоянном движении, могут возникать магматические очаги. Когда же они вырываются на поверхность земной коры, начинается извержение вулкана.

Что такое магма?

Здесь, наверное, необходимо разъяснить, что такое магма и какие очаги она может формировать.

Находясь в постоянном движении (хотя и незаметном для невооруженного глаза человека), литосферные плиты могут сталкиваться или наползать друг на друга. Чаще всего плиты, размеры которых больше, «побеждают» те, толщина которых меньше. Поэтому последние вынуждены погружаться в кипящую мантию, температура которой может достигать нескольких тысяч градусов. Естественно, при такой температуре плита начинает плавиться. Эта расплавленная порода с газами и парами воды и называется магмой. По своей структуре она более жидкая, чем мантия, а также более легкая.

Как происходит извержение вулкана?

Благодаря названным особенностям структуры магмы она начинает медленно подниматься и скапливаться в местах, которые называются очагами. Чаще всего такими очагами становятся места разлома земной коры.

Постепенно магма занимает все свободное пространство очага и за неимением другого выхода начинает подниматься по трещинам в земной коре. Если магма находит слабое место, она не упускает возможности вырваться на поверхность. При этом тонкие участки земной коры прорываются. Так происходит извержение вулкана.

Места вулканической активности

Так какие же места на планете, учитывая вулканическую активность, можно считать самыми опасными? Где расположены самые опасные вулканы мира? Давайте разбираться…

  1. Мерапи (Индонезия) . Это крупнейший вулкан в Индонезии, к тому же самый активный. Он не дает забыть о себе местным жителям даже на один день, постоянно выпуская дым из своего кратера. При этом каждые два года случаются небольшие извержения. Но и крупных не приходится долго ждать: они случаются раз в 7-8 лет.
  2. Если вы хотите знать, где находятся вулканы, то, наверное, должны совершить путешествие в Японию. Вот поистине «рай» вулканической активности. Взять, к примеру, Сакурадзима . Начиная с 1955 года, этот вулкан постоянно беспокоит местных жителей. Его активность и не думает уменьшаться, а последнее крупное извержение произошло не так давно - в 2009 году. Ещё сто лет назад вулкан имел собственный остров, однако благодаря лаве, которую он извергнул из себя, он сумел соединиться с полуостровом Осуми.
  3. Асо . И снова Япония. Эта страна постоянно страдает от вулканической активности, и вулкан Асо - тому подтверждение. В 2011 году над ним появилось облако пепла, площадь которого составила более чем 100 километров. С того времени ученые постоянно фиксируют подземные толчки, которые могут свидетельствовать только об одном: вулкан Асо готов к новому извержению.
  4. Этна . Это самый большой вулкан Италии, который интересен тем, что имеет не только главный кратер, но и множество мелких, расположенных по его склону. Кроме того, Этна отличается завидной активностью - небольшие извержения происходят раз в два-три месяца. Нужно сказать, что сицилийцы давно уже привыкли к такому соседству, и не боятся заселять склоны.
  5. Везувий . Легендарный вулкан меньше своего итальянского брата практически в два раза, но это не мешает ему установить множество собственных рекордов. К примеру, Везувий - это именно тот вулкан, который уничтожил Помпеи. Однако это не единственный город, который пострадал от его активности. По данным ученых, Везувий более 80 раз уничтожал города, которым не посчастливилось находиться недалеко от его склонов. Последнее сильное извержение случилось в 1944 году.

Какой вулкан на планете можно назвать самым высоким?

Среди названных вулканов достаточно много рекордсменов. Но какой же может носить титул "Самый высокий вулкан на планете"?

Нужно учитывать: говоря "самый высокий", мы не имеем в виду высоту вулкана над окружающей местностью. Речь идет об абсолютной высотной отметке над уровнем моря.

Так, самым высоким действующим вулканом в мире учёные называют чилийца Охос-дель-Саладо. Долгое время его относили к спящим. Такой статус чилийца позволял носить звание «Самый высокий вулкан в мире» аргентинцу Льюльяйльяко. Однако в 1993 году Охос-дель-Саладо произвел выброс пепла. После этого он был тщательно обследован учёными, которым удалось обнаружить в его жерле фумаролы (выходы пара и газа). Таким образом, чилиец изменил свой статус, и, сам того не зная, принес облегчение многим школьникам и учителям, для которых выговорить название Льюльяйльяко не всегда просто.

Ради справедливости нужно сказать, что Охос-дель-Саладо не имеет высокого вулканического конуса. Он возвышается над поверхностью только на 2000 метров. В то время как относительная высота вулкана Льюльяйльяко почти 2,5 километра. Однако не нам спорить с учёными.

Вся правда о вулкане Йеллоустон

Вы не можете похвастаться, что знаете, что такое вулкан, если ни разу не слышали о Йеллоустоне, который расположен в США. Что же нам о нём известно?

Прежде всего, Йеллоустон - это не высокий вулкан, но его почему-то называют супервулканом. В чем же здесь дело? И почему обнаружить Йеллоустон удалось только в 60-х годах прошлого века, да и то при помощи спутников?

Дело в том, что конус Йеллоустона разрушился после его извержения, в результате чего образовалась кальдера. Учитывая ее гигантские размеры (150 км), немудрено, что люди не могли увидеть её с Земли. Но обрушение кратера не значит, что вулкан можно переквалифицировать в спящие.

Под кратером Йеллоустона до сих пор находится громадный очаг магмы. Если верить подсчётам ученых, её температура превышает 800 °С. Благодаря этому в Йеллоустоне образовалось множество термальных источников, а, кроме того, на поверхность земли постоянно выходят струи пара, сероводорода и углекислоты.

Об извержениях этого вулкана известно не так уж много. Учёные считают, что их было всего три: 2,1 млн, 1,27 млн и 640 тысяч лет назад. Учитывая периодичность извержений, можно сделать вывод, что мы может стать свидетелями следующего. Нужно сказать, что если такое и в самом деле случится, Землю ожидает следующий Ледниковый период.

Какие беды приносят вулканы?

Даже если не учитывать того, что Йеллоустон может внезапно проснуться, извержения, которые могут приготовить для нас другие вулканы мира, также нельзя назвать безобидными. Они приводят к огромным разрушениям, особенно если извержение случилось внезапно и не было времени предупредить или эвакуировать население.

Опасность представляет не только лава, которая способна уничтожить всё на своем пути и вызвать пожары. Не стоит забывать и о ядовитых газах, которые распространяются на огромные территории. Кроме того, извержение сопровождается выбросами пепла, который способен покрыть огромные пространства.

Что делать, если вулкан «ожил»?

Итак, если вы оказались не в то время и не в том месте, когда неожиданно проснулся вулкан, что же делать в такой ситуации?

Прежде всего, нужно знать, что скорость лавы не такая уж и большая, всего 40 км/час, поэтому убежать, или точнее, уехать, от нее вполне реально. Делать это нужно самым кратким путём, то есть перпендикулярно её движению. Если же это невозможно по каким-то причинам, нужно искать укрытие на возвышенности. Необходимо учитывать и вероятность пожара, поэтому при возможности необходимо очищать укрытие от пепла и раскалённых обломков.

На открытой местности вас может спасти водоем, хотя многое зависит от его глубины и силы, с которой извергается вулкан. Фото, которые были сделаны после извержения, показывают, что перед такой мощной силой человек часто оказывается беззащитным.

Если вы оказались в числе счастливчиков, и ваш дом уцелел после извержения, будьте готовы к тому, что провести там придется не менее недели.

А самое главное, не доверяйте тем, кто говорит, что «этот вулкан уже тысячи лет спит». Как показывает практика, проснуться может любой вулкан (фото разрушений это подтверждают), только не всегда есть кому об этом рассказать.