Европа        09.12.2023   

Крушение 31 октября. Синайская катастрофа: что известно о крушении российского А321 год спустя. Расследование причин трагедии над Синаем

Утром 31 октября над севером Синайского полуострова потерпел крушение российский авиалайнер Airbus-321 авиакомпании «Когалымавиа», на борту которого находилось семь членов экипажа и 217 пассажиров, среди которых 17 детей. В первые минуты информация об авиакатастрофе была крайне противоречивая. Были даже сообщения, что самолет цел.

Видимо, поэтому в петербургском аэропорту Пулково на звонок корреспондента «СП» о времени прибытия рейса 7K 9268 из Шарм-Эль-Шейха вежливый женский голос приветливо ответил: «По предварительной информации этот рейс несколько задерживается». После чего в телефонной трубке раздались короткие гудки. На часах было 11: 27.

К этому времени уже стало ясно, что самолет, увы, разбился.

Информация о трагедии с лайнером мгновенно разлетелась по просторам интернета. Минут через десять стал известен и предполагаемый район крушения Airbus-321 — центральный район Синая.

Мы снова набрали номер пулковской справочной. «Не уточните, а намного опаздывает самолет из Шарм-Эль-Шейха?». Голос в трубке, как показалось, уже менее приветливый, скорее напряженный, сообщил на этот раз кратко: «Информация уточняется». И — опять гудки, гудки…

Вскоре информация о прибытии самолета исчезла с табло…

Самолет, выполнявший рейс 9268 из Шарм-Эль-Шейха в Санкт-Петербург, вылетел из египетского аэродрома в 6.21 по московскому времени и через 23 минуты пропал с экранов радаров. Для поиска российского судна по тревоге была поднята в воздух военная авиация Египта.

Около 11 часов по московскому времени власти Египта подтвердили крушение российского лайнера. Место падения самолета было оцеплено, премьер-министр Египта Шериф Исмаил созвал кризисный комитет.

Как сообщают СМИ со ссылкой на свои источники, после взлета пилот сообщил диспетчеру на земле о технических неполадках, а через 18 минут после начала полета самолет запросил экстренную посадку в Каире. В аэропорту Шарм-Эль-Шейха сообщили, что экипаж лайнера несколько раз за последнюю неделю жаловался на неполадки с двигателем. По информации СМИ в эксплуатации воздушное судно было 18 лет. Самолеты семейства А320 имеют по два двигателя CFMI CFM56−5B, Pratt & Whitney PW6000A или IAE V2500-A5.

Как стало известно из сообщений от египетских властей, упавший самолет полностью разрушен. Предполагается, что все находившиеся на борту погибли. При этом в египетской службе безопасности заявили, что нет признаков того, что самолет был сбит.

В аэропорту Пулково создан штаб для помощи родственникам пассажиров судна. Два самолета Ил-76 и один Бе-200 МЧС РФ готовы вылететь в Египет со спасателями на борту. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что сотрудники посольства России в Египте выясняют подробности трагедии.

Вероятной причиной крушения российского пассажирского самолета на Синайском полуострове стала техническая неисправность, заявил Айман аль-Мукадам , возглавляющий комитет, сформированный в Египте для мониторинга последствий катастрофы.

По сообщению египетской газеты «Аль-Ахрам», эксперт отметил, что считает, что произошли «технические неполадки».

Читайте все новости о крушении российского самолёта в Египте

Со дня страшной авиакатастрофы над Синаем, унесшей жизни 224 человек, прошёл год. Этот период стал очень тяжёлым испытанием для родственников погибших. В СМИ то и дело появлялись новые фотографии с места крушения самолёта, а в социальных сетях мошенники пытались нажиться на чужом горе, выдавая себя за членов семьи жертв теракта. После гибели их родных одни ушли глубоко в себя, вторые стали делить детей и жилплощадь, а третьи до сих пор не могут похоронить своих близких, ведь тела шестерых человек всё ещё не опознаны. АиФ.ru узнал, как родственники погибших над Синаем живут спустя год после трагедии.

Встречающие до последнего надеялись, что самолёт приземлится в Петербурге. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Последнее желание — найти виновных»

Через год после крушения аэробуса А321 над Синаем расследование дела о гибели 224 человек продолжается. Те, кто подложил бомбу в самолёт, до сих пор не найдены, однако недавно экспертам удалось выявить конкретное место, где находилась взрывчатка: террористы спрятали тротил между детскими колясками в хвосте борта. Новая информация о ходе расследования появляется в средствах массовой информации практически каждый день, но большинство родственником погибших не следят за этими новостями: всё равно близких уже не вернёшь, а постоянные напоминания о трагедии лишь бередят ещё свежие раны.

Сотрудники МЧС оказывали родственникам пассажиров рейса психологическую помощь. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Петербурженка Наталья Завгородняя , которая потеряла 31 октября 2015 года своих родителей, посвящает всё свободное время помощи брошенным животным. «Наташа с головой ушла в работу, — рассказывают друзья девушки. — Это помогает отвлечься от горя. Наташа помогает животным, ищет им новый дом. Все публикации и сюжеты причиняют ей ещё большую боль». Мама Алексея Громова , который погиб вместе с женой Татьяной и 10-месячной дочкой Дариной , наоборот, внимательно следит за ходом расследования. По словам женщины, для неё жизнь закончилась, но осталось одно последнее желание: чтобы виновные в смерти её детей и внучки, «самого главного пассажира» рейса № 9268, были наказаны.

Родственники пассажиров самолета пытались найти информацию о рейсе. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Компенсация за смерть родных

В настоящее время денежные компенсации получили все семьи погибших. По миллиону рублей родственники выплатили петербургские власти, и ещё миллион — страховая компания. Правда, для получения этих денег некоторым людям пришлось потратить немало времени и нервов. Оказалось, что компенсации предусмотрены только для ближайших родственников — детей и родителей. Компенсаций за погибших внуков, бабушек или дедушек нужно было добиваться в суде. С такой проблемой столкнулась семья Шеиных , которая потеряла в авиакатастрофе не только взрослых детей, но и троих внуков. Сейчас все денежные вопросы, наконец, улажены.

Порядка 70 семей, с которыми работал адвокат Игорь Трунов , получат дополнительно по миллиону долларов от американской лизинговой компании International Lease Finance Corporation, владельца разбившегося аэробуса. До судебных разбирательств дело не дошло: предприятие уже подтвердило готовность осуществить выплаты. Большинство же семей не стали обращаться к известному адвокату: многим хватило уже полученных трёх миллионов рублей. К тому же, как известно, деньгами горя не унять.

После страшной новости информацию о рейсе убрали с электронных табло Пулково. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Возвращение блудного отца

Именно денежные отношения и стали яблоком раздора во многих семьях погибших. Так, после катастрофы отец погибшей Алисы Витальевой , который не общался с дочерью уже много лет, сразу же объявился на горизонте. При крушении самолёта погибла и мать девочки, его бывшая супруга Ирина. Когда Денис и Ирина Витальевы развелись, женщина воспитывала дочку одна, а бывший муж никак не участвовал в жизни девочки и не выплачивал алименты: у него появилась новая семья. Тем не менее, Ирина была спокойна за будущее девочки, ведь Алиса должна была унаследовать квартиру её бабушки, матери Ирины. Когда произошла трагедия, отец девочки сразу же примчался в Петербург, получил за её гибель компенсацию в размере 3 миллионов рублей и заявил своей бывшей тёще, Елене Степановне Войтенко , что теперь по закону он претендует на половину её квартиры, поскольку Алиса уже не вступит в наследство.








63-летняя пенсионерка была возмущена такой наглостью, но тогда ей было не до выяснения отношений: слишком велика была боль от утраты любимых дочери и внучки. Тем временем Денис Витальев, понимая, что закон на его стороне, написал заявление о вступлении в наследство. В настоящее время конфликт между бывшими родственниками остаётся открытым: им предстоит пройти множество судебных разбирательств. «Он не воспитывал свою дочь и не помогал материально, — рассказывает бабушка Алисы. — А теперь написал заявление о вступлении в наследство, хотя и обещал не претендовать на мое жильё. Он решил отобрать у меня последнее!».

31 октября 2015 года около аэропорта дежурили сотрудники МЧС и скорая помощь. Фото: АиФ/ Яна Хватова

6 человек до сих пор не похоронены

Брат Ирины Витальевой Александр , в отличие от своего нерадивого зятя, не пытался отбирать ни у кого имущество, а организовал благотворительный фонд помощи родственникам погибших в катастрофе над Синаем «Рейс 9268». Потерявший сестру и племянницу петербуржец нашёл в себе силы, чтобы поддержать других людей. Александр организовывает в городе акции памяти и ведёт активную работу по согласованию памятника жертвам теракта.

По данным фонда, несколько семей до сих пор не могут похоронить своих родных: шестеро погибших до сих пор не опознаны. Их останки весь год хранятся в петербургском крематории, но не подлежат экспертизе по установлению личности. Люди терпеливо ждут, что вновь обнаруженные в Египте останки после изучения передадут в Петербург, чтобы родственники могли опознать и похоронить своих погибших близких. Если процедура опознания так и не состоится, останки шестерых человек захоронят в братской могиле.

Ровно через год после трагедии, в 7 часов 14 минут 31 октября, в Троицком соборе Петербурга пройдёт панихида по погибшим пассажирам рейса 9268. В этот день их родственники снова соберутся вместе, чтобы вспомнить тех, кого уже не вернуть.

В память о жертвах катастрофы над Синаем в Петербурге создали 224 летящих журавлей. Фото: Благотворительный фонд "Рейс 9268"

Ровно год назад над Синаем в результате теракта потерпел крушение российский самолет. В авиакатастрофе погибли 224 человека. На месте падения лайнера наша страна провела беспрецедентную поисковую операцию, были найдены все уцелевшие детали самолета. Следственный комитет заявил, что будет продолжать уголовное дело до тех пор, пока не будут установлены все причастные к этому террористическому акту. 31 октября в России вспоминают жертв этой страшной трагедии.

Траурный молебен начался в 07:15 - это время, когда самолет ударился о землю. Надежда Волкова в той чудовищной авиакатастрофе потеряла сына Николая. Вместе с женой Лерой он улетел в свадебное путешествие. Им было по 32, передает .

"Я не помню, как ехала домой. Когда пришла, муж крушил все, бил, кричал: "Их больше нет. Нет, понимаешь?" А я не верила. А он мне: "Смотри, списки пошли", - вспоминает Надежда Волкова.

Борт А321 компании "Когалымавиа" выполнял чартерный рейс номер 9268 по маршруту Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Через 23 минуты после взлета лайнер пропал с радаров. Спустя еще два часа самолеты ВВС Египта обнаружили обломки в центральной части Синайского полуострова.

В петербургском аэропорту "Пулково" на электронном табло все это время горела строка: прибытие в 12 часов 09 минут. Потом всех родных, встречающих этот рейс, пригласили пройти в автобус и увезли подальше от телекамер. Так началось утро 31 октября 2015 года. Вечером к терминалу "Прибытие" люди понесли цветы.

В авиакатастрофе над Синаем погибли 224 человека, среди них семь членов экипажа и 25 детей. Почти все пассажиры были жителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Крушение самолета А321 стало самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации и крупнейшей катастрофой в истории Египта.

Международное расследование причин трагедии продолжается до сих пор. Предварительные итоги будут оглашены до конца года. Об этом в минувший четверг сообщили российские информагентства со ссылкой на египетские СМИ. В расследовании принимают участие представители России, Египта, Франции, Германии, Ирландии, США, а также консультанты компании Airbus Industry.

"Есть общая версия, которая стала уже главной, что за катастрофой над Синайским полуостровом стоят террористы египетской ячейки ИГ (деятельность организации запрещена в России - прим.ред. )", - рассказал главный редактор журнала "Национальная оборона", директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

Взрывное устройство подложили в багаж прямо в аэропорту Шарм-эль-Шейха. Оно сработало в воздухе. Авиалайнер упал с высоты почти 10 тысяч метров, и летел по дуге вниз, теряя высоту, со скоростью 30 метров в секунду. В России версия о взрыве на борту А321 самодельного взрывного устройства мощностью до килограмма в тротиловом эквиваленте официально была озвучена 16 ноября 2015 года на совещании у президента.

Египетские власти стали последними, кто официально признал гибель авиалайнера террористическим актом. Президент Египта впервые публично заявил об этом лишь в феврале, спустя четыре месяца после авиакатастрофы.

"Для Египта признание организации теракта подобного рода, связанного с перемещением туристов, - это катастрофа для туристической области. Собственно, что и происходит сегодня в Египте. Целый год они пытаются восстановить туристический поток, который является главной составляющей египетской экономики", - пояснил директор Международного института новейших государств, политолог Алексей Мартынов.