ОАЭ        13.01.2024   

Потерян день отдыха из за задержки рейса. Рейс задержан из-за непогоды: что делать пассажиру. Позднее прибытие авиалайнера


В этом году авиапассажирам пришлось изрядно понервничать. Вспомните: в апреле был вулкан. Исландский огнедышащий монстр с именем-скороговоркой Эйяфьяллайокудль на неделю парализовал небо над всей Европой. Еще были дикие пробки по дороге "Шереметьево", забастовки авиадиспетчеров - испанских, английских и греческих...

Но под занавес года погода прямо-таки измывается над путешественниками. Перед католическим Рождеством сотни тысяч человек застряли в аэропортах Европы: из-за сильных снегопадов и гололеда не работали аэропорта Парижа, Брюсселя, Франкфурта, Лондона и других европейских городов.

В воскресенье, 26 декабря, коллапс случился уже в аэропортах российской столицы. Больше всего проблем испытали пассажиры, которые должны были вылетать из "Домодедово": крупнейшая воздушная гавань Москвы осталась без электричества и перестала принимать и отправлять самолеты (свет отключили из-за того, что оборвались обледеневшие провода). Вовремя не улетели как минимум сто самолетов. В "Шереметьево" были задержаны не меньше 60 рейсов. Подробнее читайте здесь.

С перебоями ходили "Аэроэкспрессы" в "Домодедово", которые всегда были спасением от пробок.

А ведь как раз в эти выходные многие россияне улетали на новогодние каникулы - на курорты или в гости к родственникам. Во время предпраздничного ажиотажа аэропорты и так работают с повышенной нагрузкой - только из московского авиаузла на Новый год организована 1000 специальных чартерных рейсов. А тут еще и погода подкузьмила...

Но даже если в понедельник погода будет идеальной (прогноз читайте здесь), на восстановление нормальной работы аэропортов столицы потребуется время. Ведь надо отправить и те рейсы, что должны были вылететь в воскресенье, и работать по расписанию. В таких ситуациях приоритет у регулярных рейсов. Если летите на отдых чартером, шансов застрять в зале ожидания больше.

А под самый Новый год, 30 декабря, синоптики обещают сильный снегопад... В общем, собираться в "елочный" отпуск стоит, вооружившись инструкцией на случай погодного форс-мажора.

1. Перед тем как выезжать в аэропорт, проверьте информацию о вылете вашего рейса на онлайн-табло аэропорта. Табло всех воздушных гаваней столицы и многих зарубежных городов есть на сайте "Комсомолки". Правда, во время отключения электроэнергии в "Домодедово" не работал ни сайт аэропорта, ни онлайн-табло. Но такое все же случается редко.

2. Сделайте все, чтобы избежать пробок (я понимаю, в Москве это звучит чуть ли не как издевка, особенно перед Новым годом, да еще при гололеде и снегопаде. Но поэтому и важно). Езжайте не на автомобиле, а на метро и "Аэроэкспрессе". Опять же бывают исключения: летом были случаи, когда застревали скоростные поезда по дороге в "Шереметьево", в воскресенье с большими опозданиями шли экспрессы в "Домодедово". Но в большинстве случаев железная дорога все-таки надежнее.

3. Зарегистрируйтесь на рейс на сайте авиакомпании. Так вы получите запас по времени на случай задержки по дороге в аэропорт. Ведь для регистрации надо быть в аэропорту минимум за полтора часа до вылета. А если у вас уже распечатан посадочный талон, вы и за 40 минут до отправления имеете шанс успеть на свой самолет.

Мы собрали типичные ситуации, с которыми, увы, нередко сталкиваются авиапассажиры - и в России, и за границей. Советами помогают юристы, специализирующиеся на правде в области туризма: директор юридического агентства "Персона Грата" Георгий Мохов и директор юридической консультации "Визит" Анна Гладун.

Опоздали на рейс: застряли в пробке, из-за снега не ходили автобусы или что-то из этой "оперы"...

Увы, ни пробке, ни снегу претензию не напишешь, в суд на них не подашь. Согласно пункту 80 Федеральных авиационных правил пассажир должен не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Опоздание будет рассматриваться как добровольный отказ пассажира воздушного судна от полета позднее чем за 24 часа до вылета. По закону в этом случае вам должны вернуть деньги за билет. Правда, за вычетом сбора, размер которого не может превышать 25% (согласно ст. 108 Воздушного Кодекса РФ).

С требованием о возврате денег надо обращаться непосредственно в авиакомпанию. В аэропорту ищите стойку перевозчика или его представителя. Чтобы претендовать на возврат денег, отказ от перелета надо оформить в письменном виде, иначе получится, что вы не уведомили авиакомпанию о своем отказе.

Рейс задержан, вы кукуете в зале ожидания.

Согласно п. 99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", авиакомпания обязана за свой счёт и вне зависимости от причин задержки рейса организовать хранение багажа и предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет.

Ждете больше 2 часов - вам должны дать прохладительные напитки и предоставить возможность сделать два бесплатных телефонных звонка или послать два сообщения по электронной почте. А это полезнее, чем напитки - особенно если сидите в заграничном аэропорту, а в роуминге проговорили кучу денег.

Опоздание на 4 часа - горячий обед или ужин. Обычно кормят в кафе аэропорта. Если застрянете дольше, потом кормить должны каждые 6 часов днем и каждые 8 часов в ночное время.

Задержка рейса на 6 часов в ночное время и на 8 часов днем - вас обязаны разместить в гостинице и довезти до нее, а также обратно в аэропорт.

Правила одинаковы в любом случае - из-за непогоды застрял самолет или из-за поломки. Куда за всем этим обращаться? К представителю авиакомпании. Если не нашли или зависли в маленьком аэропорту, обратитесь на стойку информации аэропорта.

Если что-то из этого списка не было оказано и пассажиру пришлось получать эти блага за собственные деньги, авиакомпании придется по чеку возместить все расходы.

Кроме того, авиаперевозчик должен выплатить штраф каждому пассажиру в размере 25% МРОТ (проще говоря, 25 рублей) за каждый час просрочки, но не больше 50% стоимости билета (ст. 120 Воздушного кодекса). Правда, штраф нельзя взыскать, если просрочка произошла вследствие действия непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо из-за иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В самолет посадили, а он не взлетает: катают по полю, или лайнер просто стоит на месте. Такое часто бывает в сложных погодных условиях, или когда в аэропорту "пробка", или при неисправности самолета.

Это та же задержка рейса. Вам должны предоставить напитки и еду, исходя из тех же норм.

Вы летите со стыковкой. Первый рейс задержался, в итоге опоздали на второй.

В аэропорту вылета надо получить отметку в билете (распечатке электронного билета), что ваш самолет не смог вылететь вовремя по такой-то причине, был задержан на такое-то время.

В аэропорту пересадки обратиться к представителю авиакомпании с просьбой перебронировать билет на другой рейс. Здесь-то и потребуется отметка в билете, подтверждающая вашу невиновность в опоздании.

Обычно билет меняют без проволочек. Тем более что чаще всего оба рейса выполняет одна авиакомпания или перевозчики, входящие в один авиационный альянс (крупных альянсов в мире три: Sky Team - в него входит "Аэрофлот", Star Alliance, One World).

Но может оказаться, что ближайший борт лишь завтра. Компенсировать траты на гостиницу и питание должна авиакомпания - виновник опоздания. Собирайте чеки, квитанции и прочие подтверждения расходов. И по возвращении пишите претензию с требованием возместить убытки, причиненные некачественным исполнением услуги по авиаперевозке.

Если вас заставят покупать новый билет за свои кровные, то его стоимость (вместе с неустойками и компенсациями) вы также вправе будете требовать с авиакомпании, чей рейс задержался. Для этого сначала передайте письменную претензию о компенсации убытков, а в случае отказа либо если вам не ответили в течение 10 дней, можете идти в суд.

Из-за задержки рейса пропали день или два отдыха.

Как правило, добиться компенсации реально уже после возвращения. Вы можете потребовать у авиакомпании компенсировать стоимость потерянных из-за опоздания услуг: суток проживания в гостинице, питания, если оно было оплачено, экскурсии и т. д. В гостинице требовать деньги за "прогулянный" день не имеет смысла, она ни при чем.

Виновата ли компания, если рейс задержан из-за нелетной погоды? Тут все дело в нюансах: если вдобавок к ненастью были какие-то проколы в работе авиаторов (к примеру, вовремя не провели антиобледенительную обработку самолета) - тогда да. И вы можете требовать от нее компенсации своих расходов (за оплату гостиницы в ожидании следующего рейса, "пропавший" день отдыха в отеле, деньги за те дни, что вам не выплатили зарплату, и т. д.). Если перевозчик действовал безукоризненно - нет.

Но! Горячее питание, размещение в гостинице и все, что положено при долгой задержке рейса, авиакомпания должна предоставить в любом случае.

Наслушались вы ужасов про транспортный коллапс в Москве и Европе, и решили вернуть уже купленный тур.

Вопрос в том, получите ли вы деньги назад. В случае с нынешней непогодой - нет. Требовать стопроцентного возврата денег можно в том случае, если путешественник сможет доказать, что существовала реальная угроза его жизни и здоровью.

Доказать это на практике трудно. Веским аргументом для суда может быть заключение МИД России, что в период начала тура в стране или регионе сложилась неблагоприятная или опасная обстановка и россиянам не рекомендовано посещать эту страну. Такие документы МИД выпускает редко.

Общее правило возврата денег за купленные туры таково: туроператор должен вернуть вам все, за исключением фактически понесенных им расходов. Если до вылета остается, скажем, неделя, эти расходы уже составляют большую часть стоимости путевки.

Сутки, двенадцать и "счастье", если 5-6 часов . Пропавший оплаченный день отдыха, муки ожидания в аэропорту, плачущие дети, нервы. Такую картину в этом сезоне можно было наблюдать чуть ли не каждый день в аэропортах России и зарубежных курортных стран. Что это: кризис чартеров или жадность авиаперевозчиков?

Новости о существенных задержках чартерных рейсов на зарубежные (впрочем, и на некоторые российские) курорты приходили с начала сезона 2017 года практически каждую неделю. Так, например, 15 сентября сообщалось, что пассажиры в аэропорту.

По статистике Росавиации в августе 2017 года (на сентябрь пока данных нет) лидируют с задержками при чартерных вылетах из аэропортов России более чем на два часа авиакомпании "ИРАЭРО" (24 %), "Ред Вингс" (21,2%), "Вим-Авиа" (12,3%) и "Якутия" (12%).

По большей части задержки чартеров на теплые зарубежные моря происходили и происходят не из-за погодных условий, а из-за технических неисправностей лайнеров, которые приходится чинить чуть ли не "на лету". Поскольку резервных бортов у авиакомпаний либо нет, либо они попросту жадничают отправлять их.

Дешевле заплатить штраф за задержку рейса, который составляет для компании просто "каплю в капле моря". Так, например, 20 августа РИА Новости сообщает, что суд оштрафовал "АЗУР эйр" после задержки еще в мае двух рейсов (Воронеж-Ираклион и Омск-Анталья-Омск).

В прокуратуре отметили, что вопреки требованиям закона авиакомпания не предоставила для перевозки пассажиров резервные воздушные суда.

Сумма штрафа, который должна заплатить авиакомпания, составляет... 200 тысяч рублей. За задержку двух рейсов на зарубежные курорты. За мучения сотен пассажиров. За их испорченный отдых.

Немало нервов потрепала в этом сезоне (и особенно в первой половине сентября) туристам и . В частности, ее рейсы из Москвы на Корфу и обратно отправлялись с задержками от 6 часов и более.

Можно только представить, что почувствовали пассажиры рейса этой авиакомпании, направлявшегося 6 сентября из Внукова в Киркиру (Корфу), когда им уже объявили о подготовке к взлету. Пассажиры пристегнули ремни, просмотрели "мультик" о безопасности, но вдруг их попросили выйти из самолета из-за возникших технических неисправностей.

В итоге измученные пассажиры, которым пришлось дважды пересекать границу России (проходить паспортный контроль в аэропорту), потеряв день отдыха, вылетели на Корфу с семичасовой задержкой и мыслью: долетит ли этот самолет в принципе?

Поскольку, как сообщили пассажирам, причина была в отказе тормозной системы. Узнав об этом, некоторые пассажиры хотели и вовсе отказаться от полета, но все же рискнули.

Уже на Корфу туристы, прибывшие туда авиакомпанией "Якутия", делились друг с другом информацией, и выяснялось: всем в разные дни сентября пришлось просидеть в аэропорту от шести и более часов.

Аналогичная ситуация наблюдалась и с обратным вылетом. Например, рейс из Киркиры во Внуково от 13 сентября вылетел с 9-часовым опозданием.

Одно утешало: некоторые туркомпании, зная о существующих проблемах, не вывозили туристов из отелей до тех пор, пока борт не вылетел из Москвы, и им не приходилось сидеть в аэропорту.

Все хороши

Правда, эта система дала сбой при вылете 16 сентября все той же авиакомпанией "Якутия". Борт прилетел в Киркиру на удивление вовремя, туркомпания вывезла туристов в аэропорт, но когда они, пройдя паспортный контроль, оказались в "свободной зоне", информация о рейсе попросту пропала с табло.

Пару часов пассажиры "Якутии" не могли добиться ни того, чтобы к ним вышел представитель авиакомпании и объяснил ситуацию, ни добиться объяснений от своих туркомпаний.

Так, например, представитель "Тез тура", которая отвезла туристов в аэропорт, ответила по телефону, что она уже везет других туристов из аэропорта, и "застрявшим" в накопителе ничем помочь не может.

Что же касается центрального офиса туроператора, то звонить по этому номеру - только тратить нервы и деньги.

Поскольку приходится выслушивать, находясь в международном роуминге, бодрый механический голос, который в течение нескольких минут вещает: "Ваш звонок очень важен для нас! Спасибо, что выбрали нашу компанию! Если вам надо соединиться…" (далее следуют перечисления цифр от нуля до 9), и когда оператор, наконец, отвечает, то остаются только нецензурные выражения.

Многострадальных пассажиров "Якутии", после почти трех часов неведения в "свободной зоне" аэропорта Киркиры, все-таки пригласили на посадку. Возмущенные люди пытались выяснить, в чем была причина на сей раз? И тут выяснилось, что "все хороши".

В данном случае, по информации анонимного источника, которую впоследствии косвенно подтвердили Вестям.Ru в туротрасли, причиной задержки борта стала неоплата услуг аэропорта принимающей на Корфу туркомпанией.

Как выяснилось позднее, задолженность перед аэропортом Киркиры образовалась у , которой еще в августе занялись правоохранительные органы России.

И трудно представить, что работавшие с ней крупнейшие российские туроператоры не знали о существующей задолженности перед аэропортом Корфу.

В комментарии Вестям.Ru источник, знакомый с ситуацией, на условиях анонимности рассказал, что задолженность эта была давней, греки ждали оплаты, но именно 16 сентября их терпение лопнуло, и они арестовали российское воздушное судно.

И только после того, как это произошло и начались гневные звонки туристов в офисы, работающие на Корфу туркомпании "скинулись" и быстро оплатили задолженность обанкротившейся Ted Travel.

Источник также сообщил, что аналогичная ситуация не исключена вскоре и в Анталье, просто турки пока ждут оплаты за услуги аэропорта. Но однажды и у них, как у греков, терпение может лопнуть, и до получения оплаты турки возьмут "в заложники" какой-нибудь российский борт, а туристы будут вынуждены "куковать" в аэропорту.

Впрочем, официального подтверждения этой информации у Вестей.Ru нет. Да ее никто по доброй воле и не даст. Так что узнать, соответствует ли она действительности, можно будет только когда из аэропорта Антальи донесутся крики о помощи застрявших пассажиров.

"Пилот устал и идет спать"

В самом начале сентября "ославилась" и авиакомпания "Россия". Ее рейс из Ларнаки (Кипр) в Москву задержали на 16 часов. Причем, несколько часов люди были вынуждены провести в душном салоне. Многим стало плохо.

Оказалось, по техническим причинам пилот не смог завести двигатели, а потом, как объяснили пассажирам, он "устал и пошел спать".

Можно представить, какие чувства испытывали туристы, которым пришлось сидеть все время отдыха экипажа в аэропорту. Разумеется, резервный борт за ними не высылали.

Источник в авиационных кругах пояснил Вестям.Ru, что такая практика не просто нормальна, а определена законодательством. Пилот и экипаж не имеют право превышать определенное количество часов, проведенных в рейсе. Поэтому если что-то пошло не так, и экипаж не успевает в срок долететь до родной гавани, то его отправляют в гостиницу на отдых на 10 часов.

Еще пара часов задержки, и экипаж авиакомпании "Якутия" тоже пошел бы спать на 10 часов. При этом пассажиры (многие - с маленькими детьми) были бы вынуждены спать на полу или на лавках в "свободной зоне" аэропорта.

Потому что у многих Шенгенские визы — исключительно на срок поездки, и пересечь границу ЕС вновь они не смогли бы даже при наличии доброй воли туроператора отвезти их обратно в гостиницу.

Разумеется, как и в прочих случаях, мечтать о том, что из Москвы за туристами выслали бы резервный борт, не приходилось. Потому что его у авиакомпании на данные цели просто не предусмотрено: летает на Корфу один и тот же самолет, который, если выходит из строя, и сбивает весь график полетов.

Собеседник Вестей.Ru говорит, что авиакомпании, которые "просели" со своим то и дело ломающимся единственным (на данном направлении) бортом могли бы решить вопрос в пользу туристов. Например, отправив все-таки за ними резервный борт (если "пилот устал и пошел спать"). Или же поделившись на время своими чартерами с другими авиакомпаниями, у которых таких проблем нет.

Однако и тот, и другой вариант означали бы потерю авиакомпаниями значительных средств: либо пришлось бы делиться с конкурентами, либо тратиться на дополнительный рейс.

В такой ситуации, как показывает практика, авиакомпании делают выбор в пользу своей выгоды. А пассажиры? А пассажиры ничего, подождут.

АТОР: это не кризис, а бардак

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, комментируя Вестям.Ru ситуацию в сфере туризма в целом и с авиаперевозками в частности, отметила, что решить ее можно только одним образом: должна быть ответственность и туроператоров, и авиаперевозчиков, с которыми они заключают договоры на перевозку туристов.

Однако этой ответственности у авиаперевозчиков действительно на данный момент нет. Они набирают чартерные программы, при этом должного контроля за ними нет и со стороны Росавиации. В частности, это касается резервных бортов, которые должны иметься в распоряжении авиакомпании, а по факту они отсутствуют.

В результате возникают ситуации, заложниками которых становятся тысячи туристов, которые вынуждены сидеть в аэропортах и ждать рейсов, отложенных из-за технических неполадок лайнеров по 10, а иногда и более часов.

Кроме того, по мнению Ломидзе, в данном случае должны быть законодательно введены существенные штрафы за задержки.

Возможно, по цене стоимости рейса, а не те суммы, которые для авиакомпаний являются каплей в море, так что даже при наличии резервного борта им проще оплатить мизерную сумму за задержку, чем высылать за застрявшими туристами резервный борт (разумеется, если таковой имеется).

При этом именно со стороны государственных органов должен быть контроль за тем, сможет ли та или иная компания обслужить в течение туристического сезона заявленные чартерные рейсы, а не верить им на слово.

И если, говорит Ломидзе, по факту проверки государственного контролирующего органа выясняется, что авиакомпания реально может работать только на двух, а не 30 туристических направлениях (как она заявляет), то информация об этом должна быть доведена до туроператоров, которые собираются заключать с ней договор на перевозку туристов.

Причем, решать данные вопросы надо за несколько месяцев до начала сезона (максимум в марте), а не по факту, когда застрявшие в аэропортах туристы начинают бить тревогу через соцсети и СМИ.

Что же касается непосредственно туроператоров, то на этом рынке обвал начался с 2014 года. Это вопрос конкуренции, когда и "вымирают" слабейшие, отмечает Майя Ломидзе.

Хотя, несмотря на существующее законодательство и необходимость регистрироваться в Едином реестре туроператоров, появляются и турфирмы, финансовые возможности которых из-за непрозрачности взаиморасчетов точно проверить невозможно. И в таких ситуациях возникает "пирамида", результатом которой раньше или позже становятся ситуации с непроплаченными гостиницами или услугами зарубежных аэропортов (как было в случае на Корфу 16 сентября с обанкротившейся Ted Travel).

Решением вопроса, считает руководитель АТОР, мог бы стать опыт европейских стран, где существует строгий контроль, предусмотрены жесткие меры к нарушителям прав туристов, в том числе и огромные штрафы.

При этом единого органа, который одновременно мог бы курировать и авиаперевозчиков, и туроператоров не может быть. Но для того, чтобы системно решить существующую проблему, необходима Межведомственная комиссия с привлечением и сотрудников Росавиации, и Ростуризма, и общественных организаций, объединяющих туроператоров, и фискальных органов, которые системно занимались бы проверками как авиакомпаний, так и реальных финансовых дел в той или иной туркомпании.

При этом, считает Майя Ломидзе, системного кризиса в туротрасли нет, но есть бардак в целом: отсутствие контроля и как следствие - проблемы для людей, которым таким образом портят, а иногда и вовсе срывают заслуженный отдых.

Они будут сопротивляться

20 сентября в Росавиации должно состояться совещание , на котором санкции за задержку чартеров обсудят с авиакомпаниями и туроператорами. Эксперт АТОР говорит, что туроператоры готовы информировать о том, какое количество программ они заказывают перевозчикам.

При этом Росавиация должна иметь возможность проверить, сможет этот перевозчик выполнить все эти программы, или нет. "Если он заявляет, что может, а потом срывает программы, то он должен за это отвечать", — отмечает эксперт.

В Минтрансе , которые направлены на повышение ответственности чартерных авиаперевозчиков — вплоть до запрета совершать рейсы за границу.

Кроме того, предлагается проводить анализ графика оборота воздушных судов на предмет его соответствия парку перевозчиков с учетом провозных емкостей, а также проверять наличие необходимого количества летно-технического персонала у авиакомпании.

Эксперты в туротрасли рассказали, что, узнав об этом, авиакомпании уже выразили свое неудовольствие подобными возможными жесткими санкциями. Однако если их не принять, подобные ситуации с чудовищными задержками то и дело ломающихся бортов чартерных рейсов продолжатся и в следующем туристическом сезоне.

РЕЙС ЗАДЕРЖАН

Согласно пункту 99 Федеральных авиационных правил авиакомпания обязана за свой счет и вне зависимости от причин задержки рейса организовать хранение багажа и предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет.

Ждете больше двух часов - вам должны дать прохладительные напитки и предоставить возможность сделать два БЕСПЛАТНЫХ телефонных звонка или послать два сообщения по электронной почте. Опоздание на четыре часа - горячий обед или ужин.

Если застрянете дольше, потом кормить должны каждые шесть часов днем и каждые восемь часов в ночное время.

Задержка рейса на шесть часов в ночное время и на восемь часов днем - вас обязаны разместить в гостинице и довезти до нее, а также доставить обратно в аэропорт.

Правила одинаковы в любом случае - из-за непогоды застрял самолет или из-за поломки. Куда за этим обращаться? К представителю авиакомпании. Если его не нашли - обратитесь на стойку информации аэропорта.

Но так положено по закону. А как быть, если представитель авиакомпании только разводит руками, а к стойке информации не подойти - вокруг нее сотни пассажиров, оказавшихся в такой же бедственной ситуации? Тут законом предусмотрено, как вам действовать.

Смело пользуйтесь всем, что вам положено, оплачивая за свой счет. Но при этом собирайте документы, подтверждающие ваши расходы, - объяснили нам в Обществе защиты прав потребителей «Общественный контроль». - Если закончилась еда в аэропорту, берите такси и езжайте в ближайшие магазины, покупайте продукты там.

Но при этом обязательно возьмите в администрации аэропорта справку, подтверждающую факт задержки или отмены рейса. Обратите внимание: если в аэропорту нет электричества и вам не могут пробить чеки за еду в кафе, то продавцы обязаны по вашей просьбе выдать квитанции с указанием наименования товара (услуги), цены и даты продажи. Такие квитанции будут полноценными доказательствами для получения компенсации.

Те, кому не хватило мест в гостиницах, спали на креслах Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Если вы заказывали такси в аэропорт и не взяли квитанцию, то можете попросить транспортную компанию выдать вам справку о дате и стоимости поездки. Лучше оформить такую просьбу письменно.

Итак, для получения компенсации надо собрать следующие документы:

  • - справка о задержке рейса,
  • - детализированный счет за звонки по сотовой связи,
  • - счета за питание в кафе, чеки при покупке продуктов в магазине,
  • - счета за размещение в гостинице,
  • - квитанции за оплату услуг такси.

Эти документы вы можете представить авиакомпании с требованием возместить все издержки. Если компания отказывается - идите в суд.

Некоторые авиакомпании объявляют не о задержке, а о полной отмене рейса - действуют ли гарантии для пассажиров (питание, гостиница) в таком случае?

Это хитрый ход, осложняющий получение гарантий и компенсаций для пассажиров, - признает юрист «Общественного контроля» Мария Свиридова. - Но исходя из Гражданского и Воздушного кодексов, если авиаперевозчик отказывается от исполнения договора перевозки в одностороннем порядке, то обязан возместить пассажирам все понесенные убытки. Если вам приходится ожидать следующего рейса, то в такие убытки можете смело включать расходы на питание, гостиницу, такси и прочее - по тем же нормам, что и при задержке рейса.

САМОЛЕТ НЕ ВЗЛЕТАЕТ

Вас запустили в салон, а самолет не взлетает час, два, три... Такое тоже происходило в «осажденных» аэропортах. Эта ситуация приравнивается к задержке рейса. Вам должны предоставить напитки и еду исходя из тех же норм.

НЕ УСПЕЛИ НА СТЫКОВОЧНЫЙ РЕЙС

Очень многие пассажиры - и те, кто застрял в аэропортах московского авиаузла, и те, кто дожидается рейса на Москву в российских и заграничных аэровокзалах, - не смогли попасть на стыковочные рейсы. Первый рейс задержан - значит, не попали и на второй.

Вам надо в аэропорту вылета получить отметку в билете (распечатке электронного билета), что ваш самолет не смог вылететь вовремя по такой-то причине, был задержан на такое-то время. А в аэропорту пересадки (когда до него доберетесь) обратиться к представителю авиакомпании с просьбой перебронировать билет на другой рейс. Здесь-то и потребуется отметка в билете, подтверждающая вашу невиновность в опоздании.

Может оказаться, что ближайший борт лишь завтра. Компенсировать траты на гостиницу и питание должна авиакомпания - виновник опоздания. Собирайте чеки, квитанции и прочие подтверждения расходов. И по возвращении пишите претензию с требованием возместить убытки, причиненные некачественным исполнением услуги по авиаперевозке. Если вас заставят покупать новый билет за свои кровные, то его стоимость (вместе с неустойками и компенсациями) вы также вправе будете требовать с авиакомпании, чей рейс задержался. Для этого сначала передайте письменную претензию о компенсации убытков, а в случае отказа либо если вам не ответили в течение 10 дней, можете идти в суд.

ПРОПАЛ ДЕНЬ ОТДЫХА

Вы летели на отдых. Но вместо того чтобы нежиться на пляже, «загораете» в зале ожидания. Из-за задержки рейса пропали оплаченные дни отдыха.

Как правило, добиться компенсации реально уже после возвращения. Вы можете потребовать у авиакомпании компенсировать стоимость потерянных из-за опоздания услуг: времени проживания в гостинице, питания, если оно было оплачено, экскурсии и т. д. В гостинице требовать деньги за «прогулянный» день не имеет смысла, она ни при чем.

Виновата ли компания, если рейс задержан из-за нелетной погоды? Тут все дело в нюансах: если вдобавок к ненастью были какие-то проколы в работе авиаторов (к примеру, вовремя не провели антиобледенительную обработку самолета или взлетной полосы) - тогда да. Вы можете требовать от нее компенсации расходов (за оплату гостиницы в ожидании следующего рейса, «пропавший» день отдыха в отеле, деньги за те дни, что вам не выплатили зарплату, и т. д.). Если перевозчик действовал безукоризненно - нет. Но! Горячее питание, размещение в гостинице и все, что положено при долгой задержке рейса, авиакомпания должна предоставить в любом случае.

ЕСЛИ ВЫЛЕТ СЕГОДНЯ, А ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ СИТУАЦИЮ В АЭРОПОРТУ...

1. Перед тем как выезжать в аэропорт, проверьте информацию о вылете вашего рейса на онлайн-табло в Интернете.

2. Зарегистрируйтесь заранее на рейс на сайте авиакомпании. В аэропортах сейчас проблемы с регистрацией, а если вы уже имеете посадочный талон, то вас обязаны пропустить в зал вылета, и велики шансы улететь ближайшим рейсом.

ВАЖНО!

Большинство пассажиров не знают вот о каком секрете: если вы приобретаете билет авиакомпании, которая зарегистрирована в странах Евросоюза, то перевозка будет производиться по правилам Монреальской конвенции от 28 мая 1999 года. Этот документ устанавливает общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейса. Так, минимальная компенсационная выплата составляет 250 евро при полете на расстояние менее 1500 километров с задержкой рейса чуть более двух часов. Если вы летите дальше, то сумма компенсации будет уже 400 евро. Если перелет свыше 3,5 тысячи километров - 600 евро.

Можно ли отказаться от тура?

Под впечатлением о том, что творится сейчас в аэропортах, вы решили не рисковать и сдать турпутевку и авиабилеты. Вопрос в том, получите ли вы деньги назад. В случае с нынешней непогодой - нет. Требовать стопроцентного возврата денег можно, если путешественник сможет доказать, что существовала реальная угроза его жизни и здоровью.

Доказать же это на практике трудно. Веским аргументом для суда может быть заключение МИД России, что в период начала тура в стране или регионе сложилась неблагоприятная или опасная обстановка и россиянам не рекомендовано посещать эту страну. Такие документы МИД выпускает редко.

Общее правило возврата денег за купленные туры таково: туроператор должен вернуть вам все за исключением фактически понесенных им расходов. Если до вылета остается, скажем, несколько дней, эти расходы уже составляют большую часть стоимости путевки.

Можно ли снизить потери от испорченного задержкой рейса отпуска

Еще одна история о длительной задержке рейса была рассмотрена мировым судом Самары минувшей осенью. Турист предъявил иск сразу к нескольким ответчикам: туроператору, авиакомпании и турагентству. Виновным в нарушении прав туриста был признан только один.

Минус 17 часов от отпуска

Накануне нового года, 23 декабря 2011-го, жительница Самары Бессонова Г.А. приобрела в турагентстве «Грин Лайн» путевку в Паттайю на двоих стоимостью 63 700 рублей с вылетом 23 января и возвращением 3 февраля 2012 года.

Но время ее отдыха непредвиденным и неприятным образом сократилось. Вылет из Самары в Паттайю, назначенный на вечер 23 января, сначала был перенесен на утро следующего дня, потом на середину дня, а в итоге состоялся только в 16 часов. Общая задержка составила 17 часов 15 минут и вылилась в потерю дня отдыха.

Заказчик освобождает перевозчика от претензий

По возвращении из поездки, 6 февраля, Бессонова Г.А. обратились с претензией к туроператору. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, а именно на ст. 151 Гражданского кодекса и ст. 15 закона «О защите прав потребителей», она потребовала возврата 50% стоимости перелета и 10 000 рублей за неиспользованное время отдыха. «Анекс Тур» претензию признал частично и предложил возместить цену одних расчетных суток проживания в отеле – всего 1085 рублей. По вопросам переноса времени вылета переадресовал к перевозчику.

Тогда 27 февраля туристка написала претензию в «ЮТэйр» о выплате штрафа за многочасовую задержку рейса. Ей ответили, что, согласно п.5.3. договора между авиакомпанией «ЮТэйр» и туроператором «Анекс Тур», заказчик освобождает перевозчика от всех претензий со стороны пассажиров, а также принимает на себя возможные расходы «по возмещению ущерба, возникшие вследствие неисполнения заказчиком указанных обстоятельств».

14 апреля Бессонова повторно обратилась к туроператорору с претензией, приложив к ней ответ «ЮТэйра». В письме она отметила, что действиями ответчика ей причинен моральный вред, ожидание вылета привело к нервному стрессу, пропал день отпуска. Кроме того, по мнению туристки, был нарушен п.99 Федеральных авиационных правил и п.4., п.2 ст.106 Воздушного кодекса – пассажиров задержанного рейса не обеспечили прохладительными напитками, горячим питанием; не было информации о причине задержки рейса.

Но «Анекс Тур» снова отказал ей в денежном возмещении.

Поэтому Г.А. Бессонова отправилась в судебный участок по месту жительства и подала иск к туроператору «Анекс Тур», перевозчику «Авиационная компания «ЮТэйр» и туристическому агентству ООО «Грин Лайн Самара». В нем она просила суд взыскать с авиакомпании 9 900 рублей (это 50 % провозной платы) штрафа за задержку отправления самолета на 17 часов за двоих пассажиров. А с туроператора – 1 085 руб. цены проживания в отеле за 1 сутки, пропавшие из-за задержки рейса, моральный вред в размере 10 000 руб. и неустойку за отказ от выполнения требований по претензии в добровольном порядке в размере 10 000 рублей.

Туроператор не отрицал

Ответчики «Анекс Тур» и «Ютэйр» в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили письменные возражения. От турагентства на процесс тоже никто не прибыл.

Суд установил, что по договору, заключенному Бессоновой с агентством «Грин Лайн», туроператором по туру является «Анекс Тур», а в обязанности турагента входит обеспечение обслуживания туриста в соответствии с условиями договора, сохранности принятых на оформление документов и конфиденциальности; что истица своевременно оплатила путевку и предоставила необходимые документы для ее оформления.

Согласно электронным билетам, имеющимся в материалах дела, вылет пассажиров туроператора «Анекс Тур» в Паттайю был назначен на 22 часа 45 минут 23 января, а в последствии задержан до 16 часов, что подтверждается подписью представителя авиакомпании. Суд расценил это как несвоевременное оказание услуги перевозки – перелет был совершен по истечении 17 часов 15 минут от срока, указанного в билете.

Туроператор этого факта не отрицал и доказательств обратного не представил.

Итог в цифрах

Суд счел справедливыми и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с перевозчика штрафа за просрочку в размере 50 % провозной платы, в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса. Однако с учетом того, что туроператором, ответственным за оказание всех входящих в пакет турурслуг, является «Анекс тур», к тому же по договору он освобождает перевозчика от претензий третьих лиц, штраф этот решено было взыскать с «Анекса». 50% провозной платы составили 9 900 руб.

Далее суд рассмотрел вопрос неустойки. Он отметил, истица дважды обращалась к туроператору с требованиями о возврате 50% стоимости перелета и о компенсации морального вреда, однако до настоящего времени ее требования не выполнены. Суду Бессонова предоставила расчет неустойки, ее размер составил 37 125 руб. Но туристка сочла «возможным уменьшить ее с учетом требований разумности» до 10 000 руб. Эту сумму суд также решил взыскать с «Анекс Тур» - поскольку требования потребителя о возврате 50% стоимости перелета и о компенсации морального вреда не были удовлетворены в установленные законом сроки и в соответствии со ст. 28 закона «О защите прав потребителей».

Поскольку суд установил факт нарушения прав потребителя, то и требование о компенсации морального вреда, причиненного виновным лицом, т.е. туроператором, он решил удовлетворить. Что касается размера компенсации, суд счел разумной и справедливой сумму в 2 тысячи рублей.

Требование Бессоновой о компенсации неиспользованных суток проживания в отеле в размере 1085 рублей суд тоже счет законными: туристка прибыла в Паттайю не 24 января, как планировалось, а в 00 часов 40 минут 25 января, и то не в отель, а только в аэропорт. Но штраф за просрочку именно этого требования туроператору он не присудил, т.к. компенсации предлагалась туристке, но та ею не воспользовалась.

Ну а если подводить итог в цифрах, то суд оценил 17-часовую задержку рейса в 32 985 рублей – более чем в половину цены тура.