Церкви, храмы        08.12.2023   

Гробница галерия. Арка и гробница Галерия. после освобождения от османского господства

Арка и гробница Галерия (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Арка и гробница Галерия (из-за архитектурных особенностей гробницу часто называют ротондой), украшающие один из районов Салоников , относятся к погребальному комплексу римского монарха Гая Галерия, правившего на рубеже 3-4 веков. На фоне современных зданий эти древние сооружения смотрятся просто невероятно и привлекают внимание жителей и гостей города. О том, для каких целей служили строения, исследователи спорят по сей день, но большинство считают, что комплекс был резиденцией императора.

Согласно историческим данным, арку воздвигли в 299 г., когда Галерий, бывший в то время тетрархом, завоевал Сасанидское царство. Арка была самостоятельной постройкой, но посредством галерей она соединялась с дворцом и мавзолеем, тем самым образуя большой комплекс.

Ротонду соорудили в 306 г. На тему ее предназначения есть несколько гипотез: она могла использоваться для официальных приемов, служить гробницей императора или выполнять функции храма.

К 5 веку из мавзолея сделали христианскую церковь, внеся изменения в его конструкцию - добавили купол, апсиду и нартекс - элементы, традиционные для христианской культуры. А пришедшие позже турки переделали здание в мечеть и пристроили к нему минарет, дошедший и до нашего времени.

Статус церкви сооружению вернули лишь в 20 веке. Также здесь открыли Музей христианского искусства. Сегодня арка и ротонда признаны главными городскими достопримечательностями и состоят в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть

В первую очередь стоит отметить архитектурные особенности построек. Арку составляли две части, соединенные кровлей, увенчанной продолговатым куполом на 4 колоннах. Однако сейчас от величественного строения остался только элемент западной стены длиной в 29 м. В начале 20 века под аркой проходили трамвайные линии, но в данный момент зона рассчитана на пешеходов. Прогуливаясь здесь, можно увидеть древние барельефы на колоннах, изображающие сцены из персидского похода Галерия.

Облик ротонды свидетельствует об ее отношении к мемориальным сооружениям позднеантичного периода. Толщина стен достигает 6 м, а венчает ее купол диаметром в 24,5 м. Стены купола и его верхнюю часть покрывает изысканная мозаика. Внутри помещения внимание привлекают части многовековых портретов, но более всего выделяется фреска Вознесения 9 века.

Жители Греции гордятся своими памятниками истории и культуры и тщательно оберегают их. Сейчас в ротонде проводятся богослужения и отмечаются значимые праздники.

Практическая информация

Как добраться: Доехать можно с транспортной станции Салоников KTEL Makedonia на автобусах №№ 8, 12, 31, 45 и 78, из аэропорта на автобусе № 78 и из центра города на автобусах №№ 02, 02А, 17, 24, 27 и 31. Выходить нужно на остановке Arch of Galeruis. Арка стоит возле дороги, от нее ведет аллея к ротонде. Вход на территорию бесплатный.

архитектура Древнего Рима Статус памятник Всемирного наследия Медиафайлы на Викискладе

Арка и гробница Галерия (греч. Aψίδα του Γαλερίου (Καμάρα), Τάφος του Γαλερίου ; Ротонда святого Георгия ) - сохранившиеся в городе Салоники части погребального (по другой версии дворцового) комплекса римского императора Галерия , построенного в конце III - начале IV веков . Гробница в начале V века стала христианской церковью, посвящённой Георгию Победоносцу , и получила своё второе название - Ротонда святого Георгия . С 1590 года гробница использовалась как мечеть , а после возвращения здания церкви в 1912 году в нём был открыт музей христианского искусства, и богослужения совершаются только по великим праздникам .

Арка Галерия

Арка Галерия (левая колонна - южная, правая - северная)

Для постройки арки, как и для мавзолея использовался кирпич. В основе арки чёткий четырёхфасадный план, близкий плану арки Януса в Риме . Изначально она состояла из двух частей (отдельных стен), соединённых кровлей, увенчанной продолговатым куполом на четырёх колоннах. Длина каждой стены составляла около 37 метров, толщина 3,7 метра. Стены находились на расстоянии в 9 метров друг от друга и имели три отверстия, украшенные арками : центральная 9,7 метров шириной, боковые по 4,85 метра. Высота центральной арки составляла 12,5 метров, а боковых - 6,5 метров. Все сооружение поддерживали шесть колонн, четыре из которых располагались в центральной части, а две в боковых частях. От боковых арок расходились два ряда крытых галерей, обрамлявших дорогу, а также одна галерея, перпендикулярная им, по направлению к Ротонде.

До настоящего времени сохранилась только часть западной стены длиной около 29 метров. Ранее под центральной аркой проходила улица Эгнатия (Via Egnatia), по которой в начале XX века двигалась конка , а затем трамвай . Сохранившаяся боковая арка была застроена домами. В настоящее время арка полностью раскрыта от поздних пристроек, а часть улицы, на которой она расположена, сделана пешеходной. В качестве краткого обиходного названия арки современные греки используют слово Камара (греч. Καμάρα - арка).

Скульптурные композиции

Колонны центральной арки облицованы каменными барельефами , расположенными в четыре пояса друг над другом. Пояса разделяются гирляндами из цветов и листьев. Над четвёртым (верхним) поясом имеется карниз , которым заканчивается скульптурное украшение арки. Под карнизом находится барельеф из ромашек .

Барельефы, изображающие сцены из персидского похода Галерия, относятся к образцам позднеримского искусства. На них без каких-либо промежутков изображено множество фигур, порой с явными анатомическими неточностями и нарушением пропорций (например, лошади изображены заметно меньшего размера, чем люди). Сами фигуры лишены свободы движений, характерной для произведений греческого и эллинистического периодов, однако надписи на арке позволяют предположить, что она была создана греческими мастерами. Арка относится к распространённому в то время стилю повествовательных (исторических) композиций и представляет собой один из лучших его образцов.

Основной темой барельефов является военный поход Галерия. Сцены изображают битвы, помилование пленников и оставление ими захваченных римлянами городов, и т. п. То, что события происходят на Востоке, подчёркивается присутствием в композициях таких животных, как слоны и верблюды .

Южная колонна
III С-З II С-В I Ю-В Северная колонна
I Ю-В
II Ю-З III С-З IV С-В
- Повозка, запряжённая слонами, подвозит дары Галерию Честь покорителю Востока Вылазка римлян у осажденного города Битва на земле курдов Пленные склоняются перед правителем -
- Аллегорическое жертвоприношение Триумфальное изображение победы Группа женщин Встреча персидских пленных Милосердие Галерия -
Вотум, Марс, Виртус и трофеи Вход персидских пленных в Антиохию Триумфальное изображение тетрархов Жертвоприношение Диоклетиана и Галерия Преследование персов у Тигра Вступление правителя Персонификации городов Верблюды с погонщиками
Добыча Рома и Виктория Виктория Персидское посольство с дарами к римлянам Добыча Добыча Добыча Добыча

Южная колонна

Повозка, запряжённая слонами, подвозит дары Галерию

Барельеф «Жертвоприношение »

  • Прибытие императора в один из восточных городов

Галерий посещает армянский город Ериза (современный Эрзинджан), где находился храм богини Анаит (богиня-мать в армянской мифологии). Слева изображены городские ворота, в которые въехал Галерий на двухколёсной повозке в сопровождении конных телохранителей , держащих копья и знамена. Жители города со знамёнами и цветами приветствуют императора. В правой части рядом с кипарисом изображён храм богини Анаит, в котором видна её статуя.

  • Честь покорителю Востока

Галерий изображён в правой части композиции, сидящим на камне цилиндрической формы. Он без доспехов, опирается на скипетр . Богиня Ника возлагает на него венок. К Галерию на повозке, запряжённой четырьмя слонами, подвозят дары. Повозкой управляет женщина с копьём и щитом, которая символизирует военную славу. Слоны являются символом того, что победа Галерия была одержана на Востоке.

  • Галерий принимает персидское посольство

Ротонда святого Георгия

Ротонда святого Георгия (видна пристроенная позднее алтарная часть)

История

Постройка Ротонды относится к 306 году . Существует несколько версий предназначения этого сооружения:

Предполагаемая реконструкция комплекса

Вероятно, в правление императора Феодосия I Великого (379-395) или около 400 года сооружение было превращено в христианскую церковь (возможно, мартириум) и его первоначальный план был изменён: был достроен купол (24,5 м) ротонды, с юго-востока пристроена апсида , с западной стороны - нартекс , здание окружено обходом-деамбулаторием . Первоначально храм, возможно, был посвящён Христу или Небесным Бесплотным Силам (архангелам). В V веке стены церкви до основания купола были выложены цветными мраморами , декорированы пилястрами , карнизами, арками и т. п. От первоначального убранства храма сохранились фрагменты мраморного амвона со сценой поклонения волхвов (с 1900 года находится в Археологическом музее Стамбула).

Мечеть в Ротонде (XIX век)

В 1591 году после завоевания Салоник турками церковь переделали в мечеть Сулеймана Хортаджи Эфенди , к ней был пристроен минарет , сохранившийся до настоящего времени и являющийся единственным минаретом в Салониках, оставленным после сноса минаретов города в 20-х годах прошлого столетия. После освобождения Салоник от турок в 1912 году Ротонда была возвращена христианам и в ней был организован музей христианского искусства. Однако, поскольку алтарь храма был восстановлен, на основе соглашения с Министерством культуры страны, по великим праздникам в нём совершается богослужение . В 1952 году была проведена реставрация здания и расчистка его мозаик. В 1978 году здание пострадало при землетрясении , но было вскоре восстановлено.

Церковью святого Георгия гробница Галерия стала именоваться по названию небольшой соседней церкви, которая являлась подворьем афонского монастыря Григориат . Предполагают, что туда в 1590 году были перенесены из Ротонды иконы и другие реликвии. Название «Ротонда » (из-за цилиндрической формы сооружения) вошло в обиход не ранее XVIII века.

Особенности архитектуры

Архитектурный тип Ротонды восходит к позднеантичным культовым и мемориальным сооружениям. Здание целиком выстроено из кирпича, толщина стен составляет около 6,3 метра, они прорезаны 8 глубокими нишами-камерами, заканчивающимися декоративными сводами. Сооружение увенчано куполом диаметром 24,5 метра. Изначально нижняя часть стен с внутренней стороны была облицована мрамором (облицовка не сохранилась), а верхняя часть и купол украшены мозаикой . При перестройки Ротонды под христианский храм (конец IV - начало V веков) в конструкцию были внесены следующие изменения :

  • для алтаря была расширена восточная ниша, что привело к нарушению цилиндрической формы стены и после землетрясения в XI веке восточная часть купола была разрушена и затем усилена двумя подпорными стенами;
  • вокруг первоначальной стены на расстоянии в 8 метров была построена вторая стена меньшей высоты, в результате чего первоначальная стена превратилась в круг из колонн, которые разделяют центральное пространство храма;
  • главный вход был перенесён с южной стороны к западной;
  • внутренние помещения были украшены мозаиками;
  • с запада к Ротонде был пристроен неф .

После указанных перестроек Ротонда стала напоминать трёхскатную базилику с цилиндрическими скатами.

Мозаики ротонды Святого Георгия

Алтарь в Ротонде

После превращения сооружения в христианский храм его купол был украшен мозаикой , частично сохранившейся до нашего времени и представляющей собой один из лучших образцов раннехристианских мозаик. Мозаики пережили период иконоборчества и остались неповреждёнными, вероятно, по причине того, что располагались слишком высоко на стенах и куполе.

  • мозаика купола

Мозаика купола сохранилась только в небольших фрагментах, на основе которых была воссоздана её общая композиция. В куполе ротонды на серебряном фоне изображён Христос , несущий золотой крест (уцелели фрагмент его поднятой руки, край золотого нимба и часть креста). Медальон с его образом, окружённый венком и полосой звёзд, несут 4 ангела (сохранились головы и крылья), между которыми помещен феникс на пальме - символ Воскресения (сохранилась только голова феникса), крест и 2 пальмы (символ Востока). Такая композиция, по мнению исследователей, является сценой второго пришествия Иисуса Христа перед Страшным судом .

  • мозаики стен

От мозаик среднего яруса сохранились лишь фрагменты 24 пар ног (ангелов или 24 апокалипсических старцев) и кромка земли, покрытой травой и усеянной красными и белыми цветами. В зоне ниже на 7 панелях (8-я разрушена), размером 6 на 8 метров, сохранились фигуры 17 мучеников (2 - фрагментарно) в позах орантов (то есть с воздетыми в молении руками), среди которых находятся не столь известные сегодня имена таких святых, как Роман, Кирилл, Лев, Онисфор, Евкарпий, Василиск, Порфирий, Филимон, Приск и Ферин. Около каждого из них написано его имя, профессия (епископ , пресвитер , врач, воин или флейтист), дата празднования дня его памяти. Возможно, выбор святых обусловлен их реликвиями , хранившимися в криптах (открыты при раскопках). Академик В. Н. Лазарев отмечает, что «фризообразная композиция купола церкви св. Георгия представляет, строго говоря, монументальный календарь ».

Фон каждой сцены с орантами - архитектурные постройки с величественным порталом , высокими куполами, фронтонами , поддерживаемыми аркадами , представляющие собой вариации некой базилики . На зданиях помещены фигуры павлинов и висящие лампады . Эти сооружения считают или архитектурными фантазиями в духе росписей Помпей и декораций фасадов скальных гробниц в Петре , или предполагают в них варианты изображения одного конкретного храма.

Мозаика святые Онисифор и Порфирий Фреска Вознесение Христово Мозаика святые Косьма и Дамиан

Цветовая гамма мозаик переливается золотом и серебром, выразительность живописи построена на мягком течении форм и традициях эллинистической и римской портретографии. Фигуры изображены в позах с лёгким разворотом, их жесты и физиогномика исполнены покоя, которой имеет целью показать стабильность естества, доступную лишь в горнем мире . Взгляд у святых мечтательный, вдохновлённый.

Время создания мозаик - предмет дискуссий в науке (конец IV - начало V веков ; середина или вторая половина V века; начало VI века). Наиболее вероятно, что, по аналогии со скульптурным портретом конца IV века и некоторыми другими мозаиками Салоник, убранство ротонды соответствует самой ранней из указанных датировок. Стиль мозаик характеризуется позднеэллинистическим влиянием, однако существует версия Й. Стржиговского , что изображённые на мозаиках ландшафты имеют

Риумфальная арка, построенная в 298-299 годах в честь победы в 298 году Галерия (бывшего тогда тетрархом) над сасанидским царством и захватом его столицы Ктесифона. Арка не являлась самостоятельным сооружением, а соединялась с галереями, ведущими к мавзолею.

Для постройки арки, как и для мавзолея использовался кирпич. Изначально она состояла из двух частей (отдельных стен), соединённых кровлей, увенченной куполом. Длина каждой стены составляла около 37 метров, толщина 3,7 метра. Стены находились на расстоянии в 9 метров друг от друга и имели три отверстия, украшенные арками: центральная 9,7 метров шириной, боковые по 4,85 метра. Высота центральной арки составляла 12,5 метров, а боковых 6,5 метров. До настоящего времени сохранилась только часть западной стены длиной около 29 метров.

Под центральной аркой проходила улица Эгнатия, по которой в начале XX века проходила конка. В настоящее время эта часть улицы сделана пешеходной.

Скульптурные композиции

Олонны центральной арки облицованы каменными барельефами, расположенными в четыре пояса друг над другом. Пояса разделяются гирляндами из цветов и листьев. Над четвертым (верхним) поясом имеется карниз, которым заканчивается скульптурное украшение арки. Под карнизом находится барельеф из ромашек.

Барельефы, изображающие сцены из персидского похода Галерия, относятся к образцам позднеримского искусства. На них без каких либо промежутков изображено множество фигур, порой с явными анатомическими неточностями и нарушением пропорций. Арка относится к распространённому в то время стилю повествовательных (исторических) композиций и представляет собой один из лучших его образцов.

Главной сценой барельефов является изображение жертвоприношения. На ней изображены Галерий и Диоклетиан, стоящие по бокам от алтаря и приносящие благодарственную жертву. Рядом с ними в образах женщин аллегорически изображены Мир , Вселенная , Согласие и Процветание . Также примечательны сцены встречи Галерия жителями города и аллегорические образы и Месопотамии в виде двух женщин, принимающих от Галерия извинения за их покорение.

Ротонда святого Георгия ===

=== История

Остройка Ротонды относится к 306 году. Существует три версии предназначения этого сооружения:

  • мавзолей Галерия, который не использовался по назначению (самая распространённая версия);
  • часть дворцового комплекса для официальных приёмов (в пользу этой гипотезы свидетельствует величественная галерея ведущая к ротонде от арки Галерия;
  • храм, посвященный Зевсу или самому Галерию.

Около 400 года сооружение было превращено в христианскую церковь и его первоначальный план был несколько изменён. В 1590 году церковь стала использоваться турками в качестве мечети, к ней был пристроен минарет, сохранившийся до настоящего времени. После освобождения Салоник от турок в Ротонде был организован музей христианского искусства, однако алтарь храма был восстановлен и по великим праздникам в нём совершается богослужение.

Изначально Ротонда называлась церковью ов или Асоматон (Бесплотных Сил). Своё нынешнее название в честь святого Георгия она получила намного позже от названия небольшой церкви, находившейся напротив её входа с западной стороны. Название «Ротонда » по причине её цилиндрической формы вошло в обиход не ранее XVIII века.

Особенности архитектуры

Отонда построена из кирпича, толщина стен составляет около 6,3 метра. В стене имеется восемь ниш, заканчивающихся декоративными сводами. Сооружение увенчано куполом диаметром 24,5 метра. Изначально нижняя часть стен с внутренней стороны была облицована мрамором, а верхняя часть и купол украшены мозаикой. При перестройки Ротонды под христианский храм в конструкцию были внесены следующие изменения:

  • для алтаря была расширена восточная ниша, что привело к нарушению цилиндрической формы стены и после землетрясения в XI веке восточная часть купола была разрушена и затем усилена двумя подпорными стенами;
  • вокруг первоначальной стены на расстоянии в 8 метров была построена вторая стена меньшей высоты в результате чего первоначальная стена превратилась в круг из колонн, которые разделяют центральное пространство храма;
  • главный вход был перенесен с южной стороны к западной;
  • внутренние помещения были украшены новыми мозаиками;
  • с запада к Ротонде был пристроен неф.

После указанных перестроек Ротонда стала напоминать трёхскатную базилику с цилиндрическими скатами.

Внутреннее убранство

Осле превращения сооружения в христианский храм его купол был украшен мозаикой, хорошо сохранившейся до нашего времени и представляющей собой один из лучших образцов раннехристианских мозаик.

Мозаичные композиции разделены на восемь частей (по числу ниш) и содержат изображения фантастических зданий с высокими куполами, фронтонами и арками. На фоне этих строений изображены двое (редко трое) молящихся святых с поднятыми руками, а рядом указаны даты празднования их памяти. Купол предположительно был украшен мозаикой с изображением Христа, несомого ангелами (в ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты голов ангелов).

Своды восьми ниш имеют декоративные мозаичные украшения с растительным и геометрическим орнаментом. Кроме мозаик в алтаре Ротонды сохранилась сильно пострадавшая от многочисленных выстрелов турок фреска Вознесения.

Литература

Папахатзис Н. Памятники Салоник . ISBN 960796405-5

  • Райс, Дэвид Тальбот. Искусство Византии . М., 2002.

Во времена римской империи, в Салониках была выстроена триумфальная Арка Галерия (Aψίδα του Γαλερίου (Καμάρα) в период с 298 по 305 годы после р.Х., в память победы императора Гай Галерий Валерий Максимиана над персидским царством и покорившим династию Сасанидов.

арка императора Галерия

Первоначальный вид арки императора Галерия состоял из восьми колонн в параллельных двух рядах (толщиной 3,7 метра и отстоящих друг от друга на 9 м.) с тремя сводчатыми проёмами, причём средний арочный проём значительно выше и шире.

Постройка являлась составной частью комплекса дворца императора в Салониках.

реконструкция

Центральные четыре колонны (облицованные мраморными плитами с изображением похода Галерия) были больше наружных и соединялись полукруглыми арками, на которые в свою очередь опирался массивный свод продолговатой формы с небольшим куполом в центре.

в направлении ротонды

Дворец императора располагался южнее.

ось юг-север

Эгнатия от Кассандрийских ворот, с запада

А другая улица – Виа Эгнатия, важная артерия, пересекающая город Салоники с запада на восток, проходила под аркой центрального свода (сквозь 4-е центральные колонны), и заканчивалась у , где находились Кассандрийские ворота (при цезаре Галерии, а сейчас находится фонтан «Синтривани»). Более подробную информацию о крепостных стенах вы сможете получить на обзорной экскурсии по Салоникам.

Ширина улицы Эгнатии (проходящей от Кассандрийских ворот сквозь арку на запад города) была около 10 метров.

Параллельно дороге располагались арочные своды, поддерживаемые колоннами на расстоянии 5,5 м., а в глубине был крытый портик и торговые ряды, наподобие проекта современной ул. Аристотеля.

виа Эгнатия

вход с юга

С юга располагался притвор – помещение прямоугольной формы (42×18 м.), остатки которого нашли под дорожным полотном. Уровень пола этой постройки был ниже относительно дороги Эгнатии (что под центральными колоннами в арке) на 0,9 метра и настил декорирован мозаикой с орнаментом мотивов флоры и геометрических форм.

мозаика в притворе

Выход из притвора с юга был шириной 18 метров, откуда вела величественная лестница из мрамора (найденная длинной 4 м., 11 ступеней), на широкую площадь. По мнению историков, оттуда уже жители могли перейти на ипподром, расположенный немного восточнее.

Южнее площади возвышался « » (Αψιδωτή αίθουσα) на одной оси с аркой и , остатки которого можно увидеть, прогуливаясь вдоль ул. Д.Гунари в Салониках.

старые фотографии арки Галерия

Одно из самых ранних изображений встречается на чеканке, выполненной по меди мастером Кузинери и датируется началом XIX века.


чеканка на меди

Во времена османского господства на этом месте было что-то вроде рынка: множество лавок и построек, преимущественно из дерева, использовали памятник, как часть стены, пренебрегая огромным культурным наследием греков.

Самое раннее фото было сделано в 1890 году, обнаруженное в личном архиве турецкого султана.


фотография из архива султана

Люди на рынке в процессе торговли, некоторые из них сидят. Постройка, вплотную примыкающая, на втором этаже заколочена досками, одноэтажные дома к востоку следуют вдоль оси.

На другом сниме, сделанном Полом Зепти, предположительно до 1908.


вид со стороны фонтана

Со стороны, если стоять спиной к синтривани (фонтану) в направлении площади Вардар, народ на рынке намеренно позирует в кадре.

после освобождения от османского господства

Распадавшаяся османская империя была лакомым куском и для сопредельных стран. В октябре 1912 года болгарские войска вступали в город с восточной стороны после того, как турецкий наместник подписал капитуляцию перед офицерами греческой армии.


болгарские войска

На фотографии 1915 года молодой ученик находится на первом плане.


в направлении Синтривани

Возле магазина видны сидящие женщины, под сводом проложены рельсы и ходит трамвай, достопримечательность очищена от примыкавших хибар. Одноэтажные доселе здания с восточной стороны сменили двухэтажными.

Того же периода и следующее фото.


чистильщики обуви

Где чистильщики обуви натирают сапоги солдатам французской армии.

В период между двумя мировыми войнами произошли изменения: часть зданий, к западу разрушена, и на их месте образовалась небольшая площадь.

Арка и ротонда в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник были включены в перечень объектов Всемирного наследия .

Арка Галерия

Для постройки арки, как и для мавзолея использовался кирпич. В основе арки чёткий четырёхфасадный план, близкий плану арки Януса в Риме . Изначально она состояла из двух частей (отдельных стен), соединённых кровлей, увенчанной продолговатым куполом на четырёх колоннах. Длина каждой стены составляла около 37 метров, толщина 3,7 метра. Стены находились на расстоянии в 9 метров друг от друга и имели три отверстия, украшенные арками : центральная 9,7 метров шириной, боковые по 4,85 метра. Высота центральной арки составляла 12,5 метров, а боковых - 6,5 метров. Все сооружение поддерживали шесть колонн, четыре из которых располагались в центральной части, а две в боковых частях. От боковых арок расходились два ряда крытых галерей, обрамлявших дорогу, а также одна галерея, перпендикулярная им, по направлению к Ротонде.

До настоящего времени сохранилась только часть западной стены длиной около 29 метров. Ранее под центральной аркой проходила улица Эгнатия (Via Egnatia), по которой в начале XX века двигалась конка , а затем трамвай . Сохранившаяся боковая арка была застроена домами. В настоящее время арка полностью раскрыта от поздних пристроек, а часть улицы, на которой она расположена, сделана пешеходной. В качестве краткого обиходного названия арки современные греки используют слово Камара (греч. Καμάρα - арка).

Скульптурные композиции

Колонны центральной арки облицованы каменными барельефами , расположенными в четыре пояса друг над другом. Пояса разделяются гирляндами из цветов и листьев. Над четвёртым (верхним) поясом имеется карниз , которым заканчивается скульптурное украшение арки. Под карнизом находится барельеф из ромашек . Барельефы, изображающие сцены из персидского похода Галерия, относятся к образцам позднеримского искусства. На них без каких-либо промежутков изображено множество фигур, порой с явными анатомическими неточностями и нарушением пропорций (например, лошади изображены заметно меньшего размера, чем люди). Сами фигуры лишены свободы движений, характерной для произведений греческого и эллинистического периодов, однако надписи на арке позволяют предположить, что она была создана греческими мастерами. Арка относится к распространённому в то время стилю повествовательных (исторических) композиций и представляет собой один из лучших его образцов.

Основной темой барельефов является военный поход Галерия. Сцены изображают битвы, помилование пленников и оставление ими захваченных римлянами городов, и т. п. То, что события происходят на Востоке, подчёркивается присутствием в композициях таких животных, как слоны и верблюды .

Южная колонна
III С-З II С-В I Ю-В Северная колонна
I Ю-В
II Ю-З III С-З IV С-В
- Повозка, запряжённая слонами, подвозит дары Галерию Честь покорителю Востока Вылазка римлян у осажденного города Битва на земле курдов Пленные склоняются перед правителем -
- Аллегорическое жертвоприношение Триумфальное изображение победы Группа женщин Встреча персидских пленных Милосердие Галерия -
Вотум, Марс, Виртус и трофеи Вход персидских пленных в Антиохию Триумфальное изображение тетрархов Жертвоприношение Диоклетиана и Галерия Преследование персов у Тигра Вступление правителя Персонификации городов Верблюды с погонщиками
Добыча Рома и Виктория Виктория Персидское посольство с дарами к римлянам Добыча Добыча Добыча Добыча

Южная колонна


  • Прибытие императора в один из восточных городов

Галерий посещает армянский город Ериза (современный Эрзинджан), где находился храм богини Анаит (богиня-мать в армянской мифологии). Слева изображены городские ворота, в которые въехал Галерий на на двухколёсной повозке в сопровождении конных телохранителей , держащих копья и знамена. Жители города со знамёнами и цветами приветствуют императора. В правой части рядом с кипарисом изображён храм богини Анаит, в котором видна её статуя.

  • Честь покорителю Востока

Галерий изображён в правой части композиции, сидящим на камне цилиндрической формы. Он без доспехов, опирается на скипетр . Богиня Ника возлагает на него венок. К Галерию на повозке, запряжённой четырьмя слонами, подвозят дары. Повозкой управляет женщина с копьём и щитом, которая символизирует военную славу. Слоны являются символом того, что победа Галерия была одержана на Востоке.

  • Галерий принимает персидское посольство

Ротонда святого Георгия

История

Постройка Ротонды относится к 306 году . Существует несколько версий предназначения этого сооружения:

Вероятно, в правление императора Феодосия I Великого (379-395) или около 400 года сооружение было превращено в христианскую церковь (возможно, мартириум) и его первоначальный план был изменён: был достроен купол (24,5 м) ротонды, с юго-востока пристроена апсида , с западной стороны - нартекс , здание окружено обходом-деамбулаторием . Первоначально храм, возможно, был посвящён Христу или Небесным Бесплотным Силам (архангелам). В V веке стены церкви до основания купола были выложены цветными мраморами , декорированы пилястрами , карнизами, арками и т. п. От первоначального убранства храма сохранились фрагменты мраморного амвона со сценой поклонения волхвов (с 1900 года находится в Археологическом музее Стамбула).

В 1591 году после завоевания Салоник турками церковь переделали в мечеть Сулеймана Хортаджи Эфенди , к ней был пристроен минарет , сохранившийся до настоящего времени и являющийся единственным минаретом в Салониках, оставленным после сноса минаретов города в 20-х годах прошлого столетия. После освобождения Салоник от турок в 1912 году Ротонда была возвращена христианам и в ней был организован музей христианского искусства. Однако, поскольку алтарь храма был восстановлен, на основе соглашения с Министерством культуры страны, по великим праздникам в нём совершается богослужение . В 1952 году была проведена реставрация здания и расчистка его мозаик. В 1978 году здание пострадало при землетрясении , но было вскоре восстановлено.

Церковью святого Георгия гробница Галерия стала именоваться по названию небольшой соседней церкви, которая являлась подворьем афонского монастыря Григориат . Предполагают, что туда в 1590 году были перенесены из Ротонды иконы и другие реликвии. Название «Ротонда » (из-за цилиндрической формы сооружения) вошло в обиход не ранее XVIII века.

Особенности архитектуры

  • для алтаря была расширена восточная ниша, что привело к нарушению цилиндрической формы стены и после землетрясения в XI веке восточная часть купола была разрушена и затем усилена двумя подпорными стенами;
  • вокруг первоначальной стены на расстоянии в 8 метров была построена вторая стена меньшей высоты, в результате чего первоначальная стена превратилась в круг из колонн, которые разделяют центральное пространство храма;
  • главный вход был перенесён с южной стороны к западной;
  • внутренние помещения были украшены мозаиками;
  • с запада к Ротонде был пристроен неф .

После указанных перестроек Ротонда стала напоминать трёхскатную базилику с цилиндрическими скатами.

Мозаики ротонды Святого Георгия

После превращения сооружения в христианский храм его купол был украшен мозаикой , частично сохранившейся до нашего времени и представляющей собой один из лучших образцов раннехристианских мозаик. Мозаики пережили период иконоборчества и остались неповреждёнными, вероятно, по причине того, что располагались слишком высоко на стенах и куполе.

  • мозаика купола

Мозаика купола сохранилась только в небольших фрагментах, на основе которых была воссоздана её общая композиция. В куполе ротонды на серебряном фоне изображён Христос , несущий золотой крест (уцелели фрагмент его поднятой руки, край золотого нимба и часть креста). Медальон с его образом, окружённый венком и полосой звёзд, несут 4 ангела (сохранились головы и крылья), между которыми помещен феникс на пальме - символ Воскресения (сохранилась только голова феникса), крест и 2 пальмы (символ Востока). Такая композиция, по мнению исследователей, является сценой второго пришествия Иисуса Христа перед Страшным судом .

  • мозаики стен

От мозаик среднего яруса сохранились лишь фрагменты 24 пар ног (ангелов или 24 апокалипсических старцев) и кромка земли, покрытой травой и усеянной красными и белыми цветами. В зоне ниже на 7 панелях (8-я разрушена), размером 6 на 8 метров, сохранились фигуры 17 мучеников (2 - фрагментарно) в позах орантов (то есть с воздетыми в молении руками), среди которых находятся не столь известные сегодня имена таких святых, как Роман, Кирилл, Лев, Онисфор, Евкарпий, Василиск, Порфирий, Филимон, Приск и Ферин. Около каждого из них написано его имя, профессия (епископ , пресвитер , врач, воин или флейтист), дата празднования дня его памяти. Возможно, выбор святых обусловлен их реликвиями , хранившимися в криптах (открыты при раскопках). Академик В. Н. Лазарев отмечает, что «фризообразная композиция купола церкви св. Георгия представляет, строго говоря, монументальный календарь ».

Фон каждой сцены с орантами - архитектурные постройки с величественным порталом , высокими куполами, фронтонами , поддерживаемыми аркадами , представляющие собой вариации некой базилики . На зданиях помещены фигуры павлинов и висящие лампады . Эти сооружения считают или архитектурными фантазиями в духе росписей Помпей и декораций фасадов скальных гробниц в Петре , или предполагают в них варианты изображения одного конкретного храма.




Мозаика святые Онисифор и Порфирий Фреска Вознесение Христово Мозаика святые Косьма и Дамиан

Цветовая гамма мозаик переливается золотом и серебром, выразительность живописи построена на мягком течении форм и традициях эллинистической и римской портретографии. Фигуры изображены в позах с лёгким разворотом, их жесты и физиогномика исполнены покоя, которой имеет целью показать стабильность естества, доступную лишь в горнем мире . Взгляд у святых мечтательный, вдохновлённый.

Кроме мозаик купола и в сводах обхода, в конхе апсиды церкви сохранилась сильно пострадавшая фреска Вознесения (IX век), представляющая собой показательный образец периода иконоборчества в Салониках

Напишите отзыв о статье "Арка и гробница Галерия"

Примечания

  1. . Проверено 16 июля 2009. .
  2. Jack Finegan. The archeology of the New Testament: the Mediterranean world of the early Christian Apostles. - Taylor & Francis, 1981. - С. 108-109. - ISBN 0709910061 .
  3. / Ответ. редактор Е.С. Голубцова. - Наука, 1985. - Т. 1.
  4. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 28-29. - ISBN 960796405-5 .
  5. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 32. - ISBN 960796405-5 .
  6. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 47. - ISBN 960796405-5 .
  7. Robin Cormack. Byzantine art. - Oxford University Press, 2000. - С. 26. - ISBN 0192842110 .
  8. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 48. - ISBN 960796405-5 .
  9. Converts: Webster"s Quotations, Facts and Phrases. - ICON Group International, Inc, 2008. - С. 282. - ISBN 0546698859 .
  10. Jack Finegan. The archeology of the New Testament: the Mediterranean world of the early Christian Apostles. - Taylor & Francis, 1981. - С. 111. - ISBN 0709910061 .
  11. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 48-49. - ISBN 960796405-5 .
  12. Robin Cormack. Byzantine art. - Oxford University Press, 2000. - С. 33. - ISBN 0192842110 .
  13. Robin Cormack. Byzantine art. - Oxford University Press, 2000. - С. 27. - ISBN 0192842110 .
  14. Лазарев В.Н. . Проверено 12 июля 2009. .
  15. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 51. - ISBN 960796405-5 .
  16. Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 58. - ISBN 960796405-5 .
  17. Strzygowski. Ursprung der christlichen Kirchenkunst, 101-103, 116-118

Литература

  • Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - 159 с. - ISBN 960796405-5 .
  • Jack Finegan. . - Taylor & Francis, 1981. - С. 108-111. - ISBN 0709910061 .
  • Janina K. Darling. Mausoleum of Galerius, Thessaloniki // . - Oxford University Press, 2000. - С. 84-86. - ISBN 0192842110 .

Ссылки