Ориентирование        27.11.2023   

Почему 7 чудес света. Семь чудес света нашего времени: описание. Египетские пирамиды в Эль-Гизе

Пирамиды Гизы

Каждый человек, вне зависимости от уровня образования и социального статуса, еще со школьной скамьи слышал о семи чудесах света , представлявших собой величайшие памятники человеческой цивилизации с древних времен. Немногие помнят весь список, да и практически все они не сохранились, однако и в наше время предпринимаются попытки составить новые, альтернативные списки достопримечательностей, способных составить конкуренцию древним творениям человеческого гения.

Первыми, кто постарался сформулировать человеческие достижения в виде списка чудес света , были античные авторы древней Эллады, чье письменное наследие дошло до наших дней.

Семь чудес света древнего мира

Статуя Зевса в Олимпии

«Отец истории» Геродот был первым, кто указал на архитектурные чудеса, существовавшие в его время. В его труде упоминаются три величественных строения на греческом острове Самос — горный тоннель, храм Геры и дамба.

Висячие сады Семирамиды

Начиная с Геродота, перечень достопримечательностей рос, изменялся и дополнялся другими греческими авторами, пока не был сформулирован в окончательном виде, как список из семи пунктов.

Исторически и географически 7 чудес света Древнего мира имеют отношение к территориям, завоеванным Александром Македонским в IV веке до нашей эры.

Они были разбросаны по всем территориям Ойкумены – от древнего Египта до Вавилона и древней Греции.

Мавзолей в Галикарнасе

Самым древним чудом света, но по иронии судьбы единственным сохранившимся до наших дней является главная египетская достопримечательность — Пирамида Хеопса , входящая в комплекс . При выборе новых семи чудес света пирамида была удостоена звания «Почетного Кандидата».

Храм Артемиды в Эфесе

Второе чудо света, полумифические Висячие сады Семирамиды , существовали 7 веков, пока не погибли при наводнении I века до н.э.

Третье чудо, огромная храмовая статуя Зевса в Олимпии , выполненная из слоновой кости, драгоценных сортов дерева и инкрустированная золотом, простояла 9 столетий, но сгорела в пожаре в V веке н.э.

В турецком городе Сельчук и поныне можно видеть руины четвертого чуда света, храма Артемиды в , который в свое время превосходил размерами огромный храм Юпитера в .

Статуя Колосса Родосского

Галикарнасский мавзолей просуществовал дольше всех других достопримечательностей древнего мира (за исключением Пирамиды Хеопса).

Удивительный архитектурный памятник гордо возвышался в течение 19 веков, но стихия одолела и его – мавзолей был разрушен землетрясением.

Маяк в Александрии

Руины колоссального строения в настоящее время можно увидеть в турецком Бодруме.

Землетрясения же погубили и два других древних памятника — бронзовую статую Колосса Родосского (уничтожен в III веке до н.э.) и в Египте (был разрушен в XIV веке).

Новые семь чудес света

В начале 21 века, 7 июля 2007 года, в день «трёх семёрок», в столице Португалии Лиссабоне были названы новые семь чудес света, каждое из которых вполне может составить конкуренцию утраченным архитектурным сокровищам.

Проект был организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вебера. Выборы новых семи чудес света из известных архитектурных сооружений мира происходили посредством SMS-сообщений, телефона или интернета. В рамках отбора достопримечательностей было принято около 100 миллионов голосов, но так как условия не запрещали голосовать несколько раз, этот список почти сразу же после публикации стал вызывать сомнения.

Тем не менее, в настоящее время это самый известных из подобных рейтингов и потому, наряду со является основным ориентиром для туристов, активно путешествующих по миру с

Великая Китайская Стена

Один из бесспорных лидеров списка - один из крупнейших и древнейших памятников архитектуры в мире. Общая её протяженность составляет 8851,8 км, на одном из участков проходит вблизи Пекина. Строительство началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, т. е., около миллиона человек.

Сегодня стена является символом Китая, как для самих китайцев, так и для иностранцев. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись, сделанную Мао Цзе Дуном — «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене, ты не настоящий китаец».

Мачу-Пикчу

Знаменитая статуя Иисуса Христа, с распростертыми руками и обращенным на город взором, высится на вершине горы Корковаду в . У подножия монумента установлена смотровая площадка, с которой открываются изумительные виды на песчаные пляжи, огромную чашу , залив и пик Сахарная голова, похожий по своим очертаниям на кусок сахара.

Белый Храм Ват Ронг Кхун

Наряду с основными списками чудес света существуют и продолжают составляться новые, альтернативные перечни - авторские и по итогам опросов.

статуя Свободы в Нью-Йорке

В качестве современной альтернативы знаменитой пирамиды Хеопса была предложена стеклянная пирамида парижского (Франция).

Самым ярким среди современных храмовых комплексов считается открытый в 1997 году буддистский в Таиланде. Этот храм по мнению журналистов вполне способен затмить руины храма Артемиды в . Среди других подобных сооружений - построенный в 1604 году в Амритсаре (Индия), в (Япония) и храм Святого Семейства в Барселоне (Испания).

Храмовый комплекс Ангкор-Ват, Камбоджа

Дубайский «Сад чудес» (ОАЭ), где на площади 72 тыс. кв. м растут 45 миллионов цветов, также (по мнению журналистов) может конкурировать с Висячими садами Семирамиды . Также вполне соответствуют формальным критериям королевские ботанические сады Кью (Великобритания), королевский парк цветов Кёкенхоф (Нидерланды) и сады (Франция).

Сравниться со 137-метровым Александрийским маяком по красоте в наши дни способны маяки в Линдау (Германия) и маяк «Кейп-Флорида» (США). А маяк Джидда (Саудовская Аравия) почти догоняет Александрийский по высоте - 133 метра.

Акрополь в Афинах

Статую Зевса в Олимпии, по логике журналистов, сегодня может затмить Золотой Будда в (Таиланд) - самая большая в мире золотая статуя божества. При этом совершенно не важно, что Будда далеко не так суров и гневлив, как Зевс-Громовержец.

И у Мавзолея в Галикарнасе нашлись последователи в современном мире, это звание было присвоено мавзолею и Мавзолею В.И.Ленина в Москве.

Дворец и крепость Альгамбра

И, наконец, статую колосса Родосского журналисты сопоставили со статуей в (Бразилия), которая сопоставима с древним сооружением не только по высоте, но и расположению у моря.

В то же время некоторые новые списки чудес нашего времени намеренно сужаются, чтобы охватить достопримечательности по расположению или времени создания.

Остров Пасхи

Так, например, неоднократно составлялись рейтинги по странам (в России, Португалии, Бельгии и других) или определялись исключительные объекты подводного мира (трещины, рифы, острова и даже подводные руины).

В финале же конкурса за звание рукотворных новых чудес света также оказались другие не менее достойные достопримечательности, причем некоторые из них по мнению многих людей гораздо более достойны оказаться в финальном списке «самых-самых».

Тимбукту

В частности, очевидную конкуренцию могла бы составить превосходящая его по размерам и установленная на 40 лет раньше американская . Также весьма удивляет тот факт, что в окончательном списке семи чудес не упоминается камбоджийский - крупнейшее культовое сооружение из когда-либо созданных людьми.

Все эти великие памятники человеческой цивилизации оказались в списке претендентов, наряду с , Сиднейской оперой , в испанской Гранаде, Эйфелевой башней , Московским Кремлем, , скульптурами-моаи на , замком , буддийским храмом в и городом .

Семь новых чудес природы

Водопады Игуасу

парк Комодо

Семь новых чудес природы - это конкурс, также организованный швейцарской некоммерческой организацией «Корпорация Нового Открытого Мира» (NOWC), которая с помощью всемирного народного голосования нашла семь самых удивительных природных мест на Земле.

Проект «Семь новых чудес природы» стартовал в конце 2007 года. До 07.07.09 происходило выдвижение и предварительный отбор всех кандидатов, среди которых была и российская природная жемчужина - озеро Байкал . Голосование было завершено к мистической дате - 11.11.11.

В число главных чудес природы вошли самая длинная река мира - Амазонка и ее джунгли ; самая крупная подземная река - на территории Филиппин.

— Великая китайская стена, которая является воистину неимоверным объектом, на которую было потрачено огромное количество средств, материалов, и человеческих жизней.

Невиданная по своим размерам конструкция вызывает восторг, когда мы только можем задумываемся о тогдашнем уровне техники. К сожаления не вошла в список , из-за молодого возраста, но поистине вдохновляет масштабами не меньше чем пирамиды Хиопса.

Город Петра

— Город Петра — этот объект, также по праву был включен в новые семь чудес света, так как он представляет собой большой город, полностью вырубленный в горах.

Мастерство рабочих поражает даже по современным критериям, а если снова же вспомянуть, что этому городу несколько тысяч лет, то можно с решительностью утверждать — это истинное волшебство.

Скульптура Христа

— Скульптура Христа — популярная нам по бразильским телесериалам, высочайшая конструкция, венчающая возвышение в Рио. Высота статуи 38м., пъедистал 8м., вес статуи составляет 1145 тонн, размах рук 30м.

Мачу-Пикчу

— Мачу-Пикчу — индейский город, который сохранился до наших дней, и представляет монумент старой цивилизации инков. Новые семь чудес света ставят его на одно место с китайской стеной и египетскими пирамидами, тут есть на что просмотреть.

Пирамида Чичен Итца

— Чичен Итца — эти пирамиды, ставшие монументом второй величавой цивилизации — майя. Тут сохранились древнейшие статуи, строения, изобретения, фактически в безупречном состоянии, которые сохранились до наших дней. Даже отдельные предметы мебели были найдены здесь.

Римский Колизей

— Римский Колизей — место, где проходили схватки гладиаторов, пропитанные кровью и ужасными рассказами, последними вздохами людей и зверей. Новые чудеса света включают Колизей не только из-за его красоты, но из-за истории, деяний в древних произведениях, повествованиях и рассказах.

Тадж Махал

— Тадж Махал — овеянный романтичным нимбом, храм, выстроенный в память одной из самой популярной истории любви в мире, считается наилучшим примером архитектуры стиля Мугал, сочетающий в себе элементы индийского, персидского и исламского стилей архитектуры.

Египетские пирамиды

— Египетские пирамиды — они были включены в новые восемь чудес света, так как египтяне разобиделись из-за того, что их чудо не вошло в список наилучших. Решено было уважить просьбу, так как конструкция заслуживает восторг.

Современному человеку подвластно многое: люди покоряют космическое пространство, раскрывают все новые и новые загадки природы - всего и не перечислить. Поразить воображение современного человека все труднее, ведь на его глазах осуществляются самые дерзкие мечты, когда-либо созданные неудержимой человеческой фантазией.

Однако то, что сегодня кажется необыкновенным чудом и вершиной творческой мысли, спустя несколько десятков лет станет таким же обыденным и привычным, как, например, телевидение для нас с вами сейчас. Тем не менее, остаются вещи, которые способны удивлять вне зависимости от времени, на которые через многие поколения будут как сегодня смотреть с восхищением и, наверное, трепетом. Вы наверняка догадались, что я говорю о «чудесах света» .

Как известно, существовало семь чудес света, которые теперь принято называть «чудесами света древнего мира». До наших дней сохранилось лишь одно из них - это легендарные пирамиды Гизы в Египте. Поэтому по инициативе швейцарца Бернара Вербера был организован проект , призванный определить, какие из существующих ныне сооружений и достопримечательностей достойны называться «чудесами света».

Некоммерческой организацией «New Open World Corporation» было проведено всемирное голосование, в котором приняли участие более 90 миллионов человек по всему миру. Из нескольких десятков претендентов на звание одного из семи чудес света были выбраны победители, а итоги конкурса объявлены в Лиссабоне 7 июля 2007 года, в «день трех семерок».

Итак, приглашаем Вас посмотреть фото новых семи чудес света, а также почитать их краткие описания:

Местоположение: Китай

Это самое крупное архитектурное сооружение в мире, протяженность стены составляет 8851,8 километров. была построена для защиты северных границ Китайской империи от набегов кочевников. Сегодня стена по праву считается одним из величайших сооружений, когда-либо построенных человеком. Это самая посещаемая достопримечательность в мире – более 40 миллионов туристов в год приезжают в страну, чтобы своими глазами увидеть Великую китайскую стену. Кстати, один из участков стены проходит недалеко от столицы Китая - Пекина .

Местоположение: Италия, Рим

Это самый крупный из древнеримских амфитеатров, полноправный символ Вечного города , едва ли не самый узнаваемый памятник архитектуры в мире. Его второе название – Амфитеатр Флавиев - получено в честь династии Флавиев, правившей тогда в Древнем Риме и организовавшей постройку амфитеатра. В Колизее долгое время проводились гладиаторские бои и другие увеселительные зрелища для гостей и жителей Рима.

Местоположение: Перу

Легендарный древний город инков, расположенный на территории современного Перу. Мачу-Пикчу получил прозвище «город среди облаков» благодаря своему местоположению – он находится на вершине одного из горных хребтов, на высоте 2450 метров над уровнем моря. Город был построен правителем инков Пачакутеком как императорская резиденция – «священный горный приют».


Местоположение: Иордания

Знаменитый высеченный из камня город Петра, расположенный на территории современной Иордании. Город разместился в долине Арава, в каньоне Сик, со всех сторон окруженном отвесными скалами. Войти в долину можно только через узкие ущелья, которые являются своеобразными воротами города. Большинство построек города выдолблено в скалах из красного песчаника – даже название города «Петра» переводится как «скала». Более полумиллиона туристов в год приезжают посмотреть на таинственный город из камня. Кстати, финальные сцены знаменитого фильма Стивена Спилберга «Индиана Джонс и последний крестовый поход» снимались именно здесь, в Петре.

Местоположение: Индия

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал из белого мрамора расположен в городе Агра в Индии, на берегу реки Джамна. Это настоящая жемчужина мусульманского мира, лучший пример архитектуры индийского, персидского и исламского стилей. Великолепный мавзолей построен императором Шах-Джаханом в честь жены, умершей при родах.

Согласно одной из легенд, на противоположном берегу реки должно было быть построено абсолютно идентичное здание из черного мрамора, а соединять их должен был мост из серого мрамора. Сегодня Тадж-Махал посещают миллионы туристов в год, он, несомненно, заслуженно занял свое место в списке новых семи чудес света.

Местоположение: Бразилия, Рио-де-Жанейро

Следующее чудо света – великолепная статуя Христа-Искупителя на вершине горы Корковаду в бразильском Рио-де-Жанейро. Статуя считается символом Рио и всей Бразилии, входит в число высочайших скульптур в мире. Высота статуи составляет 38 метров, размах рук – 30 метров, вес статуи – 1145 тонн.

Местоположение: Мексика, Юкатан

Древний город Чичен-Ица – политический и культурный центр государства майя, расположенный на полуострове Юкатан в Мексике. По мнению археологов, Чичен-Ица был одним из религиозных центров, так называемых «мест силы» культуры майя.

Местоположение: Египет

Формально Пирамиды Гизы не входят в число семи новых чудес света, но присутствуют здесь как внеконкурсный, почетный кандидат. Египетские пирамиды – единственное из семи чудес света древнего мира, дошедшее до наших дней. Экскурсии к пирамидам регулярно проводятся из столицы Египта и пользуются большой популярностью у туристов.

Семь чудес Древнего мира - список прославленных античных памятников, составленный древними историками и путешественниками, в том числе «отцом истории» Геродотом.

Список неоднократно редактировался, и его классический вариант был сформирован 2,2 тыс. лет назад благодаря стараниям Филона Византийского. В список «Семи чудес Древнего мира» вошли: пирамида Хеопса, «висячие сады» Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и маяк на о. Фарос в Александрии.

Пирамида Хеопса, Египет

Пирамида Хеопса, или Большая пирамида является единственным из 7 чудес света, сохранившихся до наших дней. Возраст сооружения - 4500 лет. 120 тысяч египтян в течение 20 лет в поте лица воздвигали грандиозную фараонову усыпальницу. Пирамида Хеопса сложена из 2,5 миллионов блоков весом по 2,5 тонны каждый. Без использования цемента и других скрепляющих веществ блоки настолько плотно подогнаны друг к другу, что зазор между ними не превышает 0,5 мм.

Первоначально пирамида имела высоту 147 метров, но и сегодня, когда её вершина разрушена, а самая высокая точка находится на отметке 138 метров, усыпальница Хеопса по-прежнему производит величественное впечатление. Почти 4000 лет, до XIV века нашей эры Пирамида Хеопса носила титул высочайшего сооружения в мире.

Висячие сады Семирамиды, Азия

Около 600 г. до н.э. на территории современного Ирака шумел древний Вавилон. Своего наивысшего расцвета город достиг при царе Навуходоносоре II, который заключил военный союз со своим главным врагом - Ассирией и породнился с мидийским царём Киаксаром, женившись на его дочери Амитис (Семирамиде). Для своей жены царь приказал разбить знаменитые «висячие сады». Сады размещались на четырёхъярусной площадке, напоминающей вечноцветущий зелёный холм. Основание террас было сложено из каменных блоков, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Затем шёл двойной слой кирпича, ещё выше - свинцовые пластины, предотвращающие просачивание поливной воды. Поверх этой конструкции был уложен плодородный слой почвы, на котором выращивали деревья, пальмы, цветы. Великолепные сады, вознесённые на большую высоту, казались настоящим чудом света в знойной, пыльной Вавилонии.

Статуя Зевса, Олимпия, Греция

В 435 году до н. э. в Олимпии - одном из святилищ Древней Греции - был построен величественный храм в честь повелителя богов - Зевса. Внутри храма помещалась огромная 20-метровая статуя бога-олимпийца, восседающего на троне. Скульптура была изготовлена из дерева, поверх которого наклеивались пластины из слоновой кости, имитирующей верхнюю обнажённую часть тела Зевса. Одежда и обувь бога покрыты золотом. В левой руке Зевс держал скипетр с орлом, а в правой - статую богини победы.

Храм Артемиды, Эфес, Турция

Храм Артемиды был построен в 560 г. до н.э. царем Лидии Крезом в городе Эфесе на побережье Малой Азии. Огромный беломраморный храм обрамляли 127 колонн высотой 18 метров. Внутри находилась статуя Артемиды - богини плодородия, изготовленная из золота и слоновой кости. В 356 году до н.э. один тщеславный житель Эфеса - Герострат поджёг храм, решив таким образом прославиться и увековечить своё имя. Святилище Артемиды было отстроено заново, но в 263 году его разрушили и разграбили готы.

Мавзолей в Галикарнасе, Турция

Правитель Карии Мавсол ещё при жизни в 353 году до н.э. начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе (современный Бодрум, Турция). Грандиозное погребальное сооружение высотой 46 метров, опоясанное 36 колоннами и увенчанное изваянием колесницы, произвело столь сильное впечатление на современников, что с тех пор все монументальные гробницы стали называть мавзолеями по имени царя Мавсола.

Колосс Родосский, Греция

Гигантская статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса была установлена у входа в Родосский порт в 292 - 280 гг. до н. э.. Стройный юноша-бог, изваянный в полный рост, держал в руке факел. Между ног статуи проплывали корабли. Всего 65 лет Колосс Родосский простоял на своём месте: в 222 г. до н.э. его разрушило землетрясение. Обломки скульптуры перевозили на 900 верблюдах.

Александрийский маяк, Египет

Новые семь чудес света — проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Он был организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вебера. Выборы новых семи «чудес света» из известных архитектурных сооружений мира происходили через SMS, телефон или интернет. Итог был объявлен 7 июля 2007 года.

Колизей или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

В древнем Риме сохранилось много исторических монументов, но самый необыкновенный из них — Колизей, в котором обреченные на смерть люди отчаянно дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима. Он стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Грандиозный Колизей изумлял всякого, кто впервые попадал в столицу империи. Это — символ Рима и его вековой истории, самый большой и красивый стадион античного мира.

Амфитеатр — римское изобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ диких экзотических зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их друг с другом в смертельной схватке.

Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н. э. понадобилось новое сооружение. Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., желая ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов, распорядился начать в 72 году н. э. строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой. Амфитеатр поначалу называли Флавиевым (Amphiteatrum Flavium).

Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома. Подобный выбор места был весьма выгоден не только с технической, но и с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней декадентской роскошью. Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для ублажения личных капризов императора.

В окружности Колизей достигает 527 метров, он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров. Высота не разрушенной части составляет 57 метров. Четыре этажа постройки могли вместить 80 тысяч человек. На колоннах верхнего яруса крепился гигантский балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца. Внутри здание было выложено мрамором, а по фасаду — травертином (пористой породой, широко использовавшейся в античную эпоху как строительный материал), плиты которого скрепляли железные скобы. Под покрытым слоем песка деревянным полом арены начинались многочисленные подземные ходы. Во время представлений по этим ходам при помощи специальных механизмов поднимали декорации, зверей, гладиаторов и их вооружение. Публику отделяла от арены металлическая решетка. Попасть внутрь здания можно было через одну из 80 арок первого яруса.

Он был торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, императором Титом. По этому случаю устроили праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. За тот период времени на арене Колизея убили 5 тысяч хищников, привезённых из северной Африки и сотни гладиаторов. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено. Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане.

Отличительная особенность этого сооружения — большое число ярусов. Его архитектура показывает, сколь гениально — просто можно упорядочить и направить движение несметных людских скопищ. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. Четыре основных входа позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Всё это говорит о высоком инженерном и архитектурном уровне конструкции. Но нужно также заметить, что там не было туалетов со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

Места в Колизее распределялись в соответствии с социальным статусом зрителей. Нижние предназначались для представителей высших слоев общества — государственных чиновников, жрецов, весталок. На верхних ярусах сидели простолюдины. Императорская ложа — подиум с просторной террасой — находилась у самой арены. Ближайшие к ней ряды отводились для богатых патрициев и почетных гостей. Амфитеатр был разделен на сектора, каждый из которых имел порядковый номер.

Имя архитектора, которому принадлежит проект амфитеатра, — неизвестно, но предполагают, что им был Рабирий, явившийся впоследствии автором дворца Домициана. Снаружи амфитеатр целиком покрыт травертином и имеет четыре яруса. Три нижних представляют идущие по всему профилю арочные пропеты, разрезанные пилястрами и полуколоннами в канонической последовательности: на первом ярусе — дорическими, на втором — ионическими, а на третьем — коринфскими. Четвертый, верхний ярус, достроенный несколько позже, представляет собой сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами и прорезанную небольшими окнами. На венчающем карнизе до сих пор сохранились отверстия, куда вставляли опоры для натяжения яркого тента, защищающего зрителей от зноя. Каждому арочному пролету первого яруса соответствовал вход на места для зрителей: 76 из этих входов были пронумерованы (на арках до сих пор можно видеть римские цифры); четыре главных входа предназначались: один — для императорской свиты, другой — для весталок, третий — для судей и последний — для почетных гостей.

В Колизее работали 36 лифтов, управляемые вручную рабами. Каждый лифт могли поднимать до 10 рабов. На них также перевозили и диких животных. В 523 году н. э., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников. На этом античном стадионе показ гладиаторских боёв продолжался до V века н. э.

В центре римского Колизея находилась арена, окружённая стрельцами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. Вокруг арены была сооружена терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап. Остальные зрительные места были разделены на три яруса. Нижний ярус — знатные вельможи и богатые коммерсанты, второй — для свободных граждан Рима среднего сословия, последний — для простого люда. На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота Classis Miseniensis. Что они там делали? Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого здесь была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управлении парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Под ареной находились специальные проходы, которые использовались про проведении спектаклей, а также клетки с дикими зверями. Создатели Колизея сконструировали сложную систему проходов и подъемников, по которым разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье попадали прямо на арену. В Колизее существовало 2 специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили победители или помилованные гладиаторы, через другой выносили мертвых.

Вход в Колизей был бесплатным. Многие императоры заботились об увеселении своего народа, таким образом, его можно было легче держать под контролем. Для этой же цели перед входом на стадион бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Среди зрителей насчитывалось много женщин, которые являлись ярыми поклонницами этих кровавых зрелищ.

Гладиаторские бои начинались с рассветом и заканчивались в сумерки, а некоторые праздничные представления продолжались в течение нескольких дней. Спектакль обычно открывался выступлением празднично одетых гладиаторов, под их ногами находился деревянный настил, посыпанный песком для впитывания крови.

Первым номером программы значились калеки и клоуны: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины — состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей. Сначала выступали дрессированные звери, а потом на арену выпускали диких, которых натравливали друг на друга или на вооруженных людей. Любовь римлян к таким зрелищам приводила к массовому истреблению животных. Но намного более жестокими были бои сражавшихся не на жизнь, а на смерть гладиаторов. Их набирали из рабов, осужденных преступников или военнопленных. Основным оружием гладиаторов был короткий обоюдоострый меч — гладиус. Когда смертельно раненные бойцы падали, на арену выходил мужчина в костюме Харона (персонаж греческой мифологии — перевозчик мертвых в загробный мир). Тело выносили, кровавое пятно присыпали песком, а место погибшего гладиатора занимал следующий. Тот, кто был тяжело ранен, мог лечь на пол и просить зрителей о пощаде. Если толпа считала, что он сражался доблестно, то скандировала «Mitte!» («Освободи его!»). Но если бойцу не удавалось снискать симпатии публики, следовало неумолимое «Ingula!» («Убей его!»). В Колизее всемогущий цезарь не противоречил желаниям подданных: по требованию «Mitte!» он поднимал большой палец вверх, даруя гладиатору жизнь, а иногда и свободу, тогда как после выкриков «ingula!» опускал палец вниз, приговаривая бойца к смерти.

Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей — бестиариев. Зрелища с животными особенно любила римская чернь. Высшая знать предпочитала гладиаторские бои. Бестиариев готовили в специальной школе. У них были свои традиции, своя форма и свой профессиональный жаргон. В ходе пышных торжеств по случаю открытия Колизея в 80 году н. э. гладиаторами было убито около 5 тысяч львов, гиппопотамов, слонов, зебр. Огромное количество зверей погибло и в 248 году, во время празднеств в честь 1000-летия Рима.

Кровавые бои гладиаторов были запрещены только в 404 году н. э. В 523 году н. эр., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников.

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии, Павел III — паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Растаскивание камня, угрожавшее полностью уничтожить древний памятник, прекратил лишь в середине XVIII века папа Бенедикт XIV, установивший на здании крест, а вокруг него ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя и освятивший его как место мученической смерти многих христиан. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Нынешний вид амфитеатра — почти торжество минимализма: строгий эллипс, выполненные в трех ордерах три яруса, точно просчитанной формы арки. Изначально же к каждой арке прилагалось по статуе, а гигантский проем между стенами при помощи специального механизма затягивался холстом.