Европа        22.03.2024   

Красная Поляна или Альпы. Что лучше? Горнолыжный курорт Китцбюэль(Kitzbuhel,Австрия,Тироль)отели Китцбюэля,трассы и Ски Сафари в Китцбюэле Семейный формат ски-сафари и ски-няня

Один из главных споров в нашей постолимпийской деревне - это «Красная Поляна против Альп». Каждый раз пишутся сотни комментов от диванных аналитиков с выкладками цен и бюджетов, плавно переходящие в оскорбления. И мы тоже решили подкинуть свои пять копеек на вентилятор.

Что такое лучше?

Объективно ответить на вопрос «что лучше» или «где лучше» практически нереально, даже когда речь идет о курортах одной страны: например, Австрии. Каждый курорт хорош по-своему и на каждом курорте есть свои недостатки. Безусловно, Красная Поляна - курорт № 1 в России. Потому что других мест для катания с таким количеством трасс и современных подъемников, отелей и апартаментов, ресторанов и баров, магазинов и сервисов в нашей стране просто нет. Поэтому Поляну и пытаются сравнивать с заграницей.
Но есть важный момент, который упускают большинство сравнивающих - в одной только Австрии более 70 горнолыжных регионов и почти 800 деревень и городков, принимающих туристов в горах. Горнолыжный отдых «там» начал развиваться больше века назад, и сейчас практически все, кто работает на курортах - или увлеченные фанаты, перебравшиеся в горы, или люди из семей, на протяжении многих десятилетий занятых в индустрии сервиса или работающих на благо туристов. И именно горнолыжный отдых (и летний отдых в горах) - основная составляющая бюджета этой страны. Можно сказать, его качественная организация является одной из приоритетных задач правительства. Так что когда кто-то говорит: «в Австрии лучше», подразумевая «широчайший выбор, культура обслуживания, учтены все мелочи…» - он в большинстве случаев прав. Конечно же, в целом у них лучше.

И если уж сравнивать, то не «Альпы vs Поляна», а «конкретный альпийский курорт vs Поляна». Впрочем, это тоже будет неправильно, потому что аналог нужно выбирать не исходя из того, что «я там был», а по какому-то определенному критерию. Можно взять за основу примерный километраж трасс и стоимость ски-пассов - просто потому, что мы едем в первую очередь кататься. Но это всего лишь часть отдыха и часть бюджета, а критерии привлекательности курортов могут сильно отличаться. Поэтому я приведу свои соображения.

Транспортная доступность

С точки зрения жителей Москвы, Красная Поляна вне конкуренции. Авиарейсы каждые полчаса-час из любого из трех аэропортов Москвы, два часа в полете и 45 минут на такси в любое время суток или час с небольшим на автобусе (175 руб.) до 8-9 часов вечера. Так что сорваться на пару дней, приняв решение в пятницу днем, абсолютно реально. Да и средняя цена на авиабилеты даже в пик сезона - новогодние каникулы - обычно эквивалентна цене на билеты куда-нибудь в Альпы, а в остальное время обычно ниже.

Про жителей Юга России вообще нет смысла говорить: для них Поляна курорт выходного дня и их мы можем сравнивать, к примеру, с жителями Германии или центральной Италии, которым нужно несколько часов, чтобы добраться до Альп на своем авто.

Загранпаспорта и виза

Несмотря на заверения о том, что «сейчас загранпаспорта и Шенгена нет только у ленивых», это все же является определенным барьером для основной массы любителей зимних гор. Также нужны деньги на получения загранпаспорта и визы, необходимость планировать поездку и отпуска заранее. Кроме того, сейчас хватает невыездных по разным причинам людей. Как бы то ни было, будем реалистами: покататься на все курорты Альп отправляется заметно меньшее число наших сограждан, чем на склоны курортов одной лишь Красной Поляны.

Языковой барьер
Говорить на иностранном языке умеют далеко не все россияне и это факт. Решать заранее вопросы проживания и логистики через интернет с гуглопереводчиком еще можно, а вот полное погружение в незнакомую языковую среду для многих будет проблемой. Большая часть наших сограждан не в состоянии перевести с чуждого языка какой-нибудь пункт меню типа «дефлопе из палабуса с семечками кациуса», так что многим в уютных евро-ресторанчиках приходится ограничиваться венским шницелем или пиццей, а вместо ожидаемого гуляша поедать гуляш-суп. А если вы все же знаете английский язык, то далеко не везде по Франции или Австрии он вам пригодится. «У них» английский знают многие, но не все.

Про общение с инструктором, который говорит на языке, который вы вроде бы знаете, тоже можно упомянуть: вряд ли без специальной подготовки вы сможете на склоне понять, что он хочет от вас добиться, а ведь он может использовать малопонятные термины. Хотя на самом деле хороший инструктор может и без слов объяснить, показать и исправить ошибки, но для кого-то такие занятия могут быть не слишком комфортными. А, значит, обучение будет идти менее эффективно.

Магазины

В отношении продуктовых магазинов любой из курортов Европы вчистую проигрывает Красной Поляне. Прежде всего, «там» их просто крайне мало. Помимо этого, в воскресенье они могут быть банально закрыты, причем совсем. Ну, а о том, что продукты можно купить в любое время суток, в Европе просто забудьте. Алкоголь это отдельная статья: в России его можно приобрести круглосуточно, а где - ну… тут проявите смекалку, если это потребуется.

Однако, если для вас вкус санкционных пармезанов никак не сравним с кавказским сулугуни, а рулька и прошутто - это вам не шашлык или суджук, то буржуазная гастрономия однозначно побеждает. А еще эти рассказы про изысканное вино за 2 евро в Европах! Но, на самом деле, в Поляне и в Адлере продаются те самые санкционные сыры, а в 10 минут от аэропорта есть замечательный абхазский дьюти-фри, где закупается знающий местный народ. Вопрос в том, надо ли это есть в России? И надо ли искать шашлык и хачапури в Альпах?

По времени работы практически все спортивные магазины Поляны тоже выигрывают у аналогичных «там», которые закрываются в лучшем случае в 7 вечера. В Горки Городе и на Розе Хутор такие магазины открыты часиков до 9-10 вечера. И если вы после ужина вдруг решили, что вам срочно нужны новые перчатки или маска - не вопрос. В отношении ассортимента могу сказать, что если взять все спортивные магазины курортов и поселка Красной Поляны, то в Альпах такое разнообразие предложений можно найти только на улицах самых крупных горных городков типа Шамони, а на множестве курортов ассортимент магазинов в разы меньше, как и их число.

Катание - самое главное

Все-таки именно катание является основным фактором, ради которого и затевается поездка. К катанию относятся не только трассы и подъемники, но и стоимость прокатов, горнолыжных инструкторов, детских школ, а также погода, температура, сезонность курортов и еще много всего. Именно совокупность всего этого, а не отдельный элемент, определяют выбор того или иного курорта. И не забывайте, что каждому катальщику важен свой конкретный набор услуг, поэтому лучшего по каталке курорта не существует. Есть более или менее подходящие.

Цены на ски-пассы

Первый показатель, по которому начинают сравнивать курорты - это цены на ски-пассы. В целом, Красная Поляна будет подешевле большинства альпийских курортов, если изучить все тарифные сетки или же озадачиться покупкой заранее и сделать это с хорошими скидками. Многие доказывают, что «у них» дешевле, но если взять и все хорошо посчитать, то все-таки «у нас» дешевле в большинстве случаев. Но есть и исключения: например, политика ряда европейских курортов, когда детей пускают кататься бесплатно.

Очевидный момент, в котором Красная Поляна проигрывает (пока) альпийским курортам, это отсутствие единого ски-пасса на все три курорта. Правда, такой мега-супер пропуск наверняка обойдется процентов на 20% дороже, чем самый дорогой из ски-пассов на отдельно взятый курорт, так что любители экономить все равно будут покупать отдельные ски-пассы на каждый день или даже полдня катания, а не новый шестидневный: «а вдруг погода испортится?». И естественно, ски-бас, который курсирует по кольцевому маршруту курорты - Красная Поляна каждые 10 минут, тоже реально необходим. Но в сезоне 2017-2018 как раз обещают такой скипасс сделать.

Трассы

Разметка трасс на курортах Красной Поляны, на мой взгляд, вполне информативна, категории сложности размечены адекватно, весенние проталины своевременно ограждаются предупреждающими знаками, реально опасные места обтянуты сетями безопасности или ограждены заборами, склоны в случае лавинной опасности закрываются… Словом, в этом смысле я не вижу повода для придирок. В качестве негативного примера «у них» приведу некоторые места на трассах знаменитого Мерибеля, где камни или земляные проплешины встречаются каждые десять метров, если не чаще.

Абсолютно справедливая претензия к некоторым «синим» трассам на Розе Хутор: они слишком узкие. Да и трасса под основным подъемником Горки Города тоже мне кажется неинтересной. К сожалению, такой уж здесь рельеф - проектировщики трасс учитывают массу параметров склонов, и если они спроектировали трассы именно так, значит на то есть объективные причины. В качестве некоторых трасс выступают более пологие, но более извилистые технологические дороги. Слабо катающиеся люди боятся выезжать на более крутую трассу, поэтому выбирают более пологий, но узкий серпантин и там тоже их уровня катания недостаточно.
Исключение - трассы на склонах Газпрома, но их не так много, как этого хочется. Так что по этому параметру большинство альпийских курортов или регионов Андорры в выигрыше.

Кому не надо ехать в Поляну?

Сразу скажу: я не рекомендую ехать в Красную Поляну кататься нескольким категориям любителям горных лыжи или сноуборда. Первая категория это те, кто любит путешествовать по новым местам и при этом постоянно решать своеобразные квесты: забронировать необходимое жилье на иностранном языке, найти и купить билет на автобус или поезд, выбрать нужный трансфер, понять - как добраться до нужной точки на карте и т. д. В Сочи это не пригодится: есть регулярные рейсовые автобусы с оплатой водителю, «Ласточка» и множество сервисов (и не сервисов) такси. Плюс набирающий обороты каршеринг (он здесь тоже есть). А любую информацию - например, где поточить лыжи или отремонтировать автомобиль, можно за пару минут найти в Интернете на русском языке. Так что скучно здесь в плане решения квестов, господа.

Еще есть адепты катания на Чегете. Для любителей крепкого коктейля из непростых Северных склонов, давно знакомых владельцев ресторанчиков на Чегетской Поляне, постоянно приезжающих сюда друзей, кухни Северного Кавказа и посиделок в легендарных кафе нет ничего лучше этого места. Да и сравнивать Чегет и Красную Поляну - это как пытаться сравнить Ля Грав и Ла Плань: два совершенно разных места, и каждое хорошо для определенного круга любителей катания. Так и с Поляной - это место на порядок более подходящее для массового катания, чем Чегет вместе с Эльбрусом.


Также нет смысла ехать в Поляну любителям ски-сафари на курортах с протяженностью трасс 300+ или 600+ километров: кататься в Трех Долинах или Виа Латтеа для них всегда будет интереснее, чем, как они говорят, «скоблить полторы несчастные трассы». На всех четырех курортах Поляны сейчас чуть более 150 км трасс при условии, что зима холодная и открыты они все. Однако все 4 курорта обкатать за один день не получится и ваш максимум - это заявленные 102 км от Роза Хутор, в которые входят и зеленые, и черные. Это явно мало для любителей путешествовать по горам на лыжах и подъемниках.

И наконец - «математики», которые привлекательность курорта оценивают в терминах «грамм-градус на вложенный рупь», путем деления истраченной на поездку суммы на общий километраж трасс курорта. Причем к аргументам типа тех, что по знакомой трассе можно проехать быстрее, безопаснее и получить удовольствие именно от знания этой трассы, они глухи. Да и никто из них означенные 600+ километров трасс за неделю не проедет, как бы ни старался. Впрочем, все эти километры тоже надо в среднем делить на два, поскольку по уровню катания примерно половина будет либо слишком сложной, либо слишком простой.

Мое личное мнение - для той недели, которую подавляющее большинство из нас проводит зимой в горах, протяженности и разнообразия трасс на трех действующих курортах Красной Поляны (порядка 150 км) вполне достаточно. Качество подготовки трасс если кое-где и не дотягивает до лучших трасс Доломитовых Альп или Зальцбургерлэнда, то уж точно превосходит трассы, подготовленные усилиями безалаберных французов. Подъемники в Красной Поляне все новые и скоростные, а этим могут похвастаться далеко не все европейские курорты. Очереди также бывают везде, просто надо уметь правильно планировать катание и тогда не придется долго стоять.

А вот такой снег, как в Красной Поляне, есть только на склонах прибрежных курортов Японии и Северной Америки. Причина понятна: это влажный соленый воздух от моря неподалеку. И сюда действительно прилетают настоящие ценители снега из Европы. Их мало - настоящих специалистов в любом деле немного. Но основная масса катальщиков оценить качество снега просто не в состоянии, так что уникальный снег, честно говоря, для большинства не является аргументом. Большинству нужны закатанные в вельвет трассы, и Альпы тут в целом выигрывают: и шириной, и протяженностью.


Фрирайд

Если говорить о фрирайде, то, например, в Италии на многих курортах он под полным запретом, в Австрии есть буквально два-три места, где существует реальная возможность интересно покататься вне трасс, да и во Франции и Швейцарии таких курортов не так много. Не нужно забывать и том, что в Красной Поляне фрирайд реально разнообразен: и катание по широким полям, и довольно крутые кулуары, и редкий лес. В Альпах такое разнообразие вариантов не так часто можно найти даже на тех курортах, где фрирайд разрешен. Так что по этому параметру Красная Поляна действительно с большим преимуществом выигрывает у подавляющего большинства альпийских курортов. Отмечу: не у всех, а у популярных среди основной массы любителей горных лыж и сноуборда.

Культура катания

Культура катания и вообще горнолыжного отдыха у многих посетителей курортов Красной Поляны (да и России в целом) хромает, и в этом европейские горнолыжные курорты однозначно выигрывают. Понять причину несложно: многие россияне только после Олимпиады, то есть буквально в последние три года, встали на лыжи или доску, и о писаных и неписаных правилах поведения на склоне не имеют ни малейшего понятия. Есть еще и такая особенность нашего народонаселения, как отношение ко многим вещам «и так сойдет».

И не будем забывать еще одну нашу национальную особенность - необязательность выполнения правил и даже законов. Плюс отсутствие карательных мер по отношению к злостным нарушителям правил безопасного поведения на склонах, потому что у нас пока нет соответствующего законодательства. И в результате на склонах Красной Поляны гораздо чаще (как мне кажется), чем в Альпах или Пиренеях встречаются «летающие ломы» и случаи «сбил и уехал». Так что к сожалению, с безопасностью на склонах «у нас» ситуация пока хуже, чем «там».

Но в целом публика на склонах Красной Поляны вменяемая и доброжелательная, а из-за границы народ все-таки понемногу привозит культуру катания.

Спасатели и медицина

Связанные с этой темой работу спасательной службы на склонах, эвакуацию в больницу и медицинское обслуживание в Красной Поляне могу оценить только по словам других людей. И судя по всему, здесь все на хорошем уровне. У врачей большой опыт работы - к сожалению, такова реальность.

Оборудование больницы в Красной Поляне осталось после Олимпиады, так что с этим тоже все хорошо. Палаты краснополянской больницы оснащены лучше, чем номера некоторых отелей. Вид из окна на горы, удобные кровати, хорошая сантехника, да и питание вполне сносное.


А в случае необходимости пострадавшего быстро доставляют в одну из больниц Сочи, да и организовать оперативную доставку домой намного проще, чем решать по телефону вопросы со страховой компанией, убеждая ее оплатить счета нескольких медицинских и спасательных структур за границей. Поверьте на слово - в Альпах это может стать крайне запутанным и длительным мероприятием, а задержаться на несколько лишних дней «там» будет сложнее и дороже, чем «у нас», даже при наличии длинной визы.

Еда на горе

С этим у нас пока не очень. Выбор кафе на склонах и обстановка в некоторых из них пока далеки до идеала. Да и ценник на теплый чай в пластиковом стаканчике или вульгарную сосиску не выдерживает критики. Судя по ведущемуся строительству и постоянно открывающихся новых стационарных «точках общепита» это - временное явление, и в ближайшие годы, надеюсь, претензия будет снята. В конце концов, со времени открытия склонов для массового катания прошло всего три года. В Ла Плань мы лет десять назад были в шикарном свежепостроенном горном ресторане, хотя курорт к тому моменту работал уже более сорока лет.

Туалеты

Количество туалетов на склонах Поляны скорее достаточно - фактически от любого места на курортах до ближайшего туалета можно добраться максимум минут за десять-двадцать. А вот к их «уюту» есть вопросы. Некоторым отдыхающим некомфортно находиться в туалетах, представляющими собой временные сооружения а-ля строительные вагончики, и в этом смысле туалеты в Альпах или Пиренеях очень хороши. Хотя в стационарных зданиях «у нас» туалеты тоже абсолютно нормальные.

Прокаты и сервисы

Если говорить о прокатах и сервисе, то пока «у нас» ситуация двоякая. С одной стороны, рядом с нижними станциями подъемников находится достаточное число прокатов с современным снаряжением, есть тестовые центры с отличным выбором снаряжения, проводятся тесты лыж новых коллекций - с этой стороны все не хуже, чем «у них». Но в поселках есть и мелкие прокаты, недобросовестные владельцы которых пользуются неведением туристов, желающих сэкономить, и буквально «впаривают» неподходящее или устаревшее снаряжение, катание на котором может быть даже опасным. Но радует, что таких историй все меньше и меньше. «У них» такого я вообще не встречал.

Инструкторы

Непростой темой «у нас» являются и инструкторы. Если вы новичок и обращаетесь в официальные школы, работающие на каждом из курортов, все будет хорошо. Но желание сэкономить «у нас» часто приводит катающихся в объятия нелегальных, так называемых «черных» инструкторов, а это, к сожалению, лотерея. Поскольку в России нет единого удостоверения инструктора, то напечатать себе некие «корочки» может любой желающий. Да и не будет никто из малоопытных катающихся разбираться в том, что за «корочки» покажет ему инструктор. И поэтому наряду с реально опытными, квалифицированными - реально классными инструкторами, среди «черных» могут встретиться, к сожалению, и не такие. В альпийских странах борьба с нелегальными инструкторами идет жесткая, недавний скандал с британскими (заметим - официально подготовленными в своей стране) инструкторами - лишь один из примеров. Нелегальные инструкторы есть и «там», но их найти крайне сложно, и они не пытаются «выхватить из-под носа» официальных инструкторов потенциального клиента. «У нас» это пока реальность.

Пейзажи

Нет в Красной Поляне легендарного Донгуз-Оруна или символа Швейцарии - Маттерхорна, нет розовеющих на закате потрясающе красивых вершин Доломитов или мощных ледников Монблана. И если хочется кататься в окружении нависающих над головой четырехтысячников или за чашечкой капуччино любоваться ледниками, лучше выбрать другое место для отдыха. Хотя… некрасивых гор не бывает, так что в этом плане все совсем субъективно.

История места

Это еще одна тема, немаловажная для многих. И в этом «здесь» проигрывает с разгромным счетом. Нет «у нас» в Поляне или неподалеку от нее ни горных городков типа Зальцбурга или Инсбрука, Аосты или Анси - с замком, многосотлетней или даже двухтысячелетней историей и соответствующей архитектурой, ни соборов с написанными рукой мастера картинами или фресками, ни почерневших от времени амбаров Саас-Фе и Церматта. Понятно, что музеев и картинных галерей это тоже касается. Только дольмены, но вечером вдоль них не погуляешь. Вот и приходится либо фланировать по набережной Мзымты, либо толкаться на улочках Горки-Города, а это, согласитесь, «не совсем то».

Пожалуй, не назову «у нас» и хоть отчасти «намоленных» мест, где «там» на протяжении десятилетий собираются после трудового дня гиды и инструкторы. Совершенно особая атмосфера этих мест не для всех, но подобные точки притяжения очень важны: там возникает ощущение сопричастности, единения собирающихся, возникают знакомства, перерастающие в сотрудничество и дружбу. Да и хороших знакомых и друзей можно встретить сразу после катания именно там. За исключением, наверное, только «Трикони», находящегося вдалеке от склонов, на мой взгляд, ни одно из заведений курортов Красной Поляны пока не в состоянии выполнить подобную функцию, очень жаль. Кстати: буду очень рад, если ошибусь в этом вопросе. Может быть, «локалы» поправят?

Apres-Ski

Если уж пошла тема Après-Ski, то по части аква-центров и бассейнов, спортивных развлекух типа батута и катка, кинозалов и кафе, концертных залов и ивентов на открытых площадках, ресторанов и столовых, клубов и баров, шопинг-центров и проч. «у нас» - как минимум паритет с самыми раскрученными и крупными курортами Альп, а у подавляющего большинства сравнимых по размеру курортов Поляна выигрывает. Учитывая темпы, с которыми эта индустрия размножается, думаю, что с этим и в дальнейшем все будет отлично. Не говоря уже о том, что при неудержимом желании приобщиться к прекрасному, можно вечерком и в Сочи легко сгонять, что «у них» доступно далеко не везде.

Казино, на мой взгляд, вообще не тема для обсуждения. В Альпах казино есть, к примеру, в Шамони, Сен Венсане, Китцбюэле, но я что-то не видел у входа массового скопления алчущих золотых гор. Так что тут мы тоже слегка выигрываем, хотя это, КМК, и нафиг не нужно.

Погода и климат

Погода - отдельная тема, и везде, на мой взгляд, есть свои плюсы и минусы. Курорты Красной Поляны открывают сезон еще до Рождества, да и снегопады, особенно в этом сезоне, были регулярными и достаточно обильными, чего нельзя сказать об Альпах. С другой стороны, о полноценном катании в апреле «у нас» можно забыть, и в этом месяце лучше ехать на один из альпийских ледников. Кстати, на некоторых из них есть катание летом, чего на низких курортах, к которым относятся и курорты Красной Поляны, в принципе быть не может. С другой стороны, «у нас» не бывает морозов под минус 25-30 градусов, в которые можно попасть зимой на ледниковых курортах типа Церматта, где катание начинается на высотах более 3500 метров. А под интенсивный дождь я с одинаковым успехом попадал и в конце декабря в Австрии, и в марте в Поляне, тут не угадаешь. Так что самое честное по поводу погоды будет сказать: как повезет, но шансы на дождь в долине и снегопад в верхней части зоны катания «у нас» намного выше.

Цены

В завершение, пару слов о бюджете. Не будем забывать о том, что бюджет любого отдыха складывается из нескольких составляющих, каждая из которых может быть оптимизирована при самостоятельной поездке как в Альпы, так и «к нам». Дорога, трансферы по курорту, еда - все это можно выбирать с разницей в цене, доходящей до десяти раз. А в случае с проживанием разница может быть и еще больше, верхнего предела практически не существует, в сети мне встречались предложения и по 500 - 800 тысяч рублей за неделю отдыха в одном из отелей Красной Поляны. А вот нижний предел у нас все-таки меньше. Хотя бы за счет виз, загранпаспортов и трансфера.

Так что на мой взгляд, один из плюсов Красной Поляны в ее демократичности. Если сильно заморочиться, то КП будет все-таки дешевле Альп. Можно лететь на самолете, а можно приехать на поезде или своем авто - в любом случае билеты не в высокий сезон вполне доступны, а найти «койкоместо» в хостеле за 500 рублей в сутки - вполне посильная задача. Добраться от аэропорта или вокзала можно на автобусе, а ежедневные переезды из Красной Поляны на ски-басе, который ходит до Роза Хутор, бесплатны. Обед или ужин в скромной столовой обойдется в 250 - 350 рублей , на склон можно взять с собой легкий перекус или пачку бутербродов и термос с кофе, так что без учета затрат на ски-пасс минимальный бюджет отдыха начинается примерно с 15 тысяч рублей. Короче говоря, если вы сильно стеснены в средствах, это «у нас» не самая большая проблема. Отдых покомфортнее не в пик сезона обойдется тысяч на десять подороже, а если добавить реально вкусные обеды и ужины в многочисленных кафе, то нужно добавить и еще столько же.


Однако, это все в среднем. Горячие туры и ранние бронирования есть не только «у нас», но и «у них». Бывалые катальщики стараются делать долгосрочные визы, чтобы иметь возможность срываться на хорошие предложения не только в России, но и за рубеж. Аренда авто на русском языке может стоить в некоторых случаях в разы дороже, чем на немецком или итальянском (для своих). А если все организовать как следует и заранее, как раз тогда и появляются те самые реально бюджетные цены в Альпах, про которые так часто пишут.

Так что же лучше?

Увольте! Каждый выбирает по себе.

Я же просто сравнил плюсы и минусы «у нас» и «у них». При разумном подходе и правильной подготовке можно отдыхать недорого везде, а на первый план выходят ваши личные предпочения по катанию еде и сервису.

Желаем всем хорошего отдыха в России и за рубежом! Надеемся, что для начинающих горнолыжников и сноубордистов этот материал будет полезен.

Текст: Георгий Дубенецкий
Фото: Георгий Дубенецкий, Марина Коробкова

Красная Поляна становится альпийским горнолыжным курортом по длине трасс и сервису. Услуга ски-сафари ski-safari набирает популярность как рекреационное катние

В этом году общая длинна трасс на горнолыжных курортах Красной Поляны превысит 160 километров. Мало кто обратил внимание, что это превышает суммарную длину горнолыжных трасс легендарного Шамони. Без спуска по Белой долине (23 км), которая представляет собой вне трассовый спуск, длина подготовленных трасс курортов Шамони в районе 150 км и вероятней всего менее этой цифры.

Отрадно что мы не только звездами гостиниц приближаемся к Альпийским курортам, но можем конкурировать и по катальной инфраструктуре.

Но все в этом мире имеет и обратную сторону. Все чаще я вижу на трассах людей, изучающих карты курорта в образе блондинки впервые увидевшей что, находится под капотом авто. Да и очереди на подъемники формируют как правило «новенькие» не знающие всех вариантов подъема.

Эти и другие факты показывают, что в Красной Поляне стал актуален формат

Ски-сафари Ski-safari. Что это такое?

Несмотря на пафосное звучание этот термин обозначает всего лишь горнолыжное путешествие по трассам горнолыжного курорта или объединенной зоны из нескольких курортов. Иногда это называют «сопровождение по курорту» или «VIP-скиинг»

Кто-то в катание ищет скорость и накатанные километры, кто-то в поисках целины и экстрима, кто-то дальше фристайловых спотов не выбирается. А ски-сафари - это то, что принято сейчас называть:

Рекреационное катание

— это катание направленное на расширенное восстановление физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека или полноценный отдых и оздоровление человека средствами горных лыж.

О пользе ски-сафари я сужу не теоретически — сам пользовался услугами гидов ски-сафари в Альпах и в Норвегии. И множество раз блуждал по разноцветью трасс или тупил на роутерам – траверсам по которым в пору без лыж идти, теряя драгоценное время и силы на ненужное приключение в формате «сам-себе-Иван-Сусанин».

Необходимость в ски-сафари для при большой протяженности трасс очевидна. То к чему шли в Альпах десятилетиями уже прижилось в Красной Поляне в готовом формате.

Оставим право разгадывать квесты местных карт людям, получающим от этого удовольствие.

А вот, что получит катальщик, заказавший услуги гида ски-сафари:

— Правильный вариант начала подъема. Не всегда очевидный вариант – самый лучший;

— Трассы, соответствующие уровню катания участников;

— Самые эффектные и интересные точки съёмки фото, нереальной красоты кругозоры;

— Экскурсионный сервис с топонимическими, историческими, геологическими и прочими данными об окружающей природе и рельефе;

— Знание, когда и где возникают «пробки» на трассах и подъемниках и альтернативные варианты их избежать,

— Гид по горному общепиту — уютных и соответствующих карману кафе и ресторанах,

По помощь гида пригодится и для справок по досугу, апре-ски, шопингу, ресторанам и другим возможностям курортов и Красной Поляны.

Упомяну и другую немаловажную информированность гида о безопасном катании и знание способов быстрой связи со спасателями.

Ски-сафари «Для тех, кто любит по горячее»

Рекреационное катание не значит медленное переползание от точки красоты к другой красоте. При желании можно и «зажечь» в пределах ваших возможностей по трассе и попробовать на вкус притрассовую целину в адекватном формате курортного фриски.

Термин « freeski на курорте» — обозначает спуск с верхней точки зоны курортной зоны катания по трассам и спрямление спуска по межтрассовому пространству. Это может быть и целина и разбитый до могула склон и дропы с рельефа и искусственных объектов. Freeski помогает разнообразить катание по курорту и получить навыки универсального катания.

Это обсуждается и выполняется в соответствии с пожеланиями катающейся компании.

Семейный формат ски-сафари и ски-няня

Для детей горнолыжный курорт не только радость катания, но и зона повышенной опасности. Я бы сравнил ситуацию, как если бы в автомобильный поток на МКАД выпустить велосипедистов – увернуться от мчащихся на скорости машин невозможно, а превосходящая в разы масса оставляет мало шансов уцелеть.

Если продолжать аналогию, то гид всегда найдет тихие улочки, практически без движения. Такое катание может быть в формате ски-няня когда родители оставив ребенка на попечение горнолыжной няни катают в свое удовольствие. Может быть и семейный формат, когда взрослые приноравливаются к детскому темпу.

Ски сафари и ски няня — локации

Ски сафари наиболее востребовано на горном курорте Роза Хутор. В новом сезоне горнолыжном сезоне 2018 длина трасс курорта превысила 100 км. Даже что бы объехать просто объехать все трассы потребуется 2-3 дня. Но в этом зачастую нет нужды — самые интересные места вполне можно объехать за день -два.

На остальных курортах количество трасс значительно меньше, но если вам важно иметь контроль и безопасность в катании гид вам в помощь.

Ски-няня нужна детям и подростам на любом курорте если родители решили покататься без детей.

Мы всегда готовы организовать для вас и

8 дней / 7 ночей

Заезды: по запросу

Индивидуальная программа отдыха и катания на г/л курортах Тироля в течение недели, зима 2016г.

Возможно предоставление любых доп. услуг по желанию клиентов (аренда снаряжения, ski гид и другое).

Стоимость программы = 880 Евро за 1/2 DBL room
Проживание: в отеле 3* в Инсбруке (центр) на базе завтраков (возможно за доп.плату от 50 Евро/чел/период сделать проживание в отеле 4*)

Программа тура:

1 день. ПРИБЫТИЕ В А/П г. МЮНХЕНА / ИНСБРУКА.

Встреча в зоне прибытия, трансфер в Инсбрук и размещение в отеле.

2 день. День катания на г/л курорте ЗЕЛЬДЕН, вечером возвращение в отель. За доп.плату (23 Euro) - посещение термального комплекса Aqua Dome.

ЗЕЛЬДЕН - один из самых популярных горнолыжных курортов в Тироле (высота 1377м, 144 км трасс) с тремя ледниковыми зонами катания, что гарантирует большую продолжительность г/л сезона с осени по весну. Его отличает качественная отельная база, разнообразие трасс и отличный après ski + возможность релаксации в термальном комплексе долины Oztal .

3 день. День катания на г/л курортах Обергургль / Хохгургль, возвращение в отель.

Обергургль/Хохгургль (1930м, 120 км трасс) – эти курорты являются одними из самых высокогорных в Тироле, интересны своими комфортными длинными снежными трассами с возможностью free ride. Гарантия снега, большая база дорогих качественных отелей. Расположенные вдали от шума и суеты, интересны для любителей спокойного и аристократического отдыха.

4 день. День катания на г/л курорте ИШГЛЬ, вечером возвращение в отель

ИШГЛЬ (1400м, 300 км трасс) по праву считается одним из самых дорогих и престижных курортов Австрии, знаменит своими apres –ski и входит в обширную зону катания « Сильвретта ски арена», которая является одной из самых обширной в Австрии. Она удобна как для горнолыжников, так и для сноубордистов и любителей внетрассового катания. Высококлассная отельная база и апартаменты дают возможность комфортного отдыха всем категориям туристов.

5 день. День катания на г/л курорте Серфаус, вечером возвращение в отель.

СЕРФАУС - экологически чистый курорт (1200м, 260 км трасс) с обширной зоной катания, с великолепно подготовленными трассами средней и высшей категорией сложности и качественной отельной базой. Курорт очень привлекателен для семей с детьми, для которых на курорте создан специальный Snow park , есть много детских ski школ и ясли. Тихий и спокойный для респектабельного отдыха.

6 день. День катания на г/л курорте САНТ АНТОН, вечером возвращение в отель.

Сант Антон - один из лучших г/л курортов с точки зрения спортивного катания, здесь проводятся соревнования мирового масштаба и тренируются спортивные команды со всего мира.
Рекомендуется для профессионалов и хорошо катающихся туристов, любителям фрирайда, активной вечерней жизни, гурманам, сноубордистам. Великолепный уровень отельной базы и сервиса делают его одним из самых востребованных в зимний период.

7 день. День катания на г/л курорте МАЙЕРХОФЕН, вечером возвращение в отель.

Майерхофен - один из самых популярных среди россиян горнолыжных курортов в Австрии. Расположен он в долине Циллерталь (630м, 160 км трасс) , у подножия ледника Туксер, что гарантирует практически круглогодичное катание в этом регионе. Курорт известен своим недорогим, но качественным размещением, имеет три основных района катания: Ахорн рекомендуют новичкам и лыжникам, имеющим некоторый опыт, а Пенкен - опытным спортсменам и профессионалам, а на леднике катаются все категории туристов.

8 день. Завтрак в отеле. Освобождение номеров.

Трансфер в а/п Мюнхена/ Инсбрука, вылет в Россию.

В стоимость входит:

  • трансфер а/п Мюнхена – отель Инсбрука – а/п Мюнхена
  • трансферы на г/л курорты в течение 6 дней
  • проживание в отеле 3* г.Инсбрука на завтраках
    NB: возможно за доп.плату проживание в отеле 4*
  • горнолыжная медицинская страховка

Оплачивается дополнительно:

  • авиационный перелет до Мюнхена (от 150 евро)
  • визовая поддержка 65 евро (или 10 евро за пакет документов на самостоятельную подачу)
  • дневной ski pass на каждом г/л курорте
  • дополнительные услуги по организации г/л отдыха (снаряжение/гид)
  • страховка от невыезда

NB : туроператор оставляет за собой право менять при необходимости посещение г/л курортов, предупредив об этом заранее группу. Последний день катания возможен на Гармиш – Партенкирхен (Германия) – уточняйте при бронировании!

Горнолыжные курорты Австрии с термальными источниками — это лучшее, что можно выбрать путешественнику для зимнего отдыха. Вокруг раскинулись молочно-белые вершины величественных гор, фантастически красивые ледники и ошеломляющие пейзажи. Внизу распластались красочные долины, где тебя ждет заслуженный ароматный глинтвейн и яблочный штрудель. Рядом туда-сюда снуют толпы лыжников и сноубордистов. А пока ты здесь, наверху, там, где в каждой снежинке отражается свет и небо.

Удачное месторасположение

В Инсбруке есть свой аэропорт, а это значит, что прилетев в Австрию, дальше не придется никуда добираться. При этом, существует возможность наведывать самобытные австрийские деревушки, которые находятся по соседству и каждый день выбирать для катания новый курорт.

Развитая инфраструктура и наличие всего необходимого для комфортного отдыха на самом высоком уровне.

Детальней со «столицей» Тироля можно ознакомиться на официальном сайте города Инсбрук .

Самые оптимальные курорты для катания в Тироле :

  • Майрхофен;
  • Зельден;
  • Санкт-Антон-ам-Арльберг;
  • Китцбюэль; Ишгль.

Майрхофен

Майрхофен – мой любимый горнолыжный курорт, и не только потому, что он самый дешевый в Австрии. Расположен город в 65 км от аэропорта Инсбрука.

В первую очередь, это молодежное и тусовочное место, где ночная жизнь не затихает никогда. А так как повеселиться от души я люблю, то Майрхофен не разочаровывает меня никогда.

Зельден

Зельден – невероятно красивый курортный поселок, пейзажи которого ошеломляют. Расположен в 84 от Инсбрука, а добираться сюда удобней всего будет на автобусах «Ötztal Shuttle ». Цены на курорте – в среднем диапазоне.

Если, впечатлившись природными красотами, Вы решили выбрать для отдыха именно это место учтите, Зельден – курорт для самых продвинутых , тут самое большое количество сложных трасс , общая протяженность которых составляет 150 км.

Также, следует обратить внимание на то, что даже если Вы не новичок, но долго не катались, сюда тоже ехать не стоит.

Никогда не забуду, как после перерыва в несколько лет я очутилась на горе Гайслахкогель , посмотрела вниз и сердце у меня остановилось. Долго не могла решить, как спускаться вниз: на лыжах или пешком. Смелость и кураж перевесили, и, хоть и с остановками, я спустилась, но на такую высоту в тот день больше не взбиралась.

Санкт-Антон-ам-Арльберг

Это один из старейших австрийских курортов. Лыжная традиция началась тут с 1904 года, с момента проведений в городке первый соревнований по скоростному спуску. Одна из первых в мире горнолыжных школ открылась именно тут. Традиция проведения крупных соревнований не забыта, и в 2001 году тут проводился чемпионат мира по горным лыжам.

В наше время услугам лыжников предлагаются разнообразные спуски, общая протяженность которых составляет около 280 км, но новичкам сюда ехать не стоит .

Расстояние от курорта до Инсбрукa — 103 км., ехать оптимально по железной дороге. Расстояние до — 184 км.

Мне очень нравятся здешние магазинчики, в которых можно купить как вещи ведущих мировых брендов, так и мелкие сувениры. Однажды я купила тут засахаренные фиалки, которые, как оказалось, съедобные. Поразительно!

Китцбюэль

Китцбюэль – элитный и один из самых старых курортов, отличительной особенностью которого является его неповторимый средневековый колорит, строениями XVI века тут никого не удивишь. Расположен в 100 км от Инсбрука.

Визитная карточка Кицбюэля – легендарная трасса Штрайф , которая, как известно, используется для проведения Кубка мира по спуску.

Поражает и лыжная инфраструктура городка: в Китцбюэле 160 км трасс для катания и около 60 подъемников.

Ишгль

Ишгль – один из самых престижных австрийских курортов , тут отдыхают и голливудские звезды, и «золотая молодежь», и бизнесмены. Особенно место привлекательно для фрирайдеров.

Здесь часто проводятся концерты от артистов мирового масштаба, а разлет высот от 2000 до 2872 метров гарантирует разнообразные спуски.

Созданы тут условия и для горнолыжного спорта. Так что если Вы хотите и на лыжах покататься, и одновременно окунуться в баварскую культуру, Вам прямиком сюда.

Среди горлыжных курортов я бы выделила следующие :

  • Целль-ам-Зее – Капрун;
  • Заальбах.

Целль-ам-Зее – Капрун

Включает в себя курорты: Целль-ам-Зее , Пизендорф , Капрун , которые объединенные в Европейский спортивный регион. Расстояние от Зальцбурга – 60 ка, от Инсбрука – 100 км. Добираться сюда удобней всего на электричке.

Хорошо развитая лыжная инфраструктура, более 40 км отличных трасс и около 20 подъемников дали право региону претендовать на проведение зимних Олимпийских Игр, но пока не сложилось. Тем не менее, я уверена, что у такого потрясающего региона все впереди.

Здесь невероятно красиво повсюду, но озеро Целлер-Зее – вне всякой конкуренции, от его вида захватывает дыхание, и в такие моменты перестаешь верить своим глазам.

Ледник Китцштайхорн – визитная карточка комплекса, благодаря ему катание на лыжах тут возможно круглогодично.

Пизендорф вмещает трассы для новичков.

Здесь намного меньше туристов, чем в Тироле, что, несомненно, по достоинству оценят фанаты спокойного отдыха, которые не любят толпу.

В регионе вольготно расположились ресторанчики, приветливо предлагающие лучшее пиво и изысканные образцы высокой, в прямом смысле этого слова, кухне. Здешние зальцбургские клецки тают во рту, как и торт Захер.

А я говорила Вам о шоколадно-музыкальном чуде «Моцарт-Кугель»? Именно в этом регионе следует покупать знаменитые шоколадные конфеты с профилем Мэтра.

Заальбах

Заальбах находится в 20 минутах езды от Целль-ам-Зее и считается привлекательным местом для зимнего отдыха. Курорт приятно удивляет обилием трасс и удобной системой размещения подъемников, благодаря чему тут возможно ски-сафари.

Но лично мне больше всего нравятся местные апре-ски, на которых вкуснейший глинтвейн не заканчивается никогда. Вкупе с костюмированными карнавалами и феерическими снежными шоу – это лучший вариант проведения досуга после целого дня головокружительных спусков.

Каринтия

Эта земля граничит с Тиролем и Зальцбургом, а её центром является Клагенфурт , численность населения – 600 тыс. человек.

Любителям экстремального или разнообразного катания в этом регионе делать особо нечего. Зато настоящие эстеты, романтики, любители старины и поклонники спокойного отдыха будут поражены: интересный ландшафт , несметное количество живописных долин и гор , множество красочных озер в сочетании со старинными замками и дворцами образуют невероятное зрелище. А самобытные австрийские деревушки и пасторальная атмосфера – не отпускают долго.

Приятным бонусом является то, что цены тут ниже , чем в вышеуказанных горнолыжных курортах, а туристов существенно меньше . Сплошные плюсы!

Местные горнолыжные курорты Нассфельд и Хермагор-Прессеггер-Зее обладают хорошей базой для катания.

Штирия

Это вторая по величине земля Австрии со столицей в городе Грац . Удобно месторасположение округа, так как он находится в непосредственной близости сразу от нескольких европейских аэропортов.

В регионе множество достопримечательностей, объектов старины. Хорошие условия тут и для лыжников и сноубордистов.

Горнолыжным регионом «номер один» здесь считается Дахштайн-Тауэрн с его крупным курортным центром Шладмингом . При этом, Шладминг, Рормоос, Пихль и Хаус - Эннсталь соединены между собой и образуют единую зону для катания, благодаря чему при спусках пейзажи не повторяются, а лыжные путешествия становятся разнообразными.

Термальные курорты Австрии

Волшебный горный воздух обладает лечебными свойствами, а в сочетании с термальными источниками эффект для человеческого организма будет целительным. Австрийские термальные курорты – это не только шикарный велнесс-отдых, это оздоровление, релакс и умиротворяющая атмосфера.

Хочу обратить Ваше внимание, это то, что все курорты Австрии, которые в своем названии имеют приставку «Бад » относятся к термальным. Многие места сочетают в себе возможность катания на лыжах и использование термальных источников, что очень удобно.

Важны и окружающие красоты, достопримечательности, но главное, что необходимо учитывать – это болезни, которые лечат на том или ином курорте.

На термальные курорты мой любимый Тироль небогат, тут находится единственный такой курорт в городке Ленгефельд . Тут лечат, в основном, заболевания суставов и сосудов, ревматизм и болезни, связанные с нарушением кровообращения.

Спа-комплекс Aquadom в Ленгефельд

Упоминаемая уже Каринтия, кроме может тоже похвастаться хорошими термами, а целебных источников в регионе насчитывается немногим более шестидесяти. Самые крупные из здешних термальных курортов — это Бад-Кляйнкирххайм и Вилах.

Нарушения кровообращения, инфекционные болезни и заболевания нервной системы как рукой снимет с помощью местных термальных источников. Современные медицинские технологии, высококлассное оборудование и опытные врачи гарантируют оздоровление, а также незабываемый отдых в комфортных условиях.

На мой взгляд, земля Зальцбург — оптимально сочетает в себе возможности для горнолыжного спорта и оздоровления с помощью термальных вод. Если в Тироле больше катаются на лыжах, то в Зальцбурге созданы прекрасные условия и для лечения, и для катания.

Термальным центром округа считается Бад-Гаштайн , который находится в ста километрах от Зальцбурга. Основное богатство курорта – это родоновые ванны и минеральные источники, что используется для лечения органов дыхания, полиартрита, артрозов. Местные специалисты выявили, что содержание в местных штольнях родона, влажность воздуха до 90 % и его температура 37,5 до 41,5 целебно действуют на организм и активно пользуются этой формулой.

Селиться тут предпочтительно в лечебно-оздоровительном комплексе «Фельзенбад». Цены на курорте, к сожалению, высокие.

Азартные отдыхающие будут приятно удивлены, ведь на курорте имеется высокогорное казино . Но мне, если честно, по душе местные пейзажи и визитная карточка городка – фантастической красоты водопад . Но больше всего меня привлекает уникальная для австрийских курортов возможность спуститься с лыжной трассы прямиком к горячему термальному бассейну. Непередаваемые ощущения и бодрящий контраст.

А если Вы хотите посетить более современное место в регионе, то огромный спа-комплекс Tauern Spa в Капруне приветливо распахнет свои двери. Он построен в 2010 году, поэтому оборудование тут только самое новое. Термальная Верхняя Австрия — регион, уделяющий особое внимание здоровому отдыху на самом высшем уровне.

Такие традиционные оздоровительные и термальные курорты, как Бад-Целль, Бад-Ишль или Бад-Халль уже давно нашли своих поклонников. Но новые места конкуренции не боятся и в борьбе применяют тяжелую артиллерию, в Бад-Шаллербах запустили цветовые термы, первые в Австрии, а термы Aquapulco поражают карибской идиллией и завлекают детвору.

Детские термы Aquapulco

Посмотрите, какой прекрасный отдых с детьми можно организовать в Бад-Шаллербахе!

Активно настигают их и ультрасовременные термы Нижней Австрии, которые «берут» световыми инсценировками и соляными бассейнами с подводной музыкой, мне понравились местные термы Лаа). Несомненно, роскошный велнесс-отдых на термальных источниках дает возможность хорошо расслабиться и оздоровиться, отрешиться от вызовов современности, но лично я более, чем два дня в такой обстановке не выдерживаю – скучновато. Да и со здоровьем, слава Богу, все в порядке.

Так что, находясь в Австрии и поплавав два денька в расслабляющем термальном бассейне, я отправляюсь дальше: на лыжи, туда, где заснеженные вершины, яркое горное солнышко и ветер в волосах.