Европа        30.03.2024   

Орисса, восточная индия - короткий групповой тур! Индийский штат ориссу Орисса индия

(выделенным из ) на западе, штатом на севере и Восточным Бенгалом на северо-востоке.

Вдали от центрального "золотого треугольника", иностранных туристов мало, но вы увидите много бенгальцев путешествующих в семейных группах по всей прибрежной Орисса. Эти окраины с их минимальной инфраструктурой и перегруженным общественным транспортом, интересны в первую очередь, исследователям дикой природы, птиц или животного мира, интересующимся храмами или племенной культурой.

Одиша (Орисса) занимает около 155.707 км. На территории штата можно выделить четыре географических района: восточное плато, центральный речной бассейн, холмы на востоке и побережье. В штате протекает шесть рек, имеющих важное значение: Субарнарекха, Будхабаланга, Байтарани, Брахмани, Маханади и Русикулья. Западные и северо-западные районы штата богаты минералами. .

Население Ориссы (Одиши) составляет около 30 млн., из них 22% - , адиваси, или "племенные" (буквально "первые") люди, которые обитают восновном в районах Маюрбхандж, Кеонджхар, Сундаргарх и Корапут.
В недоступных цивилизации уголках многие племена смогли сохранить уникальные культурные и языки. В вы можете встретить вывески "племенных туров". посещать племена не рекомендуется или прямо запрещено в зависимости от региона, иногда просто опасно, местные турфирмы сами делают необходимые разрешения и обеспечивают посещение только дружественно-настроенных к туристам адиваси.

Родной язык жителей Ориссы – ория, но большинство из них понимает и хинди. Часть населения говорит также на бенгали, телугу, урду, немного на гуджарати, кроме того, встречаются различные племенные диалекты. Образованная
часть населения понимает английский.

Несмотря на то что Орисса - один из беднейших регионов Индии, штат Орисса обладает своеобразным и богатым культурным наследием. Прибрежные равнинах место концентрации исторических и религиозных памятников.
Орисса знаменита своей древней традицией искусства и архитектуры.

История Ориссы
Древнейшие памятники относятся к 3 веку до н.э.
О былой славе Ориссы рассказывают остатки колонны Ашоки, превращенные в лингам Шивы в храме Бхаскарешвары в Бхубанешваре, львиная капитель колонны Ашоки, которая сейчас находится в Государственном музее.
Второй этап развития искусства Ориссы представлен пещерными храмами Кхандагири и и настенными надписями, рассказывающими о кратком, но богатом событиями периоде правления Кхаравелы в 1 веке до н.э. Изображения нагов и якшей, найденные в окрестностях Бхубанешвара, относятся к периоду после Кхаравелы. Еще один памятник древности – Шишупалгарх неподалеку от Бхубанешвара.

Расцвет искусства Ориссы приходится на 7-13 века н.э. Самые ранние храмы вокруг Бхубанешвара были построены при банпурской династии Сайлодбхава. Бхаумакары, Сомавами и блистательные Ганги известны прежде всего благодаря храмовому строительству. Самый древний из сохранившихся храмов – это храм Парашурамешвары в Бхубанешваре. Храм Лингараджа в Бхубанешваре, храм Джаганнатха в Пури и храм Солнца в Конараке – молчаливые свидетели былого величия Ориссы. Еще несколько примеров архитектуры Ориссы – храмы Раджарани и Муктешвары в Бхубанешваре, храм Бираджи в Джайпуре, храм Кичакешвари в Кхичинге и храмы в Ранипур-Джхариале.

Орисса также знаменита своими ремеслами. Следует в первую очередь упомянуть каттакское серебро, резьбу по рогу из Каттака и Парлакхемунди и знаменитые аппликации из Пипили. Особого внимания заслуживает уникальная роспись Ориссы – паттачитра. Изделия из бронзы – особенно вазы и подсвечники привлекают своей красотой и долговечностью. Еще одно интересное направления местного искусства - вазы и блюда из черного камня Нилагири и Кхичинга и разноцветные каменные . Вы будете очарованы домотканой одеждой из шелка и хлопка, особенно сари. Сари из Самбалпури и пата из Маниабандхи славятся неповторимостью текстуры и орнамента.

Жители Ориссы любят праздники и ярмарки. Празднества связаны с религиозной практикой, но в атмосфере праздника часто отступают на второй план. Большинство праздников отмечается по всему штату, но в некоторых местах есть и свои собственные праздники, которые соотносятся с временем года. Особенно веселая атмосфера царит на Чандан , Снана ятра и Ратха ятра в Пури, хотя последний из этих праздников отмечается и в Барипаде, и в Атхагархе, и в Дхенканале, и в Корапуте, и в других местах, даже за пределами штата. Весь штат празднует -пуджу, особенно в Каттаке. В разных уголках Ориссы отмечают -пуджу, или

Орисса – удивительный штат в восточной части Индии. С туристической точки зрения Орисса, возможно, не так популярна, как другие штаты, например, Гоа, Керала или Кашмир. Этот регион Индии стоит особняком. Он отличается рядом достопримечательностей – от религиозных памятников до естественных красот природы. Если вы - путешественник, который не любит проторенных дорог, то Орисса как раз для вас. Здесь вы сможете увидеть и посетить несколько замечательнейших мест. Вот некоторые из них.

Очевидно, что главная причина, по которой люди посещают Ориссу - чтобы увидеть храм Джаганнатха в городе Пури. Это один из самых больших храмов в Индии и он постоянно привлекает толпы индуистских паломников. Лучшее время для посещения этого места - во время проведения фестиваля Ратха (Rath Festival), проходящего здесь во второй половине августа. Однако учтите, что город в эти дни будет переполнен толпами людей. Поэтому, если такой вариант вас не устраивает, приезжайте в любое другое время.

В Ориссе понравится и любителем пляжного отдыха. Пляж Сваргдвар в городе Пури, несомненно, лучший во всем штате. Кстати, в переводе с хинди Swargadwar означает «Небесные врата». Любой, кто захочет спокойно провести время на песчаных берегах Бенгальского залива, сможет найти умиротворение в стенах этого гостеприимного города. Здесь есть превосходные многозвездочные отели и курорты. Пища довольно хороша, хотя, главным образом, состоит из вегетарианских блюд. Причина в том, что население города Пури весьма религиозно и поклоняется божеству Джаганнатха. Пляж славится своими морскими раковинами и крабами. Здесь можно покататься на пони или заняться другими традиционными видами морских развлечений. В этой части света вы сможете любоваться также самыми прекрасными восходами и закатами солнца.

Этот храм является достопримечательностью 13 века. Он знаменит своей архитектурой и богатым историческим наследием. Храм спроектирован безупречным образом и по форме напоминает колесницу (на хинди – «rath»). Он находится в маленьком городке Конарк, недалеко от Пури. Туда можно лег""ко добраться на автомобиле. Вся местность здесь как бы окутана безмятежным спокойствием. Среди уникальных резных украшений храма можно увидеть и такие, которые имеют эротическую направленность. Они очень похожи на резьбу, изображающую сцены из Камасутры в знаменитом комплексе храмов Кхаджурахо (Khajuraho) в штате Мадхья-Прадеш.

Если вы любитель природы и вам нравится наблюдать за птицами, лучшего места, чем озеро Чилика, вы не найдете во всей Индии. Оно считается одним из самых красивых и фотогеничных. Это солоноватое озеро является крупнейшим на территории Азии и занимает площадь более тысячи квадратных километров. Само собой разумеется, что это место привлекает к себе множество видов птиц, в том числе и несколько мигрирующих видов. Здесь вы можете наслаждаться катанием на лодке. А если повезет, то даже увидите одного-двух дельфинов. Да-да, озеро Чилика является местом обитания некоторых здешних видов дельфинов.








Озеро Чилика (Chilika Lake)

Достаточно удобно в Ориссу ехать (и, соответственно уезжать) из Колкаты или Райпура ночными поездами.

Столица штата - город Бхубанешвар. Железнодорожные пути чётко отделяют "Старый Бухбанешвар" от громадного нового города, построенного за последние полвека по строгому плану.

Главная улица Старого городе - Льюис Роад с массой магазинчиков и отельчиков. И даже супермаркетами -



И самой обычной торговлей арбузами -




Бхубанешвар знаменит своими древними храмами, выполненными в своеобразном стиле индийской культовой архитектуры. Когда-то их было 7 тысяч, большая часть была уничтожена мусульманскими захватчиками на пару с временем. Сейчас насчитывают то ли 400, то ли 500.

Наиболее крупные и известные находятся в южной части Старого города, осмотр лучше начинать с перекрёстка Льюис Роад и Танкапани Роад.

Налево вскоре будет Раджарани Мандир, единственный из храмов Ббс, который является музеем, открыт от рассвета до заката, 100 рупий.




По сторонам 18-метрового деула (башни храма) размещены статуи дикпалов со свитой.




Дальше по Танкапани, будет комплекс шиваистского храма Брахмешвара, над которым развевается шафрановый флаг.




И храм Бхаскарешвара в красивом парке.




Направо с перекрёстка за несколько минут доходим до Бинду Сагар ("Капля океана") – вырытого ещё в раннем средневековье пруда, содержащего воду из всех священных рек Индии.




На его берегах и стоит главный храм города – 54-метровый Лингарадж Мандир или Трибхубанешвара ("Повелитель трёх миров"). Нехинду туда не пускают, в своё время даже Индиру Ганди не пустили, так как жената она была на иноверце-парсе.

В окрестностях Бинду Сагар есть храмы менее известные, но более интересные.

Самый красивый из ранних орисских храмов - Парашурамешвара Мандир, построенный около 650 года.




И правда, очень интересные скульптуры. Вот, например, эти, на стенах джагомаханы, ещё не имевшей пирамидальной крыши.




Один-в-один медитирующий в позе лотоса Будда. Так здесь изображён шиваитский проповедник Лакулиша, вернувший Ориссу к истинной вере в 5-м веке. И в оформлении храма нередок сюжет "лев, побеждающий слона" – олицетворяет победу индуизма над буддизмом.

Ближе к Льюис Роад будет ещё один симпатичный парк. В нём имеется небольшой Муктешвара Мандир (около 900 года) с богато украшенными скульпутрой входными воротами (торана).




На той же террасе стоит в лесах Сиддхешвара Мандир, недостроенный в XI веке.




Из Бхубанешвара съездил в Удайгири и Кхандагири – джайнские пещерные монастыри, вырубленные пару тысячелетий назад в склонах песчаниковых холмов в окрестностях тогдашней столицы Калинги, Сисупалгарха.

Расположены они в 6 километрах северо-западнее современного Бхубанешвара, недалеко от хайвея на Колкату. Ехать от Калпана Сквер на авторикше где-то с полчаса, 120 рупий в один конец.

По высадке на дороге с массой лавчонок справа у нас будет Удайгири, а слева – Кхандагири. Сначала идём направо, где яркий газон приветствует нас.




Вход – 100 рупий.

От входа идти направо к самому большому и впечатляющему сооружению всего комплекса – пещере № 1 Рани Ка Наур ("Дворец царицы").




Двухэтажный пещерный комплекс известен резными фризами с разными зверями и джайнскими святыми.




Вторая по интересности пещера будет ещё дальше направо - № 10 Ганеш Гумпха ("Пещере Ганеши").




От пещеры Ганеши ступеньки налево ведут на вершину холма, где будет фундамент главного зала из чёрного камня.




Напротив входа в Удайягири широкая лестница ведёт вверх на Кхандагири, на вершине которого белеет джайнский храм Парсванатха, построенный в начале XIX века – он хорошо виден с вершины Удайгири.




Лестница оккупирована мартышками, корм для которых (в виде газетных кулёчков с орешками) продают за рупию мальчишки в начале подъёма. Мартышки оказались на редкость спокойны и воспитаны (не в пример индийцам) – вежливо брали протягиваемые им кулёчки, аккуратно их надрывали и не спеша поедали орешки.




В общем, всё чинно – очевидно, мартышкам на жизнь хватало за глаза, поэтому сами к туристам они не лезли.

Лестница выводит к серии пещер – довольно тусклых и невзрачных после Удайгири.




Из Бхубанешвара полтора часа автобусом до Пури на берегу Бенгальского залива Индийского океана, местного Сочи и местной Мекки (храм Джаганатха) в одном флаконе.




Местная туристическая инфраструктура сосредоточена на идущей парралельно берегу Чакратиртха Роад (сокращённо – Си-Ти Роад).




С неё пару минут ходьбы до океана.

Пляж в Пури – широкая песчаная полоса по берегу океана, тянущаяся на многие километры от рыбацкой деревни на запад.




Пляж не сильно обустроен. Несколько забегаловок под пальмовыми крышами, отдельные лошади и верблюды предлагают на себе покататься.

Немногочисленные белые загорают, многочисленные индусы больше бродят вдоль берега, фоткаются с белыми, кое-кто лезет в океан. Там сильнейшая прибойная волна.

Да, ещё по пляжу бродят отдельные подозрительные граждане, именующие себя "фишерменами", и знакомые с азами русского. Начинают свои предложения с катания на рыбацких лодках, затем – жемчуг, чёрный жемчуг, алмазы (качество демонстрируется на месте разрезанием стекла). И последний уровень предложения – марихуана, девочки, мальчики.




Погода летом в Пури описывается одним словом – "сауна". Под + 40 с безоблачным небом и почти 100 % влажности. Все вещи моментально становятся влажными и наотрез отказываются сохнуть. Ещё по расписанию, с 10-ти до 12-ти отключают электричество.




На восточном конце Си-Ти Роад заканчивается в рыбацкой деревне – нагромождение пальмовых хибар с вытащенными на берег лодками.




Так что в рационе местных жителей и гостей города большое место занимает рыба и морепродукты




Ещё с 2-х до 5-ти местные заведения закрываются на сиесту. И при входе в магазины (даже интернетни) в Пури положено разуваться, оставляя обувь у входа. Наверное поэтому в Пури царит довольно расслабушная атмосфера провинциального курорта.

Из Пури час езды автобусом до Конарака, храмового комплекса в честь Сурьи, бога Солнца, самой известной достопримечательности штата, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО




Комплекс открыт от рассвета до заката, вход для иностранцев – 250 рупий.

За главным входом будет бхога-мандапа, лестницу на которую сторожат два колосса – львы-на-слоне.




Главный храм выполнен в традиционном орисском стиле, но если портик-джагамохана сохранился в целостности, то башня-деул рухнула более века назад.

Платформа храма представляет собой колесницу бога Солнца.




Так что самый запоминающийся элемент декора храма - громадные резные колёса.




Храм обильно украшен резной скульптурой, изображающих богов, героев, музыкантов, танцовщиц, животных, батальные и эротические сцены -




Конечно, не Кхаджурахо, но кое-что имеется, во всяком случае в ряде мест индийцы дружно останавливались и пальцами показывали.




С западной стороны над громадной кучей камней рухнувшего деула возвышаются ниши над маленькими дверцами с разными статуями.

Средний – сам бог Солнца Сурья из зелёного хлорита, в сапогах для верховой езды.




Помимо главного храма, есть на территории комплекса останки ещё пары храмов поменьше, а так же громадные статуи животных-хранителей.


На неспешный осмотр комплекса ушло около полутора часов, в сопровождении толп индийских туристов.



Орисса (Orissa ) - штат на востоке Индии. Столица и крупнейший город - Бхубанешвар .

На побережье Индийского Океана практически отсутствуют удобные места для портов, за исключением Парадипа. Прибрежная полоса и дельта реки Маханади отличаются исключительно высоком плодородием. В условиях регулярных и обильных дождей снимаются два урожая в год.

Штат знаменит своими храмовыми комплексами - в первую очередь такими, как Конарк, Пури и Бхубанешвар.

Туристы посещают преимущественно храм Джаганнатх в Пури и храм Солнца в Конарке. Знаменит также храм Лингараджа в Бхубанешваре.

В плотнонаселённой прибрежной зоне обитают преимущественно народы, говорящие на языке ория. В Ориссе бывают мощные циклоны. В октябре 1999 от тропического циклона 05B погибло десять тысяч человек, были сильные разрушения.

В Ориссе имеются существенные залежи минерального сырья, и штат инвестируется иностранными фирмами. В Ориссе имеется развитая промышленность по производству стали и алюминия. В штате сравнительно развитая инфраструктура. Орисса является также центром информационных технологий.

Подавляющее большинство населения штата - индуисты, принадлежащие к самым разным направлениям. Большинство из них - это шактисты, шиваиты и вишнуиты. Вишнуизм (другое название - вайшнавизм) особенно распространён в Ориссе, так как здесь расположена одна из величайших святынь вайшнавизма - храм Джаганнатхи в Пури. Большинство вайшнавов Ориссы принадлежат к бенгальской ветви вайшнавизма - гаудия-вайшнавизму.

В 2008 году в штате в результате погромов 50 тыс. христиан покинули свои дома, погиб 81 человек, было разрушено и сожжено 4677 домов, 236 храмов и 36 монастырей.

Своеобразное и богатое культурное наследие Ориссы ощущается по всему этому маленькому штату на восточном побережье субконтинента. Могучие реки Махананди и Брахмани извиваются, спускаясь с густо поросших лесами гор, где племена (adivasi) продолжают жить своей очень традиционной жизнью, на плодородные аллювиальные равнины, которые протянулись вдоль побережья Бенгальского Залива.

Любой приехавший в Ориссу не может не заметить разительный контраст между полными жизни храмами и памятниками могущественных прошлых династий и отчаянно бедной, подверженной засухам современной Ориссой, экономика которой основана на культивировании риса. Несмотря на кажущееся идиллическим существование деревень с их соломенными крышами и выбеленными башнями храмов, разбросанных среди пальмовых рощ и окруженных зелеными полями, деревенские жители постоянно вынуждены вести борьбу с разрушительными и непредсказуемыми, склонными к образованию циклонов, тропическими природными условиями, а также иметь дело с равно нестабильной политикой.

Достопримечательности штата Орисса

Прибрежные равнины претендуют на самую высокую в Индии концентрацию исторических и религиозных памятников - основных туристических достопримечательностей Ориссы. Пури , где находится знаменитый храм Джаганнатха и проходит одна из самых живописных религиозных процессий Ратх Ятра (Rath Yatra), сочетает в себе опьяняющую интенсивность индуистского паломнического центра с самыми гедонистическими удовольствиями пляжа. Совсем недалеко, вдоль главной авто- и железной дороги Калькутта - Ченнаи расположено множество недорогих отелей, которые, вместе с непринужденным здешним образом жизни, привлекают определенное количество диких туристов с рюкзаками. В Конараке, немного подальше вдоль побережья, находятся развалины самого интересного храма Ориссы. Долгие годы он был скрыт под гигантской песчаной дюной, его поверхности украшает прекрасно сохранившаяся скульптура, в том числе и несколько удивительных образцов эротики. Древние вырубленные в скалах пещеры и нарядные песчаниковые храмы Бхубанешвара (Bhubaneswar), столицы штата - которые туристы нередко пропускают - возвращают вас к той эпохе, когда этот город правил целым царством, простирающимся от дельты Ганги до устья реки Годавари.

В отдалении от центрального “золотого треугольника”, тут туристические места разбросаны далеко друг от друга и иностранных туристов мало, чего не скажешь о бенгальцах, которые путешествуют по прибрежной Ориссе целыми семейными группами. Те, кто приезжают в этот регион, обычно имеют какой-то особый интерес, как, например, наблюдение за птицами и животными, изучение храмов или культуры племен. В этих отдаленных районах необходима подобная страсть, чтобы суметь бросить вызов невзгодам, связанным с минимальной инфраструктурой и облагаемым чересчур высокими налогами общественным транспортом. Национальный Парк Симлипал (Simlipal National Park), расположенный глубоко среди лесов саловых деревьев на дальнем северо-востоке, отличается живописными ареалами, которые населяют тигры, слоны и сотни других видов животных, птиц и рептилий, которые практически исчезли в более загрязненных областях. Зимой маленькие островки, разбросанные по озеру Чилика - огромной солоноводной лагуне к югу от Бхубанешвара, становятся настоящим раем для любителя птиц. Далее на север, в конце речной дельты Ориссы, находится Заповедник Бхита Каника (Bhita Kanika Sanctuary), который представляет собой уединенный участок пляжа, где размножается масса гигантских оливковых морских черепах, которые мигрируют сюда в феврале и марте с южно-американского побережья.

Судя по количеству в Ориссе храмов, паломников и придорожных алтарей, можно легко подумать, что индуизм являлся здесь единственной религией. Но на самом деле почти четверть населения принадлежит к adivasi, или племенам (буквально - “первыми жителями”), которые предположительно происходят от до-арийских аборигенов, проживавших на этой территории. В наиболее недоступных уголках штата, таких, как полоса почти непроходимых горных районов, протянувшаяся по всей длине внутренней его части, многие из этих групп сохранили уникальные культурные традиции и языки. Однако, бич “этнического” туризма является последней разновидностью вторжения в образ жизни адиваси, последовавшей за строителями плотин, миссионерами и “программами развития”, инициироваными правительством штата. Отели и агентства путешествий по всему Пури предлагают “экскурсии к племенам” за большое количество долларов, от которых ничего никогда не просачивается в сами деревни адиваси.

Штат Орисса большую часть года отличается довольно благоприятным климатом, со средними температурами от 17° С между ноябрем и мартом, до терпимой летней температуры в 32° С, хотя при этом бывает влажно. Муссон начинает дуть приблизительно в середине июня, как раз к началу праздника Ратх Ятра. Приезжать сюда лучше всего в прохладные зимние месяцы, особенно во время Макар Санкранти (Makar Sankranti) в январе, когда деревни Ориссы отмечают окончание сбора урожая красочными празднествами.

Передвижение по штату Орисса практически не представляет никаких сложностей, если вы придерживаетесь наиболее населенных прибрежных районов. Национальная Магистраль 5 и Юго-Восточная Железная Дорога, которые пролегают по прибрежной равнине через Бхубанешвар, являются главными транспортными артериями региона. Имеется также метровой ширины боковая колея, которая тянется до самого Пури, откуда часто отправляются прямые поезда до Дели, Калькутты и Ченнаи. В других местах лучше всего передвигаться на автобусах. Регулярные государственные и постоянно расширяющие свои маршруты автобусы частных компаний курсируют по всем основным дорогам и добираются до большинства более удаленных участков.

Бхубанешвар, столица штата, также является храмовым городом, в котором расположено более 500 храмов. Наиболее важными из них являются храм Лингараджа высотой 54 метра, храм Муктешвар с его знаменитой входной аркой и храм Парашурамешвара с его решётчатыми окнами.

Исторические места штата - Баудх (Бауда, Боудх, Бодх) с большой статуей Будды; наскальные указы Ашоки в Даули; Ранипур-Джхариал со своими храмами, посвящёнными 64 йогиням; руины буддийского комплекса в Ратнагири-Лалитгири-Удаягири, где процветал буддийский университет Пушпагири; скальные пещеры с богато украшенной резьбой в Кхандагири-Удаягири; храм Солнца XIII века на пляже в Конарке, созданное из скалы архитектурное чудо в форме колесницы с семью конями.

Религиозные достопримечательности Одиши - всемирно известный храм Джаганнатха Пури, храмы Балангира, Барипады, Кантило, Вираджа и храмы Швета-Вараха (белого воплощения Варахи) Джаджпура, а также храм Шивы на вершине холма в Капилаше на высоте 682 метра над уровнем моря с 1352 ступеньками к нему или по серпантинной дороге.

Интересными местами природы являются горячие серные источники в Таптапани и Атри, Чилика - крупнейшая лагуна в Индии и вторая по величине лагуна в мире; водопады Деогарх в Прадханпете; Гопалпур - древний порт и пляжный курорт. Плотина Хиракуд; Пхулабани, центр пояса проживания местных племён; пляж Чандипур; горная станция Кендуджхар (или Кеонджхар, 480 метров).

Заповедники дикой природы и национальные парки - это Симлипал, Тикарпара (Тикарпада), зоопарки Ушакотхи и Нанданканан с крупнейшим львиным сафари в Индии и единственный заповедником белого тигра.

Парадвип - крупный порт, Руркла - крупный металлургический завод и индустриальная столица штата.

С храмом Джаганнатхи была одна интересная реальная история у автора этой статьи. Когда я приехал первый раз в храмовый комплекс Шри Рангам в Тамилнаде в феврале 2004 г., на 4-ом периметре гопурамов (их там 7, это такие трапециевидные арки) меня тормознули охранники - "дальше только для хинду!", и я пошёл к администратору храма, в 10-минутной беседе надавив среди прочего на то, что индуизм - это убеждения, а не расизм, основанный на цвете кожи, и убедив его пропустить меня после рассказывания разных индуистских легенд. После special darshan-а (особого даршана, на пару метров ближе к главному мурти) за тогдашние 10 рупий, возле алтарной встречаю белокожего кришнаита в вайшнавской «спецодежде» и спрашиваю его на английском: "А ты тоже прошёл через беседу с администратором храма?" А он так гордо: "Нет, в этой [вайшнавской] одежде я могу свободно пройти в любой храм Индии!" "Что, и в Джаганнатх Пури?" ;) В одну секунду он заметно погрустнел, но потом с натужным энтузиазмом воскликнул: "Но ты можешь получить ту же пользу ("benefit") от даршана (лицезрения) чакры (диска) на вершине храма Джаганнатхи! Так говорили мои наставники". Было видно, что даже он сам в эту пургу (для белых) не верит, и в ответ на мой красноречивый взгляд (я точно в это не верил:) он смутился окончательно. Постепенно мы разговорились, выяснилось что его зовут Парамдхан (искконовское имя), родом он из Карловых Вар, но последние годы живёт в Англии. Мы расстались, я поехал дальше по храмам Тамилнаду. Через три месяца, в середине мая, приезжаю в Бадринатх , и в первый же день встречаю там Парамдхана! Он узнал меня, и его первыми словами было даже не "Привет", а "А я прошёл в храм Джаганнатхи!!!" "Каким образом?" "В отеле намазался чёрным кремом, замотался в простую индийскую одежду по максимуму, оставив неприкрытым только лицо, и примкнул перед храмом к группе деревенских индусов-паломников, так и прошёл". "А ты в курсе, что при подобной попытке прямо перед алтарной храма Джаганнатхи в 1994 убили известного искконовца-негра, якобы даже ученика Прабхупады? Он тоже замотался в одежду по максимуму, но его заметили брамины-служители уже на последнем рубеже перед алтарём, началась ругань, потасовка, и в служебном неистовстве для защиты храма от нечистого млеччхи брамины забили до смерти этого негра прямо там же. Шума в Индии тогда было много". Парамдхан переменился в лице и сказал: "А я этого не знал..." Было видно, что, расскажи я тогда ему эту историю в Шри Рангаме 3 месяца назад, даршана Господа Джаганнатхи он бы так и не получил;) Вот некоторые более поздние истории о храме Джаганнатхи в Пури на английском.